Интерактивные методы обучения как способы вовлечения обучающихся в активное взаимодействие на уроках английского языка
Учитель английского языка
МОУ Лицей 3 г. Волгограда:
Омбоева Наталья Антоновна,
кандидат педагогических наук
Интерактивные методы
способы организации активного взаимодействия обучающихся между собой, с учителем, различными источниками информации, при котором происходит осмысление нового опыта и приобретение знаний, реализуемые в общении.
Взаимодействие понимается как процесс взаимовлияния субъектов образовательного процесса друг на друга.
Группы интерактивных методов обучения:
1) групповые (разбор ситуации на основе текста, жизненной ситуации, выполнение заданий УМК);
2) дискуссионные (диалог, дискуссия);
3) игровые;
4) проекты, презентации;
5) оценивание достижений (портфолио творческих работ и достижений).
Цель отбора: систематизация интерактивных методов обучения, использующихся в учебной деятельности. Основание для отбора: возможность обучающихся реализовать себя творчески в трех образовательных средах взаимодействия: «ученик-ученик-учитель»; «ученик-компьютер-учитель»; «ученик-текст-учитель».
Анкета «Изучение отношения старшеклассников к взаимодействию в учебной деятельности»
Цель: выявить отношение обучаемых к взаимодействию на уроке между одноклассниками и учителем. Изучить возможности взаимодействия.
Инструкция: Если вы согласны с предложенным утверждением отвечайте «Да», если не согласны, отвечайте «Нет».
1) Мне нравятся групповые формы работы на уроке.
2) Я не люблю, когда на уроке организуются групповые формы работы.
3) Мне легко общаться с учителем и одноклассниками на уроке.
4) Мне трудно общаться с учителем и одноклассниками на уроке.
5) Решение проблемных заданий для меня интересно.
6) Мне не интересно решать задания, содержащие в себе проблему.
7) Я легко вступаю в дискуссии, организуемые учителем на уроке.
8) Я тяжело вступаю в дискуссии, организуемые учителем на уроке.
9) Я лучше выполню сложное, но интересное задание, чем два простых.
10) Я лучше выполню два простых, не интересных задания, чем одно сложное, но интересное.
11) Если учитель предлагает выбрать уровень выполнения заданий, я всегда выбираю высокий.
12) Если учитель предлагает выбрать уровень выполнения заданий, я всегда выбираю низкий.
13) Уроки, на которых используются методы взаимодействия между учителем и учащимися для меня интереснее, чем традиционные.
14) При групповой форме работы я всегда активно участвую в обсуждении проблем.
15) Я стараюсь не принимать никакого участия в групповых обсуждениях и соглашаюсь с тем, что решать члены группы.
Анкета 2
Определение характера взаимодействия
старшеклассников с учителями
Закончите следующие предложения.
1. Когда мне приходится взаимодействовать с учителем, я ...
2. Я буду взаимодействовать с учителем, если...
3. Чаще всего контакт с учителем для меня становится ...
4. Обращаться за помощью к учителям для меня...
5. Учитель для меня это...
6. В отличие от меня, многие мои товарищи при взаимодействии с учителями ...
7. Складывается впечатление, что взаимодействовать с учителями можно...
8. Если мне не нравится то, что делает (предлагает) учитель я...
9. Когда мне не понятно, чего добивается учитель, я...
10. В конфликтных ситуациях с учителями, я ...
Условия использования интерактивных методов обучения в учебной деятельности
1) создание личностно-деятельностной ситуации, обеспечивающей самореализацию старшеклассников;
2) создание ситуации успеха, способствующей самореализации учащихся;
3) ориентация на групповую работу учащихся;
4) выполнение учащимися личностных проектов;
5) усиление самостоятельности учебной деятельности;
6) рефлексивное подведение итогов.
Ориентация на использование интерактивных методов обучения способствует формированию интерактивных умений, содействующих самореализации старшеклассников, а интерактивная учебная деятельность как активное, продуктивное, рефлексивное взаимодействие субъекта образовательного процесса с образовательной средой является одним из решающих факторов личностной реализации учащихся.