СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивная презентация на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная презентация на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры".»

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры Выполнил учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 59 им. Г.М. Мыльникова» Гаврилюк Алексей Владимирович

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры

Выполнил

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 59 им. Г.М. Мыльникова»

Гаврилюк Алексей Владимирович

Актуальность Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. 

Актуальность

  • Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
  • Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. 

Влияние уроков физкультуры на уровень физической подготовленности учащихся

  • Сегодня весьма нелегко привлечь учащихся к регулярным занятиям физической культурой. Очевидно и то, что старые подходы к данной проблеме, основанные на принуждении ушли в прошлое. С поступлением в школу у детей двигательная активность уменьшается на 50%, что вызывает ухудшение здоровья, быструю утомляемость, снижение риска уровня физической и умственной работоспособности. Школьники с малой двигательной активностью имеют повышенный уровень заболеваемости, вследствие снижения функциональных возможностей. И иммунитета всего организма. Таким образом, три традиционных школьных урока в неделю не компенсируют дефицит двигательной активности детей и подростков. Они не в состоянии сформировать у учащихся ни потребности, ни привычки в физическом самосовершенствовании и, в конечном итоге, не в состоянии решать те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой на современном этапе. В целях содействия укреплению здоровья и физическому развитию школьников, учитель должен искать резервы и иметь в виду прямое воздействие физических нагрузок урока и его закаливающего фактора, выработку практических навыков гигиенически правильного построения занятий с использованием закаливающих средств. На мой взгляд, настал период, когда возрастает целесообразность проведения уроков определённой направленности с преимущёственным использованием средств вида спорта, наиболее популярного в данной школе.
Цели и задачи Цель:   Укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры, основываясь на природных данных и особенностях учащихся. Задачи: Укрепление и сохранение здоровья школьников; Вовлечение учащихся в спортивные секции; Организация и проведение спортивных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и других мероприятий )

Цели и задачи

  • Цель:

Укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры, основываясь на природных данных и особенностях учащихся.

  • Задачи:
  • Укрепление и сохранение здоровья школьников;
  • Вовлечение учащихся в спортивные секции;
  • Организация и проведение спортивных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и других мероприятий )
Для решения поставленных задач использовала следующие методы исследования: Анализ научной литературы; Педагогические наблюдения;

Для решения поставленных задач использовала следующие методы исследования:

  • Анализ научной литературы;
  • Педагогические наблюдения;
Понятие «здоровьесберегающие технологии»: К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Понятие «здоровьесберегающие технологии»:

  • К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Здоровьесберегающие технологии:

  • Рациональная плотность урока;
  • Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
  • Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  • Оптимальное сочетание различных видов деятельности;
  • Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
  • Включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
  • Целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

Рациональная плотность урока

  • Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д.
  • Время на уроках физической культуры используется для восприятия, осмысливания и выполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.
  • Соотношение во времени между этими компонентами учитель может регулировать. При подготовке к уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.
  • До начала урока следует также подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачу различных предметов.
  • Большое влияние на плотность оказывает такая организация урока, при которой одновременно занимается, возможно, большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений и д.р. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазанья, равновесия.
  • Чтобы увеличить число учеников, одновременно выполняющих упражнения, следует использовать большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов и в каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного урока, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся в течение всего урока были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом урока.
  • Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.
Знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

Знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе

  • Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем

Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем

Оптимальное сочетание различных видов деятельности

Оптимальное сочетание различных видов деятельности

Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся

Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся

Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей Индивидуальный подход  - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни  Индивидуальный подход обеспечивает: - Устранение трудностей в учении отдельных школьников; - Возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей

  • Индивидуальный подход  - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни 
  • Индивидуальный подход обеспечивает:

- Устранение трудностей в учении отдельных школьников;

- Возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки

Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки

Включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития

Включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития

Рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части НА УРОКЕ: Я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось… Я попробую… Урок дал мне для жизни… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение…

Рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части

НА УРОКЕ:

  • Я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Моё настроение…
Средства здоровьесберегающих технологий  Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: Средства двигательной направленности; Оздоровительные силы природы; Гигиенические факторы .  Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

Средства здоровьесберегающих технологий

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  • Средства двигательной направленности;
  • Оздоровительные силы природы;
  • Гигиенические факторы .

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

Средства двигательной направленности К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Средства двигательной направленности

  • К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Оздоровительные силы природы

  • Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д. Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников. Как относительно самостоятельные средства оздоровления, можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию(витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов – фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

Гигиенические факторы

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
  • проветривание и влажная уборка помещений;
  • соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна;
  • привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.
  • обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах);
  • организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;
  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий обучения.

Вывод: Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Вывод:

  • Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!