СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивная игра "ЭКОМОНОПОЛИЯ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических рекомендациях представлен сценарий, правила игры и дидактические материалы

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная игра "ЭКОМОНОПОЛИЯ"»

Кировское областное государственное образовательное автономное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Кировской области»

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук»











Интерактивная игра «ЭКОМОНОПОЛИЯ»

методические рекомендации

















Киров

ООО «Полиграфовна»

2024

Печатается по решению научно-методического совета КОГОАУ ЛЕН


Авторы-составители:

Домнина Л. В., учитель биологии КОГОАУ ЛЕН,

Смирнова А. А., учитель химии КОГОАУ ЛЕН.


Рецензенты:

Носова Н.В., канд. пед. наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

Краева И. И., зам. директора КОГОАУ «Лицей естественных наук».


Интеллектуальная игра «ЭКОМОНОПОЛИЯ» как средство формирования экологической культуры старшеклассников: сценарий игры [Текст] / Авт.-сост.: И. В. Горшунова, Л. В. Домнина, А. А. Смирнова; Авторский коллектив. - Киров: ООО «Полиграфовна», 2024. - 41 с.


В рамках работы региональной инновационной площадки по теме «Экологическое воспитание как образовательный результат в достижении обновленных ФГОС» на базе Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Лицей естественных наук» разработан сценарий, правила, дидактический материал к интерактивной интеллектуальной игре «ЭКОМОНОПОЛИЯ».

Методические рекомендации могут быть использованы учителями биологии, химии, обществознания на уроках и во внеурочной деятельности. Содержательная часть игры включает разделы, связанные с химическими производствами, вопросы экологии, охраны окружающей среды, экологического права, краеведческий материал об особо охраняемых природных территориях Кировской области.







© ИРО Кировской области, 2024

© КОГОАУ «Лицей естественных наук», 2024

© Авторский коллектив, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….4

Правила игры…………………………………………………………………….5

Вопросы и ответы………………………………………………………………..7

Приложения…………….……………………………………………………….34

Библиографический список ……………………………………………………41




Введение.


Экологическое воспитание является фундаментом для полноценного развития личности, так как способствует правильному выстраиванию взаимоотношений «человек – человек» и «человек – природа». Основы экологической культуры закладываются при изучении предметов естественно-научного цикла как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Экологическая грамотность в процессе обучения может развиваться в форме реализации общественно важных проектов и дел, игр, в ходе экскурсионных мероприятий на природные и промышленные объекты. Экологические знания имеют интегративный характер и охватывают предметные области географии, биологии, химии и физики. Учитывая объём теоретического материала, и для облегчения его восприятия и отработки, предлагаем использовать интерактивные интеллектуальные игры. Они позволяют развивать умственные способности, совершенствуют и тренируют память, создают условия для развития коммуникативных умений, формируют интерес к предмету и желание учиться.

Основными задачами применения в образовательном процессе интерактивных интеллектуальных игр являются: раз­витие критического мышления, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления, развитие интуиции, интеллектуальной реакции.





Правила игры «ЭКОМОНОПОЛИЯ»


В игре могут принимать участие несколько команд по 4-5 игроков (обучающиеся 9-11 классов). Команды занимают места за игровым полем, выбирают себе фишку, с помощью которой будут делать ходы, и получают стартовый капитал (1500 «КЛЕНорубликов»). Игровое поле состоит из 40 клеток, которые проходят по кругу все команды. Каждая сторона игрового поля соответствует определенному цвету согласно тематике 4 микрорайонов:

- Промышленный (клетки желтого цвета). Вопросы соответствуют тематике «Научные принципы химических производств. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения».

- Заповедный (клетки зеленого цвета). Вопросы по теме «Особо охраняемые природные территории Кировской области».

- Природоохранный (клетки голубого цвета). Вопросы на карточках голубого цвета соответствуют теме «Загрязнение окружающей среды и его последствия. Меры устранения последствий загрязнения. Экология человека».

- Правовой (клетки красного цвета). Вопросы по теме «Экологическое право».

Очередность ходов устанавливается по сумме, выпавшей на игральных кубиках. Право первого хода у команды с большей суммой на кубиках, далее в порядке уменьшения. Представитель команды при первом броске кубиков выбирает фишку.

На каждой цветной клетке поля содержится информация о названии объекта, его стоимости. Делая ход и попадая на клетку определенного цвета с названием предприятия, команда принимает решение о приобретении данного объекта. При положительном решении команде предлагается выбор покупки объекта за полную стоимость без ответа на вопрос или за 50% стоимости, если дан правильный ответ на предлагаемый вопрос, соответствующий тематике микрорайона. В случае неверного, неполного ответа или его отсутствия право ответа и приобретения объекта переходит командам-соперникам. Аренда купленного предприятия (попадание на клетку с объектом, принадлежащим другой команде) составляет 10% от стоимости предприятия. В случае отказа от покупки объект выставляется на аукцион сначала за полную стоимость, а затем за половину стоимости в случае верного ответа на вопрос. Если никто не хочет покупать объект, собственность остается в банке, никто ничего не платит. Время на обдумывание ответа и ответ на вопрос не должно превышать 2 мин.

Попадая на клетку «Общественная казна», «Шанс», команда берет верхнюю карту из соответствующей колоды и выполняет задание, прописанное в ней, и кладет карту вниз колоды. Карточку «Выход из тюрьмы бесплатно» команда оставляет себе до востребования.

Оказавшись на клетках с транспортной тематикой, команда получает право покупки данного объекта без вопроса. Аренда этих объектов также составляет 10% стоимости. При владении двумя объектами данной категории одной командой арендная плата повышается вдвое. Владение тремя объектами повышает аренду в 3 раза, четырьмя – составит – 100 КЛЕНорубликов.

Попав на клетку «В тюрьму», сразу переставляйте свою фишку. Проходя поле вперед, команда не получает 200 КЛЕНорубликов. Выход из «Тюрьмы» возможен в случае уплаты 50 КЛЕНорубликов перед началом своего следующего хода или при использовании карточки «Выход из тюрьмы бесплатно».

Клетка «Стоянка» не обязывает команду-игрока к каким-либо действиям. Дальше ничего не происходит до следующего хода.

Как только собран цветовой комплект из 3 объектов, команда имеет право на строительство дома. Для этого необходимо уплатить банку стоимость в размере 5% от суммарной стоимости объектов 3 объектов микрорайона одного цвета. В случае попадания на клетку с объектом и домом, принадлежащим другой команде, арендная плата составит 20% стоимости объекта.

Игра завершается по истечении отведенного на нее времени (~2 часа). Победителем становится команда, которая приобрела по итогам игры наибольшее количество объектов.



Вопросы


«Научные принципы химических производств. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения» -

ЖЕЛТЫЙ

1. Производство аммиака – одно из важнейших химических производств. На территории Кировской области его осуществляет «Кирово-Чепецкий химический комбинат» акционерного общества «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ». Составьте уравнение синтеза аммиака, укажите условия, основные научные принципы его производства.

N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г) + 45,9 кДж

Условия: катализатор – пористое железо, температура – 450 – 500˚С, давление – 25 – 30 МПа


2. Газ, который получил своё название в честь людей, поклонявшихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь, который при нагревании испаряет этот газ. В медицине его раствор находит широкое применение. Как называется этот раствор? Какой объем (н.у.) этого газа необходимо растворить в 1 л воды для получения его концентрированного раствора (25%-ного)? Ответ округлите с точностью до целых.

Нашатырный спирт. 439 л


3. Одно из крупнейших месторождений этого полезного ископаемого находится в 150-200 км к северо-востоку от г. Кирова в междуречье Вятки и Камы. Основным компонентом его является вещество, используемое в промышленности для производства удобрений и синтетических моющих средств. О каком месторождении, добываемом полезном ископаемом и химическом элементе идет речь? Составьте уравнение, характеризующее промышленный способ получения простого вещества, образованного этим элементом.

Вятско-Камское месторождение фосфоритов и апатитов. Фосфор.

Са3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C → 2P + 3CaSiO3 + 5CO


4. Какой стадии производства серной кислоты контактным способом соответствуют данные установки? Назовите установки, составьте уравнение, характеризующее химические процессы, укажите условия и основные научные принципы на данной стадии производства.

Окисление пирита в печи для обжига в «кипящем слое» (1-ая стадия производства серной кислоты). Печь для обжига в «кипящем слое», «циклон», электрофильтр. 4FeS2 + 11O2 → 2Fe2O3 + 8SO2 Принцип противотока; использование воздуха, обогащенного кислородом; отвод выделяющегося тепла и использование на последующих стадиях производства; измельчение сырья.

5. Установите соответствие между сырьем для производства и продуктом химической промышленности:


ПРОДУКТ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СЫРЬЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА

А) аммиак

1) природный газ

Б) серная кислота

2) цинковая обманка

В) метанол

3) воздух

Г) уксусная кислота

4) глауберова соль


5) вода


6) синтез-газ


3261

6. Производство азотной кислоты можно условно отобразить следующей схемой:

NH3 → NO → NO2 → HNO3

Составьте уравнения соответствующих реакций. Укажите названия аппаратов на каждой стадии производства.

4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O (контактный аппарат)

2NO + O2 → 2NO2 (окислительная башня)

4NO2 + O2 + 2H2O → 4HNO3 (поглотительная башня)


7. В производстве азотной кислоты на стадии каталитического окисления аммиака используются специальные сетки, сплетенные из тонких металлических нитей диаметром 0,09 мм из сплава металла Х. В условиях высоких температур и скоростей газовых потоков, продуваемых через сетки, они механически изнашиваются, что приводит к потерям материала, поэтому по настоящее время ведутся поиски новых катализаторов. Из сплава какого металла выполнены сетки? В чем еще заключается проблема использования таких катализаторов? Какие перспективные катализаторы можно применять в этом производстве?

Катализатор – платина с родием и палладием. Дорогие, но высокоэффективные катализаторы. Перспектива – платина на основе кобальта, железа, хрома.


8. На примере производства серной кислоты контактным способом расскажите, как реализуются следующие научные принципы химических производств:

- создание оптимальных условий проведения химических реакций;

- полное и комплексное использование сырья и ресурсов;

- использование теплоты химических реакций;

- принцип непрерывности;

- обеспечение экологической безопасности.

1. Поддержание оптимальных давления, температуры, использование катализаторов, увеличение площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Принцип противотока. 2. Циркуляция. 3. Теплообмен. Использование теплоты химических реакций. 4. Автоматизация и механизация производства. 5. Герметизация аппаратов, нейтрализация выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.


9. Группа компаний «Уралхим» - производитель минеральных удобрений для сельского хозяйства. Основным направлением деятельности является выпуск азотных, фосфорных, калийных, комплексных удобрений и кормовых добавок. Среди выпускаемой предприятием продукции следующие наименования удобрений: монокалий фосфат водорастворимый, нитрат кальция концентрированный, карбамид, сульфат аммония, калиевая селитра, аммофос, диаммофоска, калий хлористый, нитроаммофоска, аммиак водный технический (аммиачная вода), аммиачная селитра, азофоска. Распределите перечисленные наименования на три группы удобрений (азотные, фосфорные и калийные, комплексные).

Азотные: нитрат кальция концентрированный, аммиак водный технический (аммиачная вода), аммиачная селитра, карбамид, сульфат аммония.

Фосфорные и калийные: калиевая селитра, аммофос, калий хлористый.

Комплексные: монокалий фосфат водорастворимый, диаммофоска, нитроаммофоска, азофоска.


10. Процесс производства шин можно условно разделить на 5 этапов: изготовление резиновой смеси, изготовление деталей покрышек, сборка шины, вулканизация, проверка качества изделия. Основной ингредиент современной резиновой шины – полимеры (натуральные и синтетические каучуки). Приведите примеры (названия и формулы) веществ, использующихся в производстве шин (резины).

Изопреновый, бутадиеновый (дивиниловый) каучуки.


11. Третья стадия производства серной кислоты осуществляется в поглотительной башне и иллюстрируется уравнением реакции

SO3 + H2O → H2SO4.

В реальном производственном цикле растворение оксида серы (VI) происходит в концентрированной серной кислоте. Объясните, почему не используют в качестве растворителя воду? Как называется продукт на выходе производства?

Вода не используется из-за образования сернокислотного тумана. Продукт – олеум (раствор оксида серы (VI) в конц. серной кислоте).


12. Чугунные и стальные изделия металлургической промышленности широко используются как в быту, так и на производстве. Чугун и сталь – это сплавы железа и углерода. Сталь – сплав, содержащий не менее 45% железа, не более 2% углерода, а также могут входить никель, хром, кремний, марганец и прочие другие добавки. Чугун – сплав железа с содержанием углерода более 2%. Выберите из предложенных характеристик те, которые можно отнести к чугуну: 1) твердость, 2) ковкость, 3) высокая температура плавления, 4) хрупкость, 5) высокая теплопроводность. Объясните, чем обусловлена разница в свойствах чугуна и стали?

1) твердость, 3) высокая температура плавления, 4) хрупкость.


13. Вещество, зарегистрированное в качестве пищевой добавки Е-338, -регулятор кислотности газированных напитков, также входит в состав СМС и применяется в производстве удобрений, сырье для которых добывается на северо-востоке области в Вятско-Камском месторождении. Месторождение является крупнейшим в России. Что является сырьем для получения этого вещества в промышленности является? О каком веществе идет речь?

Фосфориты и апатиты. Ортофосфорная кислота.


14. Маргарин – смесь веществ, в которой массовая доля жира должна быть не менее 20%. И в маргарине обязательно присутствуют растительные жиры. Они могут быть немодифицированными или модифицированными. Модифицированные растительные масла - это масла, что переведенные из жидкого в твердое состояние. При этом через растительное масло пропускают водород. Что такое жир? В чем отличие жиров растительного и животного происхождения? Как называется процесс получения маргарина из растительного масла при пропускании водорода?

Жиры – это смеси, состоящие из сложных эфиров трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот. В состав жиров животного происхождения входят остатки насыщенных жирных кислот, а в составе растительных масел - остатки ненасыщенных жирных кислот. Гидрогенизация.



«Особо охраняемые природные территории Кировской области»

ЗЕЛЕНЫЙ

1. Уникальная территория в Кировской области на участках, расположенных в Котельничском и Нагорском районах общей площадью 23449 га, организованная с целью охраны пойменных комплексов р. Вятки и исчезающих видов животных.

Заповедник «Нургуш» (участок «Тулашор»).


2. Какие категории ООПТ встречаются на территории Кировской области? Приведите пример каждой из них.

Заповедник, заказники, памятники природы.



3. На какой ООПТ находится пляж с участками белого кварцевого песка, который обладает звуковым эффектом, за что получил название «поющие пески»? Какие еще достопримечательности характерны для данной территории?

Поющие пески – название возникло по причине возникающего при перемещении кварцевых частиц песка потоком ветра. Атарская Лука. Захоронение мамонтов, бизонов и др. крупных млекопитающих.


4. Мистическое озеро в Уржумском районе Кировской области, характеризующееся наличием дрейфующих островов с деревцами и фонтанирующими выбросами воды. Объясните эти загадочные явления.

о. Шайтан. Причина их появления заключается в образовании так называемых сплавин (зарастание водоёма). Когда происходит повышение уровня воды, заболоченные участки отрываются от берега и становятся плавучими островами. Оседающий торф образует пробки в карстовых колодцах (озеро имеет карстовое происхождение), а подземные воды выталкивают их на поверхность.


5. Скальный массив, находящийся у реки Немды, стал настоящей Меккой для туристов, альпинистов и скалолазов. Здесь находятся единственные в области естественные скалы высотой до 45 м. Образование их происходило в Пермском периоде конца Палеозойской эры. О каком природном комплексе идет речь? Где он располагается? Какие уникальные объекты соседствуют с этим скальным комплексом?

Буржатский утес, входит в состав природного заказника «Пижемский» (Советский р-н Кировской области, д. Фокино). Соседствует с Береснятским водопадом.


6. Памятник природы в Котельничском районе, характеризующийся большим скоплением камней (около 1300), образовавшихся примерно 250 млн лет назад из кварца, известняка и сланцевых пород. Большинство из них имеют шаровидную или плитовидную форму, но встречались также валуны в форме носа, черепа, лица. О каком памятнике природы идет речь? Предположите происхождение этих болидов на территории Кировской области?

Жуковлянские валуны. Камни, сложенные из песка, полевого шпата с прослойками гравия и гальки, отложились в руслах и дельтах древних позднепалеозойских рек, которые после обмеления подверглись воздействию ледника. В 1980-е годы при обустройстве котлована для строительства железной дороги были обнаружены эти валуны.


7. На территории Уржумского района Кировской области с 2007 года организован государственный природный заказник «Бушковский лес» регионального значения. Заказник создан с целью поддержания экологического баланса в юго-восточной части Кировской области; сохранения южно-таежных природных комплексов в естественном состоянии; сохранения и воспроизводства природных ресурсов (включая рекреационные), в том числе растительных сообществ, видов, подвидов и популяций охраняемых, редких и исчезающих видов на территории природного заказника «Бушковский лес». На территории заказника выявлено 262 вида высших растений, 71 вид лишайников, 153 вида животных, из них 5 видов занесены в Красную книгу. Объясните причины такого многообразия видов на данной территории.

Наличие водных источников (о. Шайтан, речки). Большое видовое разнообразие растений, следовательно, много свободных экологических ниш, которые занимают различные виды животных, не конкурируя друг с другом.


8. Перечислите известные Вам природные заказники регионального значения на территории Кировской области.

Былина, Пижемский, Бушковский лес.


9. Кировскую область неспроста называют столицей парейазавров России. Первые останки этих древних животных обнаружили в 1933 году на правом берегу р. Вятки. С целью сохранения уникального местонахождения редких палеонтологических объектов пермского периода в 1990 году Котельничское местонахождение парейазавров приобрело статус памятника природы регионального значения. Каким образом на территории современной Кировской области могли оказаться останки древних животных?

При изменении климатических условий с вершин молодых Уральских гор устремлялись массы обломочного материала, который со временем превращался в мергель. Возникали топкие заиленые заводи – лиманы, которые служили ловушкой для неповоротливых крупных парейазавров.


10. Недалеко от г. Советска на правом берегу р. Пижмы находится памятник геологии регионального значения – Аникин лог. Он является протяженным оврагом, впадающим в р. Пижму. Выдвиньте гипотезу появления данного геологического памятника.

Аникин лог является протяженным оврагом, который образован древним ручьем, впадающим в Пижму и «разрезающим» правый берег реки. В склонах данного оврага обнажаются геологические породы с возраста более 240-250 миллионов лет назад.

11. Памятник природы в Кировской области, созданный в целях сохранения природных комплексов и объектов в естественном состоянии, поддержания гидрологического режима, сохранения среды обитания редких видов животных и растений, рационального использования территории в рекреационных целях, ежегодно посещаемый большим количеством верующих людей со всей территории страны. Исторически и территориально место связано с родником на берегу реки, в окрестностях которого сложился уникальный природный комплекс. Как называется природный памятник? Какие уникальные объекты находятся на территории этого памятника природы?

В с. Великорецкое находится архитектурно-храмовый комплекс 18-19 веков, отнесенный к памятнику архитектуры и градостроительства федерального значения. Возведение храмового комплекса исторически и территориально связано с родником на берегу р. Великая.


12. «Окрестности села Рябово» в Зуевском районе отнесены к памятникам природа регионального значения. Созданный в целях сохранения природно-исторический комплекс включает в себя усадьбу знаменитых художников в селе Рябово и окружающую ее территорию. Кому принадлежала усадьба на территории с. Рябово? Каково основное направление в творчестве художников?

Основными сюжетами в творчестве картин Васнецовых были сказки, бытовые ситуации, исторические, былинные и религиозные мотивы. Основным направление в творчестве художников – воспевание красоты и мощи русской природы, физической и духовной силы русского человека, широты русской души.


13. Медведский бор – памятник природы на территории Уржумского и Нолинского районов Кировской области - поражает разнообразием фауны, имеющей в своем составе виды степей, таежных и широколиственных лесов. Здесь встречается около 370 видов насекомых, среди которых многие занесены в Красную книгу Кировской области). Здесь же встречаются вертикальные норки пауков, в которых он укрываются днем. Ночью они выбираются на поверхность и активно перемещаются в поисках пищи. О каком виде пауков идет речь? В чем его отличие от других представителей этого отряда?

Тарантул южнорусский. Не плетет ловчих сетей, питается насекомыми, которых ловит.


14. Государственный природный заказник «Былина» создан с целью поддержания экологического баланса в северо-западной части Кировской области, сохранения природных комплексов среднетаежных лесов и верховых болот на водоразделе рек бассейнов Северного Ледовитого океана и Каспийского моря, а также для охраны редких и исчезающих видов животных и растений и мест их обитания. Заказник расположен в Подосиновском и Опаринском районах, протяженность составляет 120 км. Какие виды растений и животных встречаются на данной территории?

Мхи, лишайники, клюква, брусника, морошка, голубика. Различные виды птиц (орланы, филины, глухари, сибирский углозуб).


15. Гидрогеологический памятник природы регионального значения в черте г. Кирова, начинающийся на высоком берегу р. Вятки в обнажении русловой фации песчаника и твердой красной пятнистой глины. В эрозионной нише песчаников вытекает родник. Родник имеет познавательную ценность как наглядная демонстрация подземных водотоков. О каком гидрогеологическом объекте идет речь? Где он расположен?

Филейский родник с водопадом. Выше находится профилакторий «Авитэк».


16. Самая большая зелёная парковая зона в Кирове, основанная в 1962 году, общая площадь составляет 50 га, что равно по размеру 20 Театральным площадям. В парке насчитывается более 400 видов животных и 280 видов растений. Деревья в этом парке высажены в виде гигантской цифры 50 (в честь 50летия образования СССР). Цифра видна с высоты птичьего полета. В какой части города находится парковая зона? Как она называется? С какой целью была создана эта территория?

Нововятский р-н г. Кирова, сл. Сошени. Дендрологический парк лесоводов Кировской области. Создан в целях сохранения специализированной коллекции древесно-кустарничковых растений с возможностью использования различных видов для декоративного садоводства и ландшафтного дизайна.


17. Ознакомьтесь со списком ООПТ Кировской области, распределите объекта по категориям назначения:

1) Бушковский лес 2) Зараменская пещера 3) Обнажение верхнеюрских пород у с. Лойно 4) о. Шайтан 5) поящие пески у с. Атары 6) Былина 7) родник у диорамы в парке им. Кирова 8) Пижемский 9) о. Черное


Категория ООПТ

Профиль

Наименование ООПТ

Заказник

Комплексный


Памятник природы

Геологический



Гидрологический



Категория ООПТ

Профиль

Наименование ООПТ

Заказник

Комплексный

1,6,8

Памятник природы

Геологический

2,3,5


Гидрологический

4,7,9


18. За новым мостом, по левую сторону, если ехать из города, находится озеро, получившее свое название за темную, почти черную воду. Глубина озера доходит до 4-6 метров, ширина – до 50. Оно входит в список особо охраняемых природных территорий. Вдоль берегов в воде растут купальницы и водяные лилии. Сами берега поросли хвощом и папоротником. А на лесных дорожках вдоль озера можно встретить ежей, зайцев и даже лисиц. Как называется озеро? Почему оно получило такое название?

Черное озеро, из-за глубины.



«Загрязнение окружающей среды и его последствия. Меры устранения последствий загрязнения. Экология человека»

ГОЛУБОЙ



1. Установите соответствие между формулой вещества и областью его применения:

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

A) CH3COOH

1) производство удобрений

Б) O3

2) в качестве вещества ускоряющего созревания плодов

В) C2H4

3) в качестве топлива

Г) NH3

4) в качестве катализатора для производства серной кислоты


5) обеззараживание воды


6) в качестве консерванта в пищевой промышленности

А6 Б5 В1 Г1


2. Бесцветный ядовитый газ без вкуса и запаха, горит голубоватым пламенем, легче воздуха, плохо растворим в воде. Концентрация этого газа в воздухе 12,5—74 % взрывоопасна, а содержание его в воздухе более 0,1% приводит к смерти в течение одного часа, а при повышении концентрации более 1,2% в течение трех минут. О каком газе идет речь? Каково его физиологическое действие на живой организм?

Угарный газ. Образует устойчивые соединения с железом, препятствует транспорту кислорода к жизненно важным органам.


3. В каком районе Кировской области вероятно выпадение кислотных дождей в безветренную погоду? Объясните свой выбор. Каков химизм образования кислотных осадков в природе (приведите уравнения реакций)?

Кирово-Чепецкий район. N2 + O2 → 2NO

2NO + O2 → 2NO2

4NO2 + O2 + 2H2O → 4HNO3

2NO2 +H2OHNO3 + HNO2


4. Во время работы двигателей внутреннего сгорания образуется большое количество выхлопных газов, загрязняющих атмосферу, пагубно сказывающихся на состоянии объектов живой природы. В настоящее время во многих странах существуют законы и нормы, ограничивающие содержание опасных веществ в газах, которые выделяют транспортные средства. Предложите перечень мер, которые будут направлены на снижение вредных выбросов.

1. Правильная организация движения автотранспорта в условиях города. Устранение пробок и простоев автомобиля с работающим двигателем. 2. Использование пропан-бутановых смесей. 3. Поддержание ДВС в хорошем состоянии.


5. Гражданин П. страдает заболеваниями дыхательной системы. Предложите город на территории Кировской области (Киров, Котельнич, Кирово-Чепецк), наиболее безопасный для проживания. Ответ обоснуйте.

Котельнич. Меньшее количество предприятий химической промышленности, способствующие загрязнению воздуха.


6. В последние годы в Кировской области активно развивается агропромышленный комплекс. За последние 5 лет наблюдается рост поголовья крупного рогатого скота. Каково влияние увеличение поголовья крупного рогатого скота на состояние атмосферного воздуха?

В процессе жизнедеятельности происходит выделение в атмосферу метана, который является парниковым газом и приводит к глобальному потеплению климата.


7. На Вятке несколько столетий сплавляли лес по рекам. В нашем регионе лесосплав был одним из важнейших способов транспортировки вырубленного леса. Одним из способов сплава являлся молевый: в период весеннего паводка лес транспортировался в несвязанном состоянии. «Закат» вятского лесосплава как вида транспортировки древесины начался уже с конца 60-х годов прошлого века. Экологи забили тревогу. Каковы причины обеспокоенности экологов?

Причина в том, что, когда лес плывёт по реке «молью», много древесины тонет и засоряет дно рек. «Топляки» гниют и выделяют вредные вещества. Гибнет флора и фауна. Распад сырой древесины вызывает химическое загрязнение гидросферы фенольными соединениями.


8. По качеству атмосферного воздуха наиболее проблемным является Юго-западный район, от жителей которого поступает больше всего жалоб на появление неприятного запаха. Предположите, деятельностью какого предприятия обусловлен неприятный запах? Какими веществами он характерен?

БиоХим завод. Фурфуролы, фенольные соединения.


9. Качество воды в период половодья может ухудшаться. Какие признаки указывают на ухудшение качества водопроводной воды? В чем причина изменений?

Появление запаха, изменение цвета. В поверхностные водоемы попадает грязь, накопившаяся за зиму под слоем снега.


10. Весной увеличивается содержание в водопроводной воде патогенных микроорганизмов. Для предотвращения вспышки инфекционных заболеваний после зимы водоканал увеличивает дозировку веществ для обеззараживания воды. На сегодняшний день для этих целей применяется хлор. Каковы альтернативные экологически безопасные вещества для обеззараживания воды?

Озон.


11. Рассмотрите демонстрационный эксперимент: …

Обнаруживаемый данным экспериментом газ входит в число парниковых газов. При качественном определении его пропускают через раствор известковой (или баритовой) воды. Качественное определение какого газа продемонстрировано опытом? Составьте уравнения реакций.

Углекислый газ. CO2 + Ca(OH)2CaCO3↓ + H2O

CaCO3 + CO2 + H2O → Ca(HCO3)2


12. «Уралхим» - одно из крупнейших предприятий в России по производству минеральных удобрений. Один из выпускаемых видов удобрений используется в сельском хозяйстве для увеличения вегетативной массы растений. основной его компонент также является пищевой добавкой E251, относящейся к консервантам синтетического происхождения, использующейся в технологических целях в процессе производства пищевых продуктов для увеличения длительности срока хранения. Соединение окрашивает пламя спиртовки в желто-оранжевый цвет, представляет собой кристаллический порошок без запаха с резким солёным вкусом. Обладает высокой гигроскопичностью, хорошо растворим в воде. Какое вещество является основой удобрения с описанными свойствами и зашифрованного кодом E251? К какой группе удобрений оно относится? В какой период жизненного цикла растений его следует вносить в почву?

Нитрат натрия. Азотное. В период роста растения (конец весны – начало лета).


13. На предприятии по производству химических удобрений были перепутаны маркировки товара. Среди перепутанных образцов были следующие удобрения: калиевая селитра (KNO3), аммиачная селитра (NH4NO3), двойной суперфосфат (Ca(H2PO4)2 ∙ H2O). Помогите правильно промаркировать товар. Определите вещества.

NO3- + 2H+ + Cu0NO2↑ + Cu2+ + H2O

NH4+ + OH-NH3↑ + H2O

2H2PO4- + 6Ag+ → 2Ag3PO4↓ + 4H+


14. АО «Куприт» — региональный оператор по обращению с ТБО в Кировской области, специализирующийся также на утилизации и переработке промышленных отходов всех классов опасности, бытовой техники, люминесцентных ламп, проведении экстренной демеркуризации. Это единственное предприятие в Кировской области, занимающееся переработкой ртутьсодержащих отходов. Выберите объекты, являющиеся источниками ртутного загрязнения:

1) 2) 3)

4)

Что такое демеркуризация?

1,2,4. Демеркуризация — это система мер, направленных на удаление ртути и её соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.


15. Проблема утилизации бытовых отходов - глобальная проблема экологии. Главным источником увеличения бытовых отходов является человек. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем от 300 кг до 1 тонны мусора в год. Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Мусор, который образуется в результате человеческой деятельности, вызывает изменение климата, загрязняет почву, воду, воздух. Мелкие предметы из синтетических материалов поедают птицы и звери, что часто приводит к их гибели. Бытовые отходы можно классифицировать на перерабатываемые и неперерабатываемые. Разделите предложенные отходы на две группы: 1. Влажные салфетки; 2. Лом черных и цветных металлов; 3. Бумага с восковым покрытием; 4. Одноразовая посуда; 5. Автомобильные покрышки; 6. Зубные щетки; 7. Текстильные изделия; 8. Стеклянные изделия; 9. Дозаторы от жидкого мыла и средств бытовой химии 10. Фантики от конфет.

Перерабатываемые: 2,5,7,8.

Неперерабатываемые: 1,3,4,6,9,10.


16. В основе производства маргарина из растительных масел используется процесс гидрогенизации растительных жиров. Гидрогенизированные масла содержат большое количество трансжиров, признанных ВОЗ вредными для здоровья. Врачи рекомендуют ограничить употребление таких модифицированных жиров. Что такое трансжиры? В чем их опасность для здоровья человека?

Трансжиры – разновидность ненасыщенных жиров, находящихся в транс-конфигурации, то есть имеющих расположение углеводородных заместителей по разные стороны двойной связи «углерод-углерод». Врачи рекомендуют ограничить употребление таких модифицированных жиров, так как это источник плохого холестерина, вредного для работы сердечно-сосудистой системы.


17. Для утилизации бытовых отходов выделяется несколько типов контейнеров: красный – отходы, безвозвратно утилизируемые; синий – макулатура; зеленый – стекло; оранжевый – пластик; желтый – картон; коричневый – опасные химические отходы; черный – пищевые продукты. В какой из баков необходимо поместить следующие виды отходов: коробка из-под обуви, лоток из-под яиц, разбитая стеклянная бутылка из-под воды; картофельные очистки; пластиковый контейнер для хранения контактных линз; печатные периодические издания?

Коробка из-под обуви (желтый), лоток из-под яиц (красный), разбитая стеклянную бутылку из-под воды (зеленый); картофельные очистки (черный); пластиковый контейнер для хранения контактных линз (оранжевый); печатные периодические издания (синий)?


18. Примерно 2 млрд лет назад в атмосфере накопилось достаточное количество кислорода вследствие фотосинтеза, из которого образовался озоновый слой. Он располагается в атмосфере на высоте 20-40 км. Благодаря наличию озонового купола на нашей планете сохраняется жизнь. Разрушение озонового слоя опасно проникновением на планету Земля жесткого ультрафиолета, губительного для всего живого. Что способствует разрушению озонового слоя? Какие вещества уменьшают концентрацию озона в атмосфере?

Разрушению озонового слоя способствует деятельность промышленных химических предприятий, сельское хозяйство. Фтор- и хлорорганические соединения.



«Экологическое право»

КРАСНЫЙ

1. Какие экологические права и обязанности закреплены в Конституции РФ?

В статье 42 Конституции РФ закреплено:

1) право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду,

2) достоверную информацию о ее состоянии и

3)на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Обязанность

сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам;


2. Купив земельный участок рядом с посёлком, гражданин Т. решил на участке вырубить лес и построить торговый центр. Какое право жителей посёлка может нарушить решение гражданина Т.?

1) на возмещение материального ущерба

2) на информацию

3) на благоприятную окружающую среду

4) на охрану собственности

3. Право на благоприятную окружающую среду — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав.


3. Выберите верные суждения об экологическом праве и экологических правонарушениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Право каждого на благоприятную окружающую среду закрепляет Красная книга РФ.

2) Экологическое право регулирует общественные отношения, связанные с куплей-продажей земли и других природных ресурсов.

3) Гражданин имеет право на возмещение ущерба, который был причинен его здоровью или имуществу в результате совершения экологического правонарушения.

4) Совершение экологических правонарушений влечет дисциплинарную, гражданскую, административную или уголовную ответственность.

5) К способам защиты благоприятной окружающей среды относится предъявление в суд исков о возмещении вреда, нанесённого природе.

345. 1) Право каждого на благоприятную окружающую среду закрепляет Красная книга РФ. Нет, неверно, Конституция РФ (42 ст.)

2) Экологическое право регулирует общественные отношения, связанные с куплей-продажей земли и других природных ресурсов. Нет, неверно, их регулирует Гражданский кодекс РФ.

3) Гражданин имеет право на возмещение ущерба, который был причинен его здоровью или имуществу в результате совершения экологического правонарушения. Да, верно, это закреплено Конституцией РФ (42 ст.)

4) Совершение экологических правонарушений влечет дисциплинарную, гражданскую, административную или уголовную ответственностьДа, верно, меры государственного принуждения содержатся в соответствующих кодексах.

5) К способам защиты благоприятной окружающей среды относится предъявление в суд исков о возмещении вреда, нанесённого природеДа, верно, это один из способов защиты благоприятной окружающей среды.


4. Что означает принцип презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности?

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов более точных научных сведений.

Всякий коммерческий проект, будь то производство или добыча полезных ископаемых, должен пройти экологическую экспертизу. И цель экологического контроля состоит в том, чтобы доказать экологическую безопасность, а не в подтверждении наличия вероятности причинения вреда окружающей среде. В том случае, если отсутствуют достаточные основания полагать, что предполагаемый способ ведения коммерческой деятельности будет безопасен для природы, следует запретить всякую деятельность в данной области до появления.(Можно засчитать любой вменяемый ответ, не искажающий основного содержания)


5. Уголовный кодекс РФ предусматривает суровое наказание за ЭКОЦИД. Что это такое?

Экоцид-это массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Размещена ст. 358 УК «Экоцид» в разделе «Преступления против мира и безопасности человечества» в одноименной главе.


6. Что такое Черная книга?

Черная книга - это аналог Красной книги. Но в Черной книге описаны растения и животные, которые уже исчезли или истреблены человеком.


7.  Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключени­ем двух, характеризуют понятие «объекты охраны окружающей среды».
1) Животные, 2) леса, 3) человек, 4) генетический фонд, 5) подземные воды, 6) атмосферный воздух 7) гидроэлектростанция.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

3,7.


8. Премьер-министр страны Z в телевизионном интервью заявил о первостепенной важности решения экологических проблем. Какие из перечисленных ниже мер свидетельствуют о том, что правительство страны предпринимает меры по их решению? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ужесточение осуществления государственного контроля за выполнением предприятиями правовых требований по охране окружающей среды;

2) участие в конференциях по противодействию международным террористическим организациям;

3) подписание международной конвенции о статусе политических беженцев;

4) проведение политики планирования семьи;

5) выделение инвестиций на расширение участия школьников в проектах по изучению воздействия человека на биосферу;

6) расширение программы разработки энергосберегающих и безотходных технологий.

156


9. Установите соответствие между отличительными признаками и типами глобальных проблем, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика явлений

Глобальные проблемы

А) исчезновение видов флоры и фауны

1) демографическая проблема

Б) высокая смертность


2) экологическая проблема


В) загрязнение мирового океана


Г) быстрые темпы роста народонаселения


Д) появление в атмосфере озоновых дыр


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д






21212


10. Группа старшеклассников работает над проектом «Экологическая ситуация в нашем крае: проблемы и пути разрешения». Ребята собирают ста­тистический материал, встречаются с представителями местной власти, изуча­ют литературу. Каковы возможные результаты этой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Совершенствование системы внутришкольного контроля.

2) Выбор средств обучения, отвечающих новым требованиям.

3) Предложения по улучшению экологической ситуации в регионе.

4) Знакомство с состоянием дел в своём крае.

5) Развитие навыков сбора и обработки информации.

345


11. Установите соответствие между примерами и видами глобальных проблем, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Пример

Глобальная проблема

А) нарушение плотности озонового слоя

1) демографическая

Б) проблема сохранения лесов и биологического разнообразия

2) экологическая

В) отравление окружающей среды химическими веществами, создаваемыми в процессе производства


Г) медленный рост и естественная убыль, и старение населения в странах севера

Д) неконтролируемая рождаемость и перенаселение в странах Центральной Африки

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствую­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д






22211


12. В стране Z создан Центр изучения глобальных экологических проблем. Какие проблемы могут стать объектом изучения в данном центре? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) проблема «Север-Юг»

2) потепление климата

3) повышение уровня Мирового океана

4) распространение вируса СПИДа

5) озоновые дыры

6) глобальное перенаселение

235


13. Какие из перечисленных мер направлены на решение глобальных экологических проблем? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) массовая вакцинация населения от опасных заболеваний

2) запрет на добычу редких и исчезающих видов животных

3) ограничения на выброс в атмосферу углекислого газа

4) увеличение объёмов международной помощи развивающимся странам

5) увеличение доли солнечной и ветровой энергетики в мировой энергосистеме

6) создание системы предупреждения об опасности столкновения Земли с космическими объектами

235


14. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

Международное экологическое …… (А) пока не кодифицировано, его ….. (Б) закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной …. (В) международного права необходима его кодификация. Решение возникающих …. (Г) международного экологического права и дальнейшее улучшение ….. (Д) жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический …… (Е) саморегуляции природы.

Список терминов:

1) законы

2) право

3) отрасль

4) нормы

5) ситуация

6) проблема

7) стоимость

8) качество

9) механизм

Запишите в таблицу под каж­дой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

243689


15. В прошлом году в крупном европейском городе прошла конференция, в которой приняло участие большинство стран мира. Какие факты свидетельствуют о том, что конференция была посвящена глобальным экологическим проблемам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На конференции обсуждались проблемы коренных народов Севера, связанные с глобальным потеплением.

2) Наибольшее внимание привлекло выступление, посвящённое расши­рению системы образования в странах Центральной Африки.

3) По результатам конференции было принято решение активизировать просветительскую деятельность в природоохранных зонах.

4) Страны-участники заявили о необходимости выделения в госу­дарственных бюджетах средств на природоохранные цели.

5) Страны-участницы приняли решение о совместной разработке инновационных энергосберегающих решений в быту.

6) На конференции осудили попытки некоторых стран работать над разработкой ядерного оружия.

134


16. Премьер-министр страны Н. заявил о необходимости проведения реформ, способствующих решению глобальных экологических проблем. Какие из перечисленных мер способствуют решению данной задачи? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Ужесточение юридической ответственности за нарушение норм выбросов в атмосферу промышленными предприятиями.

2) Проведение реформ, направленных на более эффективное развитие сельского хозяйства.

3) Во всех сферах производства в стране Н. широко применяются механизмы.

4) Финансирование программы посадки лесов.

5) Участие в международной программе помощи бедным странам.

6) Введение программы стимулирования фермеров к использованию нехимических удобрений.

146


17. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

Экологическую …. (А) нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная…… (Б). Развитые страны в основном уже разрушили свою природную ….. (В) и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои ….. (Г), а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая …….. (Д) на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного …. (Е) прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.

Список терминов:

1) безопасность

2) деятельность

3) среда

4) экосистема

5) природа

6) механизм

7) страна

8) совокупность

9) обстановка

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.


А

Б

В

Г

Д

Е

123456


18. Выберите все верные суждения, запишите номера, под которыми они указаны.

1. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна быть направлена на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

2.Национальный парк-это специально охраняемая территория, на которую не допускают посетителей.

3. Предприятие или человек, причинившие вред окружающей среде, несут юридическую ответственность.

4 За обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности несут ответственность не только органы государственной власти РФ и субъектов РФ, но и органы местного самоуправления.

5. На территории заповедников можно заниматься научной работой и устраивать различные общественные мероприятия.

134

Приложение 1





Приложение 2

Приложение 3





Библиографический список

1. Большая Российская энциклопедия. Кировская область. Хозяйство. Промышленность. / Е. В. Конышев. URL: https://bigenc.ru/c/kirovskaia-oblast-khoziaistvo-promyshlennost-266243/ (дата обращения: 19.01.2024)

2. О состоянии окружающей среды Кировской области в 2022 году: Региональный доклад / Под общей редакцией Т.Э. Абашева. – Киров: Министерство охраны окружающей среды Кировской области, 2023. – 201 с.

3. Сайт Правительства Кировской области. Перечень действующих ООПТ на территории Кировской области по состоянию на 30.12.2023 URL: https://www.kirovreg.ru/econom/prres/zakaznik/ (дата обращения: 21.01.2024)

4. Тюльпанов Ф. М. Экологическое право: учебник / Ф.М. Тюльпанов. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2018. — 534 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт: официальный сайт. – 2021. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 15.01.2023)



29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!