- Самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. - Уважаемые родители, как вы понимаете слово «самостоятельность»? ответы Из толкового словаря Ушакова: Самостоятельность – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности. И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением. Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни. Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий. - Сейчас предлагаю поработать в парах. Вы обсудите проблемные ситуации, актуальные для нашего собрания и сформулируете ответ, решение 1 пара: проблема - ребёнок не выполняет сам домашнее задание Решение – предоставить ребёнку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь, если она необходима 2 пара: проблема – ребёнок допустил ошибку в своей работе, как бы вы поступили? Решение – направить на эту ошибку: на строчку, где допущена ошибка, на слово с ошибкой. Как можно исправить эту ошибку. - совершенно верно, ребёнок должен научиться сам анализировать свою работу 3 пара: проблема – ребёнок просит маму отпустить его погулять во дворе, а уроки он сделает потом. Как нужно поступить в данной ситуации? Решение – не стоит верить обещаниям. Ребёнок может увлечься и не обратить внимание на время. Обещание будет не выполнено, «сначала дело, а развлечения потом». Анализируя частые жалобы родителей на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы с детским психологом выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности. - предоставляю слово нашему психологу 1 стратегия: Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками – это поле деятельности, прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками. 2 стратегия: Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. - спасибо. Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей советским и российским психологом, специалистом по экспериментальной психологии Юлии Борисовны Гиппенрейтер: - Пожалуйста, прочтите анна ивановна «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему делать самому; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему». Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него. - в завершении родительского собрания, попрошу вас прочитать решение нашей проблемы РЕШЕНИЕ 1) Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности. 2) Использовать подготовленные памятки для более рациональной организации работы по выполнению домашних заданий детьми. 3) Предоставлять помощь детям в случае возникновения существенных осложнений во время выполнения домашних заданий. Мы обозначили пути решения и значит можем прикрепить крылья к нашей бабочке. Я приготовила для вас памятки «Воспитание самостоятельности» |