"Обязательно используйте карты школьных атласов при подготовке к экзамену, находите на картах все географические объекты – моря, острова, страны, города, о которых говорится в заданиях", - советует и председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ по географии Вадим Барабанов.
Интенсив- подготовка к государственной итоговой аттестации обучающихся 9 класса
МБОУ “Кояновская основная школа”
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче ОГЭ в 9 классе можно выделить следующие три направления работы по программе:
1-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
2-предметная готовность, или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
3-психологическая готовность (состояние готовности "настрой",внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ОГЭ следующие: организация информационной работы по подготовке учащихся к ГИА; предметная подготовка и мониторинг качества; психологическая подготовка.
Информационная готовность.
Все об ОГЭ (https://www.examen.ru/add/gia/gia-po-geografii/) Расписание ОГЭ 2019
Структура теста ОГЭ (https://www.examen.ru/add/gia/gia-po-geografii/)
Все задания по географии можно разделить на 3 группы по сложности и форме приведения ответа на вопрос:
группа А – 17 заданий с выбором варианта ответа из предложенных;
группа В – 10 заданий с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр;
группа С – три задания с развернутым ответом, для ответа достаточно привести 1–2 предложения. Стоит обратить внимание на то, что вопросы расположены в тесте ОГЭ (ГИА) по географии не по возрастанию сложности, а по темам или сгруппированы вокруг небольших текстовых или графических материалов.
Общие сведения ОГЭ (https://www.examen.ru/add/gia/gia-po-geografii/)
Время проведения экзамена – 120 минут.
Разрешенные материалы – линейка, непрограммируемый калькулятор и географические атласы для 7, 8 и 9-х классов (любого издательства).
Минимальный балл (соответствует тройке) – 12.
Максимальный балл – 32.
Количество заданий – 30.
Полезная и важная информация (https://www.examen.ru/add/gia/gia-po-geografii/)
Как влияют результаты ОГЭ на школьный аттестат?
Какие предметы являются обязательными на ОГЭ?
Таблица перевода баллов ОГЭ в оценки
Кто допускается к сдаче ОГЭ?
Предметная или содержательная готовность.
(готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания)
Пошаговая подготовка выпускников к ОГЭ и ГИА по географии :
1 шаг - работа с понятиями (терминами) на уроках: выделение ключевых слов-маркеров; подчеркивание; перевод из одной знаковой системы в другую;
2 шаг - работа с текстами: развитие навыков осознанного прочтения текста;
3 шаг - работа в рабочих тетрадях со схемами, рисунками, таблицами, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 шаг - работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения чертежей и расчетов.
5 шаг - внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий, работа с ИКТ технологиями - создание развивающих заданий, тестов, кроссвордов, заданий по прочтению текста и пр.).
Психологическая готовность.
(состояние готовности "настрой",внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
несколько практических советов тем, кто готовится сдавать экзамен.
Чтобы эти материалы вам помогли, с ними надо уметь грамотно работать. Задача вашей работы – заниматься в условиях максимально приближенных к экзаменационным. Зачем это нужно? Чтобы на экзамене не растеряться, не испугаться, а работать спокойно. То же самое с экзаменом -большое значение имеет тренированность. Поэтому занимайтесь так:
1.РЕГУЛЯРНАЯ ТРЕНИРОВКА
1. Сядьте за письменный стол, чтобы вам ничто не мешало;
2. Приготовьте ручку, черновик, географические атласы 6, 7, 8-9 классов;
3. Уберите телефон, выключите компьютер и т.п.;
4. Засеките время;
5. Сконцентрируйтесь на работе;
6. Начинайте решать.
Нам дано 120 минут. (Возможно, вы решите всё за 40-50 минут.) :
7. Реши
8. Отдохните.
9. Затем проверьте себя и исправьте ошибки.
10. Выучите то, что было вам неизвестно.
Занимайтесь этим 2-3 раза в .Это займёт у вас всего 1-час в день. День за днем и поверьте - ВЫ БУДЕТЕ ЗНАТЬ ГЕОГРАФИЮ!!!
2. РАБОТАЙТЕ С АТЛАСОМ
Атлас, ребята, это очень хорошая штука!
1. Купите атласы 7, 8-9 классов.
2. Изучите от “корки до корки”. В атласах огромное количество материалов! Зная, в каком месте атласа вы сможете найти нужные вам материалы, вам не придётся это заучивать! И это большой плюс. Научись им пользоваться.
3. СОСТАВЬ АЛГОРИТМ.
Возьмите экзаменационные варианты.
Прочитай задание.
Выбери ключевое слово ( что от вас требуется?)
Продумай алгоритм решения задания.
Например, вас просят сравнить количество населения в четырёх городах. Знаете вы это количество? Нет. ВАШ АЛГОРИТМ…
1.Открываете атлас 8-9 классов
2. Ищете в оглавлении карту, которая называется "Население".
3. Тогда ищете на ней требуемые города, пользуясь условными знаками, списать данные о городах и сравниваете их между собой!
В экзаменационной работе много заданий, которые решаются с помощью атласа!
4. СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР
Советую ежедневно смотреть новости, а потом искать сведения о названных странах и местах - в Интернете и на карте.
Например, говорили вчера в новостях про Францию. Послушал - узнал о Франции что-то новое. Потом быстренько нашёл её на карте. Вспомнил название столицы этого государства, нашёл географические координаты Парижа- укрепил свои знания. Рассказали в новостях что-то о какой-нибудь стране - ты и новости узнал, и определился, где страна находится и т.д.
РАБОТАЙТЕ С АТЛАСОМ! СМОТРИТЕ НОВОСТИ! ТРЕНИРУЙТЕСЬ!
Темы:
1. Географические особенности природы и народов Земли.
2. Географическое положение России.
3. Особенности природы России.
4. Геоэкологические проблемы.
5. Отрасли хозяйства России, особенности размещение
6. Природные ресурсы, их использование и охрана .
7. Особенности населения России.
8. Территориальная обеспеченность ресурсами.
9. Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами.
10. Географические явления и процессы в геосферах.
11. Разные территории Земли: анализ карты.
12. Причины возникновения геоэкологических проблем.
13. Существенные признаки географических объектов и явлений.
14. Географические координаты.
15. Географические явления и процессы в геосферах (C1).
16. Географические объекты и явления.
17. Разные территории Земли: анализ карт.
18. Расстояние на карте .
19. Направление на карте .
20. Чтение карт различного содержания (C2) .
21. Чтение и анализ карт .
22. Географические объекты и явления.
23. Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами (C3.)
24. Определение поясного времени.
25. Особенности природно-хозяйственных зон и районов России.
26. Географические явления и процессы в геосферах.
27. Анализ информации о разных территориях Земли.
28. Выявление эмпирических зависмостей.
29. Географические следствия движений Земли.
30. Выявление признаков географических объектов и явлений .
( https://geo-oge.sdamgia.ru)
Приложение 1
Аналитическая справка тренировочного ОГЭ 2018-2019,
МБОУ "Кояновская основная школа". Предмет: География, 9 класс. Дата: 15.11.2018
№ задания | %решенных заданий | Спецификация |
1 | 5.9% | Географические особенности природы материков и океанов, народов земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий |
2 | 70.6% | Специфика географического положения России |
3 | 88.2% | Особенности природы России |
4 | 88.2% | Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений |
5 | 94.1% | Особенности основных отраслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов |
6 | 47.1% | Примеры природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания |
7 | 94.1% | Особенности населения России |
8 | 70.6% | Поиск информации, необходимой для изучения разных территорий земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами |
9 | 58.8% | Анализ полученной из разных источников информации, необходимой для изучения разных территорий земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами |
10 | 52.9% | Географические явления и процессы в геосферах |
11 | 70.6% | Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий земли |
12 | 70.6% | Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем |
13 | 11.8% | Умение выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений |
14 | 17.6% | Определение на карте географических координат |
15 | 0.0% | Умение объяснять существенные признаки географиических объектов и явлений. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем |
16 | 11.8% | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач |
17 | 41.2% | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания |
18 | 41.2% | Определение на карте расстояния |
19 | 52.9% | Определение на карте направления |
20 | 0.0% | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды в своей местности и ее использованию |
21 | 41.2% | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания |
22 | 47.1% | Поиск в различных источниках информации, необходимой для изучения географических объектов и явлений |
23 | 0.0% | Особенности основных отраслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов |
24 | 88.2% | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени |
25 | 23.5% | Особенности природы, состава населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России. Связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран |
26 | 41.2% | Географические явления и процессы в геосферах |
27 | 41.2% | Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий земли |
28 | 58.8% | Умение выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирические зависимости |
29 | 17.6% | Географические следствия движения земли |
30 | 0.0% | Умение выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений |
5 самых распространенных ошибок
Неумении извлекать информацию из текста задания, в частности это характерно для заданий с развернутым ответом. Хотя зачастую в формулировке вопроса содержатся "подсказки". Подробное чтение текста задания с подчеркиванием ключевых слов и поиском «подсказок», которые могут помочь с направлением для поиска правильного ответа.
( 0.0% из 100% задания №15, №20, № 23)
Трудности поиска подходящей карты из атласов. Неправильный выбор карты приводит к ошибкам. Неумение совмещать данные, полученные с разных карт. Изучение содержания атласов, структурирование карт по понятным ученику разделам. Перед тем, как начать обсуждать ответ на задание, поиск нужной карты в атласе. Также поиск взаимосвязей между картами, выявление основных и вспомогательных.
( 5.9% из 100% задание №1)
Сложности в выборе грамотной формулировки вследствие незнания условных знаков на топографической карте или терминов. Проверка знаний не только по поиску причинно-следственных связей, но и на уверенное использование терминологии по изученной теме.
( 11.8% из 100% задание №13; 17.6% из 100% задание №29)
4. Недостаточные знания в межпредметных областях. При столкновении с подобными вопросами необходимо кратко изложить сведения из смежных областей, которые могут помочь в решении задания.
(23.5% из 100% задание № 25).
5. Сложности в понимании различных (специфичных) способов предоставления географической информации, в частности климатограмм. Решение: Разбор принципов построения климатограммы.
(41.2% из 100% задание № 27; 41.2% из 100% задание № 18; 52.9% из 100% задание № 19 ).
Для повторения материала можно пользоваться любыми школьными учебниками, включенными в федеральный перечень, утверждённый Минобрнауки России. Важно иметь в виду, что более половины заданий проверяют умение применять полученные в школе знания для анализа различных источников информации: карт, текстовых источников, статистических графиков, таблиц. Общее представление о структуре и содержании экзаменационной работы дает демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов (КИМ) по географии, опубликованный на сайте ФИПИ. При этом важно понимать, что в реальных экзаменационных вариантах встретятся похожие задания. В открытом банке заданий ОГЭ размещены сотни заданий из экзаменационных работ прошлых лет, которые можно использовать для подготовки.