СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальный марафон по естественнонаучным дисциплинам «игры разума-2019»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальный марафон «Игры разума» разработан для проведения  конкурса по естественнонаучным дисциплинам среди студентов СПО  и приурочен ко Дню космонавтики. Конкурс проводится с целью развития познавательного интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, творческих, интеллектуальных способностей студентов.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальный марафон по естественнонаучным дисциплинам «игры разума-2019»»

Коми Республикаса йöзöс велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Республики Коми


Государственное профессионального образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

«ИГРЫ РАЗУМА-2019»








Авторы разработчики:


Черепянская Надежда Федоровна,

преподаватель математики и физики,

высшая квалификационная категория;


Сенюкова Мария Николаевна,

преподаватель химии и биологии

высшая квалификационная категория;











Сыктывкар, 2019г


Пояснительная записка


Интеллектуальный марафон «Игры разума» разработан для проведения муниципального конкурса по естественнонаучным дисциплинам среди образовательных учреждений СПО города Сыктывкара и приурочен ко Дню космонавтики.

Конкурс проводится с целью развития познавательного интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, творческих, интеллектуальных способностей студентов.

Основные задачи Конкурса:

  • Пропаганда научных знаний и развитие у студентов интереса к естественнонаучным дисциплинам.

  • Развитие общей эрудиции, мыслительной деятельности, коммуникативных способностей обучающихся.

  • Расширение междисциплинарных связей, умения интегрировать знания и применять их для решения практических и нестандартных задач.

  • Создание оптимальных условий для вовлечения студентов и педагогов в совместную творческую деятельность и реализации интеллектуальных способностей обучающихся.

  • Поддержка и поощрение способных студентов, формирование устойчивого познавательного интереса как к форме получения интеллектуального удовольствия.


Конкурс проходит в форме интерактивной игры и состоит из 6 этапов.

В марафон включены разнообразные по форме и содержанию задания по естественнонаучным дисциплинам, задания носят междисциплинарный характер и имеют различный уровень сложности.

Конкурс проводится согласно разработанному Положению.

Методическая разработка содержит сценарий проведения игры и описание заданий, инструкции по выполнению, ответы и критерии оценивания.



СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА


Интеллектуальный марафон по естественнонаучным дисциплинам ИГРЫ РАЗУМА-2019

среди образовательных учреждений СПО

г Сыктывкара

12 апреля День космонавтики, 85 лет со Дня рождения Ю.А.Гагарина



  1. ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА.

Конкурс проводится с целью развития познавательного интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, творческих, интеллектуальных способностей студентов.



Основные задачи Конкурса:

  • Пропаганда научных знаний и развитие у студентов интереса к естественнонаучным дисциплинам.

  • Развитие общей эрудиции, мыслительной деятельности, коммуникативных способностей обучающихся.

  • Расширение междисциплинарных связей, умения интегрировать знания и применять их для решения практических и нестандартных задач.

  • Создание оптимальных условий для вовлечения студентов и педагогов в совместную творческую деятельность и реализации интеллектуальных способностей обучающихся.

  • Поддержка и поощрение способных студентов, формирование устойчивого познавательного интереса как к форме получения интеллектуального удовольствия.



  1. УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА


Конкурс проходит в форме интерактивной игры и состоит из 6 этапов.


В конкурсное задание включены разнообразные по форме и содержанию задания по естественнонаучным дисциплинам, задания носят межпредметный характер и имеют различный уровень сложности.


Каждый этап сопровождается инструкциями по выполнению заданий и озвучиваются критерии оценивания.


Вопросы задает ведущий. Вопрос сопровождается иллюстративным материалом на экране. Все игроки имеют возможность ознакомиться с ними, не покидая своих мест.


Задания Конкурса предполагают письменный или устный ответ:


Письменный ответ оформляется на специальном бланке с указанием ГПОУ команды. Готовые ответы собирают волонтеры и передают жюри. По истечении времени, отведенного на этап, ответы от команд не принимаются.


Устный ответ команда может дать сразу после оглашения вопроса. Ответ принимается, как только капитан поднял свою табличку. Если команда затрудняется ответить, то право ответа передается другой команде. Верный ответ оглашает ведущий, а жюри сразу подводит итоги.


Во время выполнения заданий НЕ допускается использование сотовых телефонов, ноутбуков, планшетов и т.п.


За не соблюдение условий проведения конкурса и нарушение дисциплины организационный комитет имеет право дисквалифицировать команду.


Часы на экране будут показывать обратный отсчет времени, отведенного на выполнение одного задания.


Оценка каждого задания производится по балльной системе в соответствии с критериями оценки. Задача команды набрать максимально возможное количество баллов.

Каждое задание проверяется сразу и передается счетной комиссии, которая оформляет результаты выполнения каждого задания в таблицу результатов. Промежуточные результаты и Итоги мы будем видеть на экране.


По окончании конкурса, пока жюри подводит итоги и награждает победителей и призеров.



ХОД ИГРЫ


Этапа

Задание

Критерии оценки

Визитная карточка команд


Представление команд является отдельным этапом и творческим домашним заданием команд. Поощряется жюри дополнительными баллами. Учитывается оригинальность презентации команды, приветствие, форма участников, название.

Времяне более 3 минут.

Оценивает жюри

0 – 3 балла

I

Почтовая марка


Волонтеры раздают задания и бланки для ответов

Определите по изображению, кому или чему посвящена почтовая марка (20 марок).

Назовите или фамилию ученого, или событие, или явление, или объект и запишите в специальном бланке ответов ваш ответ напротив каждого соответствующего номера.

Время10 минут.

Проверяет жюри

Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 баллов. Максимальное количество баллов – 10.

II

Аукцион вопросов


Задания-вопросы на знание фактов, событий из науки и жизни ученых: о чем или о ком идет речь? Ответы принимаются в устной форме у той команды, которая первой подняла табличку. Если верного ответа нет, то вопрос задается с последующими подсказками. Каждый вопрос имеет оценку в 5 баллов, за каждую подсказку вычитается 1 балл. Ответ после первой подсказки оценивается в 4 балла, после второй – в 3 балла, после третьей- 2 балла и после четвертой – 1 балл.

Максимальное количество баллов зависит от объема заданий, выполненных за отведенное время.

Время - 15 минут.

Правильный ответ озвучивает ведущий.

Жюри оценивает

Счетная комиссия подводит итоги 2 этапа сразу

Таблица результатов. Объявление результатов 1 и 2 этапов


III

Живые вопросы


Волонтеры раздают задания и бланки для ответов

Вам предлагается к просмотру видео-ролики на внимание и наблюдательность. Ответ необходимо дать в письменном виде на специальном бланке.

Ваша задача указать как можно больше предположений. Количество заработанных баллов будет зависеть от количества предложенных вариантов ответа.

Время - 5 минут

Проверяет жюри

Каждый отмеченный пункт – 1 балл.

IV

Черный ящик


Задание на умение анализировать, определять основные признаки и свойства объекта по его описанию. ВНИМАНИЕ! ВОПРОС!

Описание предмета:

-Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.

-Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы.

-В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.

-За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.

-Этот предмет незаменим при решении математических задач в различных областях.

-В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума.

-Известный писатель Ю.Олеша, автор "Трех толстяков", писал: "В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку".

Что лежит в черном ящике?

Время на обдумывание – 3 минуты.

Ответ принимается у того, кто первым поднял табличку.

Жюри оценивает Вопрос оценивается в 5 баллов.

Таблица результатов Объявление результатов 1, 2, 3 и 4 этапов

V Естествоиспытатель


Волонтеры раздают приборы, реактивы, задания и бланки для ответов

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ!

С помощью предложенных реактивов надуть шарик.

Техника безопасности:

Уксусная кислота - одна из наиболее летучих органических кислот. Пары ее сильно раздражают слизистые оболочки и образуются практически при любой массовой доле вещества в растворе. Но сила кислоты невелика и окислительными свойствами она не обладает.

Первая помощь: Промыть проточной водой место ожога.

Ответы принимаются в письменном виде на специальных бланках.

Время -10 минут.

Проверяет жюри

Задача оценивается в 10 баллов, каждый этап решения задачи имеет свою оценку.

Критерии оценки представлены жюри.

VI

Звездный час


Волонтеры раздают задания и бланки для ответов

Это и есть ваш звездный час – последнее задание в нашей игре – решение нестандартной задачи.

Вы можете не только озвучить свое решение задачи, но сказать все, что вы пожелайте по теме нашей игры.

Решение нестандартной задачи, требующей творческого подхода, умения обосновать выбранное решение и представить его. По окончании отведенного времени на выполнение задания, капитан команды озвучивает решение и отвечает на вопросы команд-соперников.

Тема задачи космическая – НЕВЕСОМОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ - До конца не исследованная и не изученная, существует много не решенных проблем.

При оценивании учитывается правильность ответа, наиболее близкого к идеальному, практическое значение и реальность решения, использование научных методов в обосновании решения, количество предложенных идей, спикерские способности капитана. Время - 10 минут.

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС!

Ни на один час не прекращается работа в космосе. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, проводят различные научные опыты.


Но физиологические возможности человеческого организма накладывают вполне определенное ограничение на работу в космосе.


Многочисленными экспериментами на центрифугах выявлено, что уже при скорости, большей 4об/мин, у испытуемых нарушается нормальное функционирование вестибулярного аппарата. Изменение окружной скорости не должно превышать 10-15%.


  1. Какие неблагоприятные факторы влияют на организм человека в космосе?

  2. Что происходит при этом с организмом?

  3. Как же преодолеть негативные последствия на здоровье космонавтов?


Капитаны команд озвучивают свое решение

Ответ ведущего


Проверяет и оценивает жюри Максимальное количество баллов зависит от количества правильных вариантов ответов и предложенного решения проблемы.

Критерии оценки представлены жюри.




ЗАДАНИЕ № 1 «ПОЧТОВАЯ МАРКА»


Определите по изображению, кому или чему посвящена почтовая марка.

Назовите или фамилию ученого, или событие, или явление, или объект и запишите в листе ответов ваш ответ напротив каждого соответствующего номера. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 баллов. Максимальное количество баллов – 10. Время выполнения 10 минут.





II этапАУКЦИОН ВОПРОСОВ



Оборудование: молоток, кафедра



Задание № 2 «Аукцион вопросов»



Задания-вопросы на знание фактов, событий из науки и жизни ученых: о чем или о ком идет речь? Ответы принимаются в устной форме у той команды, которая первой подняла табличку. Если в течение 1 минуты ответа нет, то вопрос задается с последующими подсказками. Каждый вопрос имеет оценку в 5 баллов, за каждую подсказку вычитается 1 балл. Максимальное количество баллов – 25. Время выполнения заданий второго этапа 15 минут.

Вопросы второго этапа приносят командам от 1 до 5 баллов за каждый вопрос-аукцион в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 4 балла, после второй – в 3 балла, после третьей- 2 балла и после четвертой – 1 балл.

УЗНАЙТЕ, О КОМ ИЛИ О ЧЁМ ИДЁТ РЕЧЬ?



БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


  1. Этот процесс является движущей силой эволюции

  2. Окружающая среда является основным фактором влияния на этот процесс

  3. Цель процесса - выживание в меняющихся условиях

  4. Это главная причина развития адаптаций и появления новых видов

  5. Способствует сохранению вида, делает организм сильнее и выносливее



Ответ: Естественный отбор — это процесс отбора генотипов особей, наиболее приспособленных к данным условиям среды, и устранения генотипов особей, менее приспособленных к данным условиям

ФИЗИЧЕСКИЙ ПРИБОР

  1. История изобретения этого прибора насчитывает тысячи лет. В древности их называли клепсидрами

  2. Этот прибор измеряет форму протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения.

  3. Физическая величина, которую измеряет этот прибор, характеризуется своей необратимостью и может быть измерена только один раз.

  4. В начале ХХ в. поставщиком двора его величества этого важного и необходимого прибора был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.

  5. Этому прибору свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, атомные, водонепроницаемые.

Ответ: часы


КТО ЭТОТ УЧЁНЫЙ?

  1. Это - ученый-самоучка. Он не получил образования, занимался самообразованием и репетиторством.

  2. В 14 лет он впервые познакомился с арифметикой, и ему показалось все там совершенно ясным и понятным.

  3. Он раньше всех узнал, каково быть на Луне.

  4. Он с детства страдал глухотой.

  5. Ему принадлежит цитата «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

Ответ: Циолковский Константин Эдуардович

АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

    1. Этот карлик на 27% легче множества объектов во внешней части Солнечной системы.

    2. Из-за своих размеров и особенностей строения его причислили к таким объектам Солнечной системы как Квавар, Седна, Цецера и Эрида.

    3. В честь него был назван химический элемент.

    4. Однако в 2006 году потерял статус «планеты».

    5. Со дня своего открытия в 1930 и до 2006 года он считался девятой планетой Солнечной системы.

Ответ: Плутон

АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

  1. Этот объект имеет странный и туманный вид

  2. Очень долгое время, человечество абсолютно ничего не знало о его природе и очень боялось его появления.

  3. Известный писатель Марк Твен родился в 1835 году и умер в 1910 году – день в день появления этого объекта.

  4. Обращается вокруг Солнца по коническому сечению с весьма растянутой орбитой.

  5. У этого объекта имеется голова, но он никогда не пользуется услугами парикмахера.

Ответ: Комета Галлея



ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА

    1. На Земле это человеку не угрожает.

    2. Примерно в 500 км от Земли это будет гибельным для экипажей.

    3. Космонавты испытывают это как вспышки света в глазах. Подобные вспышки очень вредны для глаз, и многие космонавты впоследствии имеют проблемы со зрением.

    4. Это частицы, сводящие с ума, несущиеся со всех направлений и с огромной скоростью, порожденные взрывами сверхновых пульсаров, квазаров и других аномальных звездных тел и еще это дополняет солнечная активность.

    5. Допустимая ежегодная доза для сотрудника АЭС в 20 раз больше, чем получает обычный человек. Для специалистов по ликвидации аварий максимальная годовая доза в 200 раз больше по сравнению с обычной дозой и практически столько же, сколько получает космонавт, проработавший год на МКС.

Ответ: космическая радиация, которая воспринимается мозгом как вспышка.

Допустимая доза в 1 Зв,  которую в течение жизни человеку превышать нельзя во избежание серьезных проблем со здоровьем. (на АЭС – это 50 лет работы, в космосе 4 года)

Зиверт — это количество энергии, поглощённое килограммом биологической ткани, равное по воздействию поглощённой дозе гамма-излучения в 1 Грей.


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


  1. Этот термин предложил голландский ученый –генетик Гуго де Фриз в 1901 году.

  2. Этот процесс возникает спонтанно или же под влиянием какого-либо целенаправленного воздействия и вызывает стойкое изменение, которое наследуется в последующих поколениях

  3. Основной источник генетического разнообразия естественного и искусственного отбора.

  4. В результате этого процесса происходит изменение количества и структуры ДНК в клетке или у организма

  5. Процесс получил название от слова мутагенез.

Ответ: мутации — это изменение генотипа

Мутации – процесс изменения в последовательности нуклеотидов ДНК (изменения в одном гене, генные мутации). Существуют хромосомные и геномные, когда изменения затрагивают крупные участки ДНК, или меняется количество хромосом. В результате мутации у организма внезапно может появиться новый признак.


ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫЙ УЧЕНЫЙ


  1. Это одним из величайших учёных всех времён и народов. Он неоднократно номинировался на Нобелевскую премию, но так её и не получил, вероятнее всего, из-за конфликта с братьями Нобелями, связанного с добываемой в Баку нефтью.

  2. Применял он свои знания и на практике, представив обществу немало полезных приборов. Он первым изобрёл трубопроводы для перекачки нефти. До этого её транспортировали в бочках и бурдюках. Открыл бездымный порох. В одиночку поднимался на воздушном шаре на высоту более трёх километров, чтобы провести ряд измерений.

  3. Ученый любил работать руками. Особенно хорошо ему удавалось изготовление чемоданов. Даже когда он совсем ослеп в старости, он продолжал работать на ощупь.

  4. Великий учёный был неравнодушен к искусству и литературе. Своим любимым композитором он считал Бетховена. Встречался с Гоголем, а его дочь вышла замуж за поэта Александра Блока.

  5. Когда ему его озвучили, что его открытие приснилось ему во сне, он обиделся и заявил: лет двадцать думал над этим открытием, а ему говорят, что всё было так просто — увидел во сне, и готово. Учёный предугадал характеристики ещё не открытых на тот момент элементов и оставил в своей таблице для них свободные места.


Ответ: Менделеев Дмитрий Иванович

(8 февраля 1834 - 2 февраля 1907 г.) Таблица Мендлеева была открыта в 1869 году (1 марта 2019 исполнилось 150 лет! И 8.02. 185 лет со Дня рождения Д.И. Менделлеева) 1 марта 1869 г было обнародовано открытие периодического закона и его следствие – таблица. Лишь около 10% всех работ Менделеева посвящены химии





УНИКАЛЬНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК

  1. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.

  2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

  3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…

  4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.

  5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!

Ответ: Ю.А. Гагарин (2019г - 85 лет со Дня рождения!)



Задание № 3


ЖИВЫЕ ВОПРОСЫ



Вопрос:


  1. Как вы думайте, о чем сняты видеоролики?


Ответ необходимо дать в письменном виде на специальном бланке.



Каждый пункт ответа оценивается в 1 балл.



Ваша задача найти как можно больше обоснований видеороликам.


Время для выполнения задания – 5 минут


ЗАДАНИЕ № 5

ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ


Задание:

  1. С помощью предложенных реагентов надуть шарик.

  2. Записать уравнение реакции.

  3. Указать какой газ выделяется.

  4. Где его можно использовать в быту и технике?


Реактивы: Сода, уксусная кислота 70%.

Посуда: мерная ложечка, воронка;

Оборудование: пластиковая бутылка на 0,5 мл;

Материалы: резиновый шарик средних размеров.


Техника безопасности:

Уксусная кислота - одна из наиболее летучих органических кислот. Пары ее сильно раздражают слизистые оболочки и образуются практически при любой массовой доле вещества в растворе. Но сила кислоты невелика и окислительными свойствами она не обладает.

Первая помощь: Промыть проточной водой место ожога.


Время выполнения – 10 минут

Максимальное количество баллов - 10

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!