СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальные игры на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Делюсь разработкой по теме "Виды и приемы использования интеллектуальных игр на уроках русского языка и и литературы". Отдельные игры, описанные в презентации, могут быть использованы на уроках в 5-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальные игры на уроках русского языка»

Интеллектуальные игры на уроках русского языка и литературы Щепкина Ольга Петровна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №4» Г. Дзержинский, Московской области

Интеллектуальные игры на уроках русского языка и литературы

Щепкина Ольга Петровна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №4»

Г. Дзержинский, Московской области

Понятие «интеллектуальной игры» Философы и психологи считают игру одним из фундаментальных свойств человеческой культуры. Игра всегда имеет отчетливо выраженную установку на творчество. В процессе игры учащиеся закрепляют знания, реализуя их в конкретных умениях.

Понятие «интеллектуальной игры»

  • Философы и психологи считают игру одним из фундаментальных свойств человеческой культуры.
  • Игра всегда имеет отчетливо выраженную установку на творчество.
  • В процессе игры учащиеся закрепляют знания, реализуя их в конкретных умениях.
Теоретическое обоснование Системно-деятельностный подход Развивающее обучение Концентрированное обучение

Теоретическое обоснование

Системно-деятельностный подход

Развивающее обучение

Концентрированное обучение

Преимущества интеллектуальных игр Проверка и закрепление знаний Занимательность Развитие фантазии и воображения

Преимущества интеллектуальных игр

Проверка и закрепление знаний

Занимательность

Развитие фантазии и воображения

Воспитательный потенциал языковых и литературных игр Формируют культуру речевой деятельности и внешней коммуникации Создают представление об эстетических ресурсах языка

Воспитательный потенциал языковых и литературных игр

Формируют культуру речевой деятельности и внешней коммуникации

Создают представление об эстетических ресурсах языка

Суть педагогической  идеи Цель: Диапазон опыта: учащиеся 5-9 классов развитие познавательного интереса Задачи: - сформировать познавательный интерес, способствующий личностному росту школьников; - Способствовать развитию логического мышления, коммуникативных способностей и культуры межличностного общения

Суть педагогической идеи

Цель:

Диапазон опыта: учащиеся 5-9 классов

развитие познавательного интереса

Задачи:

- сформировать познавательный интерес, способствующий личностному росту школьников;

- Способствовать развитию логического мышления, коммуникативных способностей и культуры межличностного общения

5-6 кл . Увеличение словарного запаса Развитие вербально-логического мышления Увеличение словарного запаса Развитие вербально-логического мышления 7-8 кл . Совершенствование наглядно-образного мышления Освоение метафорического и идиоматического богатства русского языка Совершенствование наглядно-образного мышления Освоение метафорического и идиоматического богатства русского языка 9-11 кл . Формирование национальной языковой картины мира Формирование ассоциативных связей в языковом сознании. Появление собственного «стиля». Формирование национальной языковой картины мира Формирование ассоциативных связей в языковом сознании. Появление собственного «стиля». Опора на возрастной диапазон: становление речевой личности школьника происходит постепенно.

5-6 кл .

  • Увеличение словарного запаса Развитие вербально-логического мышления
  • Увеличение словарного запаса
  • Развитие вербально-логического мышления

7-8 кл .

  • Совершенствование наглядно-образного мышления Освоение метафорического и идиоматического богатства русского языка
  • Совершенствование наглядно-образного мышления
  • Освоение метафорического и идиоматического богатства русского языка

9-11 кл .

  • Формирование национальной языковой картины мира Формирование ассоциативных связей в языковом сознании. Появление собственного «стиля».
  • Формирование национальной языковой картины мира
  • Формирование ассоциативных связей в языковом сознании.
  • Появление собственного «стиля».

Опора на возрастной диапазон: становление речевой личности школьника происходит постепенно.

Повышает мотивацию к обучению Развивает логику и вариативность мышления Развивает познавательный интерес и кругозор Связь с учебным процессом:  «Игра не ради игры»

Повышает мотивацию к обучению

Развивает логику и вариативность мышления

Развивает познавательный интерес и кругозор

Связь с учебным процессом: «Игра не ради игры»

Педагогическое применение на всех этапах речевого развития РЕЧЕВОЕ АССОЦИАТИВНОЕ мышление мышление с опорой на развитие социального кругозора ДИСКУРСИВНОЕ мышление (создание текстов) ОБРАЗНОЕ мышление

Педагогическое применение на всех этапах речевого развития

РЕЧЕВОЕ

АССОЦИАТИВНОЕ

мышление

мышление

с опорой на развитие социального кругозора

ДИСКУРСИВНОЕ

мышление

(создание текстов)

ОБРАЗНОЕ

мышление

Виды игр Игры-инсценировки Игры-представления Речевые упражнения Игры-инсценировки Игры-представления Речевые упражнения Репродуктивные Словотворчество Интерпретация Создание текстов Словотворчество Интерпретация Создание текстов Творческие

Виды игр

  • Игры-инсценировки Игры-представления Речевые упражнения
  • Игры-инсценировки
  • Игры-представления
  • Речевые упражнения

Репродуктивные

  • Словотворчество Интерпретация Создание текстов
  • Словотворчество
  • Интерпретация
  • Создание текстов

Творческие

Смысл творческих игр на уроках «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее» (Л.В.Щерба) Установка на творчество Овладение нормами речевой деятельности

Смысл творческих игр на уроках

«Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее» (Л.В.Щерба)

Установка на творчество

Овладение нормами речевой деятельности

Условия применения Самостоятельные задания (создание текста) Работа в парах Коллективный поиск – работа в группах

Условия применения

Самостоятельные задания (создание текста)

Работа в парах

Коллективный поиск – работа в группах

Примеры языковых игр Игры с установкой на воспроизведение (Лингвистическая угадайка, Понятие-кристалл) Игры с установкой на комизм (Буквализация фразеологизма, Языковая маска) С установкой на закрепление навыка и словотворчество (Слова-стимулы, Неологизмы одного корня)

Примеры языковых игр

Игры с установкой на воспроизведение (Лингвистическая угадайка, Понятие-кристалл)

Игры с установкой на комизм (Буквализация фразеологизма, Языковая маска)

С установкой на закрепление навыка и словотворчество (Слова-стимулы, Неологизмы одного корня)

Примеры игр на уроках литературы На анализ На сравнение Творческий поиск  фоносемантики речевого поведения героев (например, в конфликтных ситуациях) взять интервью у литературного героя с учетом его манеры поведения, словоупотребления и т.д. речевого поведения героя Что? Где? Когда? (тип речи персонажа и социальные условия ) наблюдения над аллюзиями

Примеры игр на уроках литературы

На анализ

На сравнение

Творческий поиск

фоносемантики

речевого поведения героев (например, в конфликтных ситуациях)

взять интервью у литературного героя с учетом его манеры поведения, словоупотребления и т.д.

речевого поведения героя

Что? Где? Когда? (тип речи персонажа и социальные условия )

наблюдения над аллюзиями

«эффект индивидуализации речи» Наблюдения при чтении текстов - выводы Наблюдения при чтении текстов - выводы «Слуги говорят не так, как господа» «Девушки говорят не так, как бабушки» Наблюдение над речью персонажей в зависимости от СИТУАЦИЙ общения Постижение тайн языка можно продолжить на уроках литературы

«эффект индивидуализации речи»

  • Наблюдения при чтении текстов - выводы
  • Наблюдения при чтении текстов - выводы

«Слуги говорят не так, как господа»

«Девушки говорят не так, как бабушки»

Наблюдение над речью персонажей в зависимости от СИТУАЦИЙ общения

Постижение тайн языка можно продолжить на уроках литературы

«Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней». В реальности это невозможно: коршун слишком мелок для лебедя Почему А.С.Пушкин исказил реальность, а не выбрал ястреба или сокола? Анализ фоносемантики на примере «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина

«Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней».

В реальности это невозможно: коршун слишком мелок для лебедя

Почему А.С.Пушкин исказил реальность, а не выбрал ястреба или сокола?

Анализ фоносемантики на примере «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина

Словотворчество на уроках литературы (развитие ассоциативного мышления) Богатейший источник – поэзия русского модернизма Звукоподражательные стихи при изучении приема аллитерации К.Бальмонт «Камыши» Придумать собственный текст (прозаический, поэтический) на тему «Горная река», «Ветер», «Ручей» и т.д. «Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши»…

Словотворчество на уроках литературы (развитие ассоциативного мышления)

Богатейший источник – поэзия русского модернизма

Звукоподражательные стихи при изучении приема аллитерации

К.Бальмонт «Камыши»

Придумать собственный текст (прозаический, поэтический) на тему «Горная река», «Ветер», «Ручей» и т.д.

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши»…

Подобрать ассоциации и оценить по пятибалльной шкале и параметру «красивый-отталкивающий» слова Фонетика связана с лексикой и стилистикой Игры указывают на взаимосвязь разных уровней языка Анализ звуков Стилистическая окраска Лик, лицо, физиономия Морда, рыло, харя Наблюдения помогают усвоить тему «Стилистические различия слов» Стилистические пометы Применение в художественной речи

Подобрать ассоциации и оценить по пятибалльной шкале и параметру «красивый-отталкивающий» слова

Фонетика связана с лексикой и стилистикой

Игры указывают на взаимосвязь разных уровней языка

Анализ звуков

Стилистическая окраска

Лик, лицо, физиономия

Морда, рыло, харя

Наблюдения помогают усвоить тему «Стилистические различия слов»

Стилистические пометы

Применение в художественной речи

«Буквализация фразеологизма» Различение свободных и несвободных словосочетаний Связь изучения лексического уровня языка и словотворчества.

«Буквализация фразеологизма»

Различение свободных и несвободных словосочетаний

Связь изучения лексического уровня языка и словотворчества.

В основе – прием употребления фразеологизмов в качестве свободных словосочетаний Школьникам предлагается составить текст по примеру произведения А.Дегтярева «Глубинка»: « Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куду-то телят»… Жанровый диапазон для выполнения этого задания широк: юмореска; сказка; притча; рассказ (например, о школьном событии)

В основе – прием употребления фразеологизмов в качестве свободных словосочетаний

Школьникам предлагается составить текст по примеру произведения А.Дегтярева «Глубинка»:

« Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куду-то телят»…

Жанровый диапазон для выполнения этого задания широк:

  • юмореска;
  • сказка;
  • притча;
  • рассказ (например, о школьном событии)
Лингвистическая угадайка Учитель предлагает школьникам записать иностранные пословицы и поговорки и подобрать к ним русские соответствия: Нет боба без пятнышка (англ.) –  У каждого свои недостатки. Какое дерево, таков и плод (англ.)  – Яблоко от яблони недалеко падает. Тому, что сделано, подставляй грудь (исп.) – Назвался груздем – полезай в кузов. Лучше воробей в руке, чем голубь на крыше (нем.) – Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Лингвистическая угадайка

  • Учитель предлагает школьникам записать иностранные пословицы и поговорки и подобрать к ним русские соответствия:
  • Нет боба без пятнышка (англ.) – У каждого свои недостатки.
  • Какое дерево, таков и плод (англ.) – Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Тому, что сделано, подставляй грудь (исп.) – Назвался груздем – полезай в кузов.
  • Лучше воробей в руке, чем голубь на крыше (нем.) – Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
используется при изучении темы «Функциональные стили речи» строится на подражании определенному стилю  основана на перемещении слов и выражений из одного стиля в другой развивает лингвистическое чутье, понимание тонкостей словоупотребления Языковые маски – игра, которая

используется при изучении темы «Функциональные стили речи»

строится на подражании определенному стилю

основана на перемещении слов и выражений из одного стиля в другой

развивает лингвистическое чутье, понимание тонкостей словоупотребления

Языковые маски – игра, которая

Языковая маска – в основе приема стилевого контраста Используя штампы канцелярско-делового языка, переделайте предложения. Понаблюдайте, какой эффект при этом создается? Мы решили в воскресенье позвать гостей Мы постановили в воскресенье позвать гостей (комический эффект)

Языковая маска – в основе приема стилевого контраста

Используя штампы канцелярско-делового языка, переделайте предложения. Понаблюдайте, какой эффект при этом создается?

Мы решили в воскресенье позвать гостей

Мы постановили в воскресенье позвать гостей (комический эффект)

Языковая маска – осознанное нарушение норм лексической сочетаемости Высокий книжно-поэтический стиль Коля читает доклад. Коля вещает доклад. Газетные клише Ученик расскажет, как все было. Ученик осветит , как все было. Разговорная лексика и жаргон Нужно развивать уровень культуры общения подростков. Нужно развивать уровень культуры базара подростков.

Языковая маска – осознанное нарушение норм лексической сочетаемости

Высокий книжно-поэтический стиль

Коля читает доклад.

Коля вещает доклад.

Газетные клише

Ученик расскажет, как все было.

Ученик осветит , как все было.

Разговорная лексика и жаргон

Нужно развивать уровень культуры общения подростков.

Нужно развивать уровень культуры базара подростков.

«Понятие – кристалл»: даем определения понятию разными способами. Каждый способ – отдельная грань «кристалла». С помощью словосочетаний Через синонимы Через антонимы Доброта – это… Доброта – это… Доброта – это… Сердечность, душевность, чуткость расположение к людям, готовность прийти на помощь Отсутствие злобы, жестокости, грубости

«Понятие – кристалл»: даем определения понятию разными способами. Каждый способ – отдельная грань «кристалла».

С помощью словосочетаний

Через синонимы

Через антонимы

Доброта – это…

Доброта – это…

Доброта – это…

Сердечность, душевность, чуткость

расположение к людям, готовность прийти на помощь

Отсутствие злобы, жестокости, грубости

Неологизмы одного корня Поэзия подсказывает новые возможности словотворчества Игра основана на опыте стихотворения В.Хлебникова «Заклятие смехом» Игра основана на опыте стихотворения В.Хлебникова «Заклятие смехом» «О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно!».  Школьникам предлагается придумать свои «заклятия», например, на тему «Давайте дружить!» или «Не сердитесь!» Школьникам предлагается придумать свои «заклятия», например, на тему «Давайте дружить!» или «Не сердитесь!»

Неологизмы одного корня

Поэзия подсказывает новые возможности словотворчества

  • Игра основана на опыте стихотворения В.Хлебникова «Заклятие смехом»
  • Игра основана на опыте стихотворения В.Хлебникова «Заклятие смехом»

«О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно!».

  • Школьникам предлагается придумать свои «заклятия», например, на тему «Давайте дружить!» или «Не сердитесь!»
  • Школьникам предлагается придумать свои «заклятия», например, на тему «Давайте дружить!» или «Не сердитесь!»
Слова-стимулы. Игра помогает в изучении приставок и суффиксов В основе – эксперименты психолингвиста Л.В.Сахарного, выявляющие аспекты словобразования в речевой деятельности В ответ на слово-стимул привести любое слово-ассоциацию с заданным суффиксом, например, -НИК- Утренник – праздник Дневник – школьник Вечерник – отличник Именинник - пикник

Слова-стимулы. Игра помогает в изучении приставок и суффиксов

В основе – эксперименты психолингвиста Л.В.Сахарного, выявляющие аспекты словобразования в речевой деятельности

В ответ на слово-стимул привести любое слово-ассоциацию с заданным суффиксом, например,

-НИК-

Утренник – праздник

Дневник – школьник

Вечерник – отличник

Именинник - пикник

Перспективы использования интеллектуальных игр на уроках Диагностика на уроках в игровой форме Переход к заданиям повышенного уровня сложности Подготовка к олимпиадам

Перспективы использования интеллектуальных игр на уроках

Диагностика на уроках в игровой форме

Переход к заданиям повышенного уровня сложности

Подготовка к олимпиадам

Условия успешности Системное применение интеллектуальных игр, охватывающих все уровни системы родного языка Вариативность игр, положительное отношение учащихся к правилам и финалу Формирование гибкости мышления в условиях деятельности в группе

Условия успешности

Системное применение интеллектуальных игр, охватывающих все уровни системы родного языка

Вариативность игр, положительное отношение учащихся к правилам и финалу

Формирование гибкости мышления в условиях деятельности в группе

Литература Л.С.Выготский. «Анализ эстетической реакции». Собрание трудов. – М., 2001. И.Н. Горелов, К.Ф.Седов. «Основы психолингвистики». – М., 2008. Поэтика. Вопросы литературоведения. – М., 2005. О.И.Горбич. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе». – М., 2009

Литература

  • Л.С.Выготский. «Анализ эстетической реакции». Собрание трудов. – М., 2001.
  • И.Н. Горелов, К.Ф.Седов. «Основы психолингвистики». – М., 2008.
  • Поэтика. Вопросы литературоведения. – М., 2005.
  • О.И.Горбич. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе». – М., 2009


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!