СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальное шоу "Брейн-ринг"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенное мероприятие рассчитано на учеников 9-11х классов. Для участия в нем приглашаются ученики, которые проявили сравнительно с одногодками лучшие знания по биологии, имеют способность к изучению этого предмета и проявили собственное желание.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальное шоу "Брейн-ринг"»






Внеклассное

мероприятие:


«Интеллектуальное шоу Брейн-ринг»












Учитель: Абдурахманова Д.С.


Интеллектуальное шоу «Брейн-ринг»

Цели: выявить и развить способности во время изучения биологии у детей, которые имеют соответствующие наклонности; формировать познавательный интерес учеников путем выполнения заданий творческо-поискового характера; развивать у учеников умение общаться, свободно выражать свое мнение, вести дискуссию, отстаивать свое мнение; содействовать сплочению учеников и их самореализации.

Методические рекомендации

Предложенное мероприятие рассчитано на учеников 9-11х классов. Для участия в нем приглашаются ученики, которые проявили сравнительно с одногодками лучшие знания по биологии, имеют способность к изучению этого предмета и проявили собственное желание. Формируются две команды путем жребия. Тем же путем каждая из команд выбирает себе название, которое соответствует названию одного из разделов биологии:

  • 1.Ботаника

  • 2.Цитология

  • 3.Валеология

  • 4.Систематика

  • 5.Генетика

  • 6.Экология

Каждая команда занимает свой стол(рекомендованное количество участников пять-шесть). В начале игры учитель знакомит участников с правилами игры и общением вовремя нее, призывает к взаимоуважению и пониманию.






Тур 1.«Разминка»

На протяжении одной минуты участники должны дать максимальное количество правильных ответов на поставленные учителем вопросы. Игру начинает команда, название которой в алфавитном порядке идет первой. Ответы на вопросы однословные, за правильный ответ – 1 балл.

Вопросы

  1. Наименьшая структурная единица живого организма. (Клетка)

  2. Наука о насекомых. (Энтомология)

  3. Жук, который завезен в Европу с Северной Америки. (Колорадский)

  4. Змея нашей фауны с желтыми пятнами на голове. (Уж)

  5. Самая маленькая в мире птица. (Колибри)

  6. Самое старое прирученное животное. (Собака)

  7. Осветительный увеличительный прибор. (Микроскоп и лупа)

  8. Система органов у животных, которая совершает транспортную функцию. (Кровеносная)

  9. Орган, воспринимающий раздражения. (Рецептор)

  10. Птица, не высиживающая птенцов. (Кукушка)

  11. Главный компонент клетки, несущий наследственную информацию. (Ядро)

  12. Вещество, которого в живых организмах самое большое количество. (Вода)

  13. Наука о животных. (Зоология)

  14. Любое нарушение в жизнедеятельности организма. (Болезнь)

  15. Женская половая клетка. (Яйцеклетка)

  16. Класс, к которому принадлежит человек. (Млекопитающие)

  17. Ученый, который изобрел микроскоп. (Гук)

  18. Организмы, питающиеся отмершими организмами. (Сапротрофы)

  19. Оболочка Земли, образованная живыми организмами. (Биосфера)

  20. Способность организма противостоять болезням. (Иммунитет)

  21. Вырост слепой кишки у человека. (Аппендикс)

  22. Наибольшая железа организма. (Печень)

  23. Сверху зубы покрыты…(Эмалью)

  24. Сколько зубов у взрослого человека? (32)

  25. Какая группа крови является редкой? (IV)

  26. Органелла, синтезирующая белок. (Рибосома)

  27. Какой средний объем крови в организме взрослого человека? (5 литров)

  28. Наука о клетке. (Цитология)

  29. Болезнь с повышенным содержанием сахара в крови. (Сахарный диабет)

  30. Ткань, имеющая свойство укорачиваться. (Мышечная)

  31. Самая распространенная болезнь зубов. (Кариес)

  32. Деление не половых клеток. (Митоз)

  33. Самая большая ягодка в мире? (Арбуз)

  34. Какие кровеносные сосуды несут кровь от сердца? (Артерии)

  35. Какие соединения являются мономерами белков? (Аминокислоты)

  36. Какое название имеет плод фасоли? (Боб)

  37. Самая большая современная рыба. (Акула)

  38. Процесс воспроизводства себе подобных особей. (Размножение)

  39. Организмы, имеющие неклеточное строение. (Вирусы)

  40. Орган зрения человека. (Глаз)




Тур 2 «Терминологический»

Один из участников команд вынимает бумажку с написанной буквой. Через две минуты каждая из команд должна вспомнить и записать как можно больше терминов и названий живых организмов, а также других биологических понятий, начинающихся с предложенной буквы. На бумажках рекомендуется писать те буквы, на которые начинается наибольшее количество терминов и понятий.


Тур 3 «Заморочки из бочки»

Вопросы для тура подбираются с творчески-поисковым направлением. Отвечая на них, ученики демонстрируют умение логически и последовательно выражаться, применять приобретенные знания. Каждая команда путем жеребьевки вытаскивает вопрос и имеет время (приблизительно 30 секунд) на обдумывание и обсуждение, после чего дает ответ. Условие: каждая команда получает столько вопросов, сколько при этом есть учеников, так, чтобы каждый ответил на отдельный вопрос. Только при этом условии команда получает максимальное количество баллов.

Вопросы к конкурсу

  1. Часто мы слышим такое выражение:

«Я тебе покажу, где раки зимуют!»

А где и как на самом деле зимуют раки?

(Они роют норки на дне водоема или в пологом берегу. Зимовку проводят достаточно активно, питаются, иногда размножаются)

  1. Верно ли, что животные с большими ушами (слоны, зайцы) имеют лучший слух по сравнению с другими?

(Нет, не верно. Большие уши нужны для увеличения поверхности испарения при малом количестве или отсутствии половых желез)

  1. Почему ураган, как правило, ломает стволы сосен. А ели вырывает с корнями?

(У сосен корень проникает глубоко в землю, вертикально, потому они и ломаются. У ели корень расположен в верхних слоях почвы и распространяются горизонтально, потому ветер легко вырывает её)

  1. Этих органов у человека, согласно учебнику биологии, должно быть четыре, но таких людей не существуют. Что это за органы?

(Этими органами являются пятые угловые зубы, так называемые «зубы мудрости». Они поздно прорезаются и быстро портятся, потому их сразу удаляют)

5.Известно, что должности в муравейнике строго распределены: есть, например, рабочие муравьи, солдаты, няни. А какую роль играют муравьи, которые загорают на солнышке 10 минут, а потом бегут в муравейник?

(Такие муравьи обогревают муравейник. Лежа на солнышке, определенное время, они нагреваются и, зайдя в муравейник, отдают это тепло)

6.Какие защитные механизмы имеют головоногие моллюски для защиты своей жизни от хищников?

(Во время побега от врагов осьминоги выпускают чернило, со специальной железы, которое вводит преследователя в обман на определенное время, пока осьминог сбежит. Некоторые кальмары, убегая от врага, могут выпрыгивать из воды и пролетать над ней иногда до нескольких десятков метров. Враг, упустив жертву с поля зрения, прекращает преследование)

7.Зимой деревья вполне благополучно переносят морозы до - -35 С. Почему весной даже слабые приморозки (до -4 С) приводят к их гибели?

(Зимой сок, который движется по стволу дерева, увеличивает содержание сахаров, отчего становится вязким и потому не замерзает. Весной сок становится более жидким и начинает активно двигаться, даже от незначительных приморозков он быстро замерзает, повреждая ткань ствола, что приводит к нарушению и гибели дерева)

8.Для того чтобы он родился, ему нужно найти братьев и сестер. Для того, чтобы он выжил, у него не должно быть не одного брата и сестры.

(Речь идет о кукушонке, которому для вылупливания мать подыскивает гнездо, где уже есть отложенные яйца. После вылупливания кукушонок выкидывает всех птенцов с гнезда и только при таких условиях выживает)

9.В состоянии клинической смерти на протяжении 5-6 минут происходит замирание нервных клеток из-за отсутствия кислорода. Каким образом можно продлить продолжительность жизни нервных тканей, чтобы спасти человека?

(Самый эффективный способ приостановки всех процессов метаболизма, а в этом случае отмирания клеток – это охлаждение или замораживание клеток на некоторое время (например, на время доставки до больницы))

10.Почему перед дождем рыбы выпрыгивают из воды?

(Перед дождем, в связи с повышением влажности воздуха, низко над землей и водой опускаются насекомые. Рыбы выпрыгивают из воды, чтобы покормиться ими)













Тур 4 «Черный ящик»

Этот конкурс на сообразительность и способность мыслить нестандартно. В специальной емкости находится некоторый предмет или его изображение. Учитель приводит подсказки, по которым ученики могут узнать этот предмет. Чем раньше они это сделают, тем больше получат баллов. Одновременно работают две команды. Если все подсказки зачитаны, а предмет не назван, баллов не получает никто.

1.Подсказки

1.Этот предмет является совокупностью питательных веществ, ограниченных минеральными соединениями.

(5 баллов)

2.Он является причиной старого спора о том, что было первым.

(4 балла)

3.Вего состав входит белок альбумин.

(3 балла)

4.Многие животные и человек тоже употребляют его в пищу.

(2 балла)

5.При длительном хранении этот предмет имеет способность протухать.

(1 балл)

ЭТОТ ПРЕДМЕТ: ЯЙЦО

2.Подсказки

1.Это устройство имеет принцип строения на основе птичьего контурного пера.

(5 баллов)

2.Его частички соединяются по принципу бородок на опахале пера.

(4 балла)

3.Устройство состоит из двух частей, которые могут соединяться и разъединяться.

(3 балла)

4.Это устройство используется во время шитья одежды, сумок, кошельков, обуви.

(2 балла)

5.Это устройство может быть металлическим, пластмассовым, разной длины, а соединительная часть называется «собачка»

(1 балл)

Этот предмет: «Молния».


Тур 5 «Дополнительный балл»

В начале игры каждая команда получила название. Теперь это название может помочь им заработать дополнительные три балла. Посоветовавшись, определенное время, участники должны дать определение науки, которая была их названием, а также указать предмет изучения и основные задачи.

В конце игры подводятся итоги, определяется команда – победителей, всем участникам вручаются грамоты «Я лучше всех знаю биологию». Всем участникам игры объявляются благодарности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!