СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О приемах преподавания русского языка , где необходимо учитывать интеллектуальное развитие каждого школьника.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка»

Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка



Детские годы характеризуются лёгкостью привыкания к необычному , подвижностью воображения.

Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологи и педагогики, опыт практической педагогической работы-всё это дает возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения русскому языку.

В своей педагогической деятельности я определила для себя два направления в работе:

-развитие межличностных отношений;

- интеллектуальное развитие учащихся.

Итогом такой работы явилась разработка новых приемов преподавания русского языка, где бы учитывалось интеллектуальное развитие каждого школьника . рассмотрим это на примере урока русского языка в III классе.

Тема: « Склонение имен существительных».

Цель : обобщение знаний учащихся по теме «Склонение имен существительных»;

Развитие мыслительных процессов и познавательной активности; привитие интереса к русскому языку; воспитание чувства культуры интеллектуального труда.



  1. Повторение изученного.

На доске написаны слова :

М..рков.. к..ртофел.. п..м..дор

М..ряк л..сник п..сател..

Сн..гир… ..рел грач…

Бабушка ..тец доч..

- Прочитайте слова . Обратите внимание на смысловую часть в каждой строке. Запомните . ( Закрыть вторые и третьи слова).

- Напишите строчки полностью, вставьте пропущенные буквы, объедините орфограммы, найдите общее в данных словах. (Существительные, нарицательные, единственное число.)

Какое существительное лишнее? (Бабушка- 1-е скл., остальные – 2-3.-е скл.)

Знания каких правил нам понадобились для выполнения этого упражнения?

  1. Минутка чистописания.

- Напишем три буквы . Все они находятся в существительном 1-го склонения.

1-я буква – согласная в корне ( б-бабушка);

2-я буква- гласная в суффиксе (у-ушк);

3-я буква – окончание (-а).

- Определите порядок следования букв:

Аабу

Аббу

Абуу

Напишите этот ряд, поочередно удваивая, затем утраивая количество букв.

Вспомните , как мы определяли тему чистописания. Скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? ( О первом склонении существительных.)

  1. Словарно-орфографическая работа.

На доске записаны слова:

Б..р..да, н..род, ив..лга, б..рьба, л..пата, иск..рка, ог..ворка, т..рговля, ег..за, к..са, кр..ситель, атм..сфера.

-Соедините существительные 1-го склонения с безударной –о-, первые буквы этих слов образуют новое словарное слово. (библиотека )

Что такое библиотека? ( Слово библиотека- одно из самых древних. Оно пришло к нам из греческого языка. Библио по-гречески «книга», текос-«хранилище». Библиотека- книгохранилище. До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности: библиотеке глиняных книг вавилонского царя Ашшурбанипала , Александрийской библиотеке книг-свитков, знаменитых библиотек Ивана Грозного, Петра Первого.)

-Выделите безударные гласные, запишите слово. Составьте предложения со словом библиотека и словом, обобщающим значения каждого ряда слов.

Образец: В библиотеке подготовлена выставка книг об овощах. На полках библиотеки имеется много книг о разных профессиях. Дети часто берут в библиотеке книги о птицах. Мои родственники регулярно посещают библиотеку.

- Подберите слова с частью тека. ( Фонотека, игротека, дискотека, аптека.)

* Физкультминутка.

1-е скл.- руки вверх, потянулись.

2-е скл.- хлопок.

3-е скл.- присели.

-Сосчитайте сколько существительных 1-го склонения: гора, дом, дочь, окно, мышь, вишня, врач, книга, библиотека, снег, плащ, ночь, прогулка (5 слов)

4. Исследование.

- Продолжите начатые ряды, подбирая их по трем признакам.

К тропинке, к росинке….

Для поломки, для посылки…

-Знания каких правил вы использовали?

5. Шифровка.

-Прочитайте запись, сформулируйте к ней свое задание.

Шифр

Дверь открывают (чем?) ключом.

Предложения.

Дрова рубят (?) т..п..ром.

Ст…рик л..вил (?) неводом рыбу.

(Напишите предложения , которые соответствуют шифру, в скобках поставьте нужный вопрос, укажите склонение существительных, вставьте пропущенные буквы.)

6. Причина-следствие.

- Запишите предложения в следующем порядке: причина-следствие. Замените одинаковые слова другими, близкими по смыслу. Вставьте нужные буквы, раскройте скобки. Существительные каких склонений вам встретились?

Б (е, и)рёза в тундре не может вырасти б(о, а)льшой. (В) тундре суровая

з (е,и)ма.









7. Рефлексия.

- Какие правила русского языка повторили?

Игра «Честно-пречестно»:

-Что для вас было уже легко?

Что было еще трудно?

А что показалось самым интересным ?

-






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!