СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуально-познавательная игра по технологии "Умницы"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуально-познавательная игра «Умницы» составлена исходя из возрастных особенностей детей, с учетом объема фактических знаний учащихся и уровня интеллектуального развития.

Задания имеют тесную связь с программным материалом, который не всегда используется на уроках ввиду недостаточного количества времени. Эти задания рассчитаны на проверку общего кругозора детей, на выявление смекалки, находчивости, быстроты мышления. Все задания в конкурсе расположены «от простого к сложному», что способствует активизации учащихся на мыслительную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-познавательная игра по технологии "Умницы"»

Интеллектуально-познавательная игра по технологии «Умницы»

Учитель технологии МОУ «СОШ№11» г.Саратов

Рысева Юлия Владимировна

Интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

Интеллектуально-познавательная игра «Умницы» составлена исходя из возрастных особенностей детей, с учетом объема фактических знаний учащихся и уровня интеллектуального развития.

Задания имеют тесную связь с программным материалом, который не всегда используется на уроках ввиду недостаточного количества времени. Эти задания рассчитаны на проверку общего кругозора детей, на выявление смекалки, находчивости, быстроты мышления. Все задания в конкурсе расположены «от простого к сложному», что способствует активизации учащихся на мыслительную деятельность.

Цели занятия: (слайд 2)

Повторить и закрепить основные знания и умения по темам, изученным ранее.  Развивать познавательные способности, интерес к предмету, воспитывать уверенность  в своих силах,  расширять  кругозор и  интеллектуальные способности у учащихся.
Способствовать повышению общего кругозора учащихся посредством игровых технологий.

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (анализировать, строить аналогии, обобщать, опровергать);

Развивать смекалку, находчивость, быстроту мышления;

Воспитывать коммуникативные качества, чувство коллективизма.

Межпредметные связи: использование народного фольклора (пословицы, поговорки, загадки) – русский язык, история, литература, закрепление знаний по истории через изучение истории моды, вещей, предметов быта; закрепление знаний по русскому языку (омонимы).

Форма урока: Урок-игра.
Материалы и оборудование

Компьютер

Мультимедийное оборудование

Таблички с названием команд, чистые листы, ручки, карандаши

Листы с ребусами,

Оценочные таблицы, стикеры для игры в крестики-нолики, чистые листы бумаги или тетради по технологии, цв.карандаши, фломастеры.

Подготовка к мероприятию

Класс делится на 2 команды по 6-7 человек.

Задание учащимся – придумать название команды.

Конкурсы: (слайд 3)

  • Ребусы

  • Примеры

  • Пословицы и поговорки

  • Верю – не верю

  • Своя игра

  • Крестики – нолики

  • Задания на эрудицию

  • Творческий конкурс

Ход игры

Приветствие

Участницы представляют свои команды, обыгрывают название. Приветствие

1.Конкурс «Ребусы» (слайд 6)

Каждая команда обменивается ребусами. Учащимся необходимо их расшифровать за 2 мин. И объяснить значение термина.

В приведенных ниже таблицах зашифрованы слова:

-по кулинарии: пшено, кефир, дуршлаг, тарелка, обед, кисель, хлеб, варенье, уха.

-по обработке материалов: вышивка, игла, стежок, кромка, челнок, уток, изнанка, шов, атлас.

П

р

е

л

к

а

ш

а

б

е

к

в

е

т

о

д

и

а

н

ш

л

е

с

р

о

р

а

л

у

е

к

у

г

ь

х

н

е

д

х

л

а

ь

ф

и

р

е

б

е

















































в

ы

ш

к

р

о

и

с

и

ч

е

м

г

т

в

у

л

к

л

е

к

т

н

а

а

ж

а

о

о

к

к

о

с

к

ш

и

т

л

а

в

о

з

а

а

к

н

а

н



2.Примеры (слайд 7)

Задание: решить примеры.

1.ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА = (иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь = (ткань)

3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ = (ленты)

4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ = (ножницы)

5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ = (нитки)

3.Конкурс «Пословицы и поговорки» (слайд 14)

На экране по очереди появляются пословицы и поговорки. Чтобы их прочесть, нужно восстановить порядок слов. За правильный ответ 1 балл.

1. Смело, сделал, дело, гуляй. (сделал дело – гуляй смело)

2. Хвалит, работа, мастера, всякая. (всякая работа мастера хвалит)

3. Хило, никому, не, когда, мило, дело. (никому не мило, когда дело хило)

4. Тем, науки, руки, больше, чем, умнее (чем больше науки, тем умнее руки).

5. Небо, жить, без, дела, коптить, только ( без дела жить – только небо коптить)

6. Безделья, дело, большого, маленькое, лучше (маленькое дело лучше большого безделья).

4. Конкурс «Верю – не верю» (слайд 15)

Каждая команда по очереди слушает ряд сообщений и должен определить верить в это или нет. За правильный ответ 1 балл

Верите ли вы, что:

  1. Пастила – это шелковая ткань с набивным рисунком (нет)

  2. Канитель – металлическая нить, имитирующая золото или серебро. (да).

  3. Первую фарфоровую тарелку изобрели европейцы в 4 веке (нет, это были китайцы, европейцы изобрели тарелки в 18 веке).

  4. Шапокляк – мужской головной убор? (Да , появилась в 30году 19 века в Париже. Складной цилиндр, имевший специальный механизм внутри, который позволял складывать шляпу).

  5. Ученые разработали ткань из 3-5 слоев, состоящую из металлической фольги, пряжи, пропускающей воздух и волокна, удаляющего пот? (да, это правда)

  6. Американские ученые изобрели жидкий оберточный материал, внешне напоминающий оберточную пленку, с той разницей, что ее можно есть вместе с продуктами (Да, главным компонентом является хитозан, полученный из панциря крабов)

  7. Первый блин всегда комом (нет, только когда сковорода плохо прогрета или плохо смазана маслом).

  8. сырники в Древней Руси готовили из сыра? (нет, сыром в старину называли творог)

  9. Японские ученые изобрели швейную машину, встроенную в мобильный телефон, которая выполняет мелкий ремонт одежды? (нет, это выдумка)

  10. В Великобритании поступила в продажу электрическая одежда, которая спасает от холода (Да, это куртки для туристов, прошитые эластичными нагревательными элементами, поддерживающие внутреннюю температуру до 40 градусов).

5.Конкурс «Своя игра» (слайд 35)

На экране появляется таблица с названием тем и количеством баллов за правильно данный ответ. Каждая команда по очереди выбирает тему и стоимость вопроса. Все подробности комментирует учитель.

























Головной убор

1

2

3

4

5


Горшочек каши

1

2

3

4

5


Съедобные загадки

1

2

3

4

5


Одежда народов мира

1

2

3

4

5


Вопросы

  1. Летняя широкополая шляпа из соломки или ткани жесткого полотна. Название связано с одной из стран Америки. (Панама)

  2. Мягкий плоский головной убор различной величины, круглой формы, деталь женской и мужской одежды. В 15 веке изготавливался из бархата, позже становится популярным среди представителей искусства, актуален и в наше время. (Берет)

  3. Старинный головной убор из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый лентами, жемчугом, аппликацией из парчи и бархата (Кокошник).

  4. Высокая шляпа, в 15 веке составляющая часть мужской одежды. В качестве повседневного предмета одежды был введен англичанами незадолго до французской революции, когда фрак стал повседневной одеждой, а он его дополнением. (Цилиндр).

  5. Летняя кепка из легкого материала с длинным козырьком (бейсболка)

  6. Горшочек каши

  1. Из чего готовят попкорн (кукуруза)

  2. Самая сильная каша (геркулес)

  3. Из семян какого растения получают пшено? (просо)

  4. Как называется каша из зерен ячменя? (ячневая, перловая).

  5. Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку?    ( Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари» )

Съедобные загадки

  1. Сидит барыня в ложке, свесив ножки (лапша).

2. В доме еда, а дверь заперта. Какая еда хоть вари ее в пяти пудах соли, никогда не будет соленой? (яйцо).

  1. Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (блин)

  2. В поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (Сахар)

  3. Меня одну не едят, А без меня мало едят. В воде родится, воды боится. (Соль) 

Одежда народов мира:

  1. Традиционная женская одежда Индии (сари).

  2. Национальная японская одежда с расписными или вышитыми рисунками (кимоно).

  3. Элемент русской одежды – платье без рукавов. (сарафан)

  4. Тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь (валенки)

  5. Широкие украинские штаны, завязывающиеся на поясе шнурком, обычно красного цвета. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии. Украинские штаны отличаются от русских большей шириной. Такие штаны предпочитали носить казаки. Гоголь остроумно сравнил ширину украинских шаровар с Черным морем, а украинский поэт Шевченко описывал их так: «Матнею улицу метет». Из этого высказывания можно понять, что средняя часть штанов свешивалась до самой земли и мела улицу (шаровары)



Физминутка для глаз (слайд 56)
Не поворачивая головы (голова прямо) делать круговые движения глазами по стрелке, вверх, вниз, вправо, влево. (Повторить 4 раза).

6. Конкурс «Крестики-нолики» (слайд 57)

На экране таблица из 9 клеток. Представителям каждой из команд необходимо ответить на вопросы, которые закодированы в клетках. Команда выбирает номер клетки, читает вопрос. Если ответ верный, ставится свой знак, если неверный – ставится знак соперника. Выигрывает та команда, которая первой выставит три своих знака на одной линии или получит наибольшее число знаков своей команды.

В каждом вопросе по два определения, которые имеют разные значения, но они совпадают по написанию и произношению (Омонимы).

1. Макет, манекенщица, марка,  натурщица, образец (модель)

2. Девичья краса или сельскохозяйственное орудие (коса).

3. Часть одежды, покрывающая руку ,ответвление русла реки,   деталь швейной машины (рукав)

4. Мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань или побасенка, выдумка (байка)

5. Крупная южноамериканская змея или женский шарф из меха и перьев (боа)

6. Легкий мячик с перьями или деталь одежды в виде оборок (волан).

7. Вид спорта или короткая мужская стрижка (бокс)

8. Шелковая прозрачная ткань или может быть выхлопным в машине (газ)

9. Полное спокойствие на воде или вид вышивки (гладь).

7.Задания на эрудицию

Сейчас вам будет предложена какая- то буква. Ваша задача- назвать профессии, начинающиеся с этой буквы, то есть показать насколько ,хорошо вы знаете мир профессий.

Каждая команда должна написать как можно больше профессий на предложенную букву за 1-3 минуту. По прошествии 1-3 минут команды зачитывают профессии.

8.Творческий конкурс

Задание: придумать свой фасон школьной формы будущего. Защитить модель

Подведение итогов игры

- какое впечатление на вас произвела игра?

-какой конкурс, по вашему мнению, был самым интересным?

- какой вопрос больше всего запомнился?

- хотели бы вы в дальнейшем поучаствовать в другой игре?


п

р

е

л

к

а

ш

а

б

е

к

в

е

т

о

д

и

а

н

ш

л

е

с

р

о

р

а

л

у

е

к

у

г

ь

х

н

е

д

х

л

а

ь

ф

и

р

е

б

е













в

ы

ш

к

р

о

и

с

и

ч

е

м

г

т

в

у

л

к

л

е

к

т

н

а

а

ж

а

о

о

к

к

о

с

к

ш

и

т

л

а

в

о

з

а

а

к

н

а

н









Головной убор

1

2

3

4



5


Горшочек каши

1

2

3

4



5


Съедобные загадки

1

2

3

4



5


Одежда народов мира


1

2

3

4

5









1. Смело, сделал, дело, гуляй.

2. Хвалит, работа, мастера, всякая.

3. Хило, никому, не, когда, мило, дело.

4. Тем, науки, руки, больше, чем, умнее.

5. Небо, жить, без, дела, коптить, только.

6. Безделья, дело, большого, маленькое, лучше.



1.ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =


3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ =


4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =


5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =







ПРИМЕРЫ

АБРАКАДАБРА

ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ

СВОЯ ИГРА

КРЕСТИКИ-НОЛИКИ

Анаграммы

В МИРЕ ПРОФЕССИЙ

ЭРУДИТ

РЕБУСЫ



ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ



МИНУТКА ТВОРЧЕСТВА



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!