Интеллектуальная игра «Путешествие по Древней Руси »
Среди 7-х классов
Цель: развитие познавательного интереса к предмету,
Оборудование: песочные часы, магнитные «удочки» (изготавливаются заранее), небольшие мячики или «снежки» из бумаги, шаблоны животных и рыбок, карточки с текстами, презентация.
Ход игры:
Звучит музыка
Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые учителя. Каждый человек, любящий Родину, должен знать ее историю. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Древнерусскому государству. Перед вами будут выступать 3 команды. А активную помощь в подведении итогов нашего интеллектуального состязания нам окажет наше компетентное жюри.
Прошу поаплодировать нашим сегодняшним «судьям», гостям.
Учитель: Я вижу, что вы уже готовы начать наше сегодняшнее интеллектуальное состязание. Мы непременно начинаем! И для начала давайте займемся приветствием. Команды, представьтесь, пожалуйста!
1. Конкурс «Приветствие».
(участники игры представляют свою команду: девиз, приветствие соперникам, эмблему , конкурс оценивается в 3 балла).
Учитель: Отлично! Приветствие команд окончено. И теперь нас ждет следующий конкурс – разминка.
(в течение 1 минуты должны ответить на 10 вопросов, за каждый правильный ответ- 1 балл.).-3мин.
2 конкурс «Историческая викторина)»
Вопросы для 1 команды:
Как называется живописное изображение бога, святого или святых. ( икона)
Какое событие произошло в 1480 году?
Какое прозвище получил московский князь, командующий русскими войсками на Куликовском битве?
Определите имя ростовского князя, который был убит вместе с братом Глебом сторонниками Святополка?
Какая религия была у славян первой?
Как звали начальника варяжского отряда, ставшего князем на Руси и основателем династии?
Как назывался один из первых летописных памятников Руси?
Назовите первого русского государя (Иван 3)
Кто такой зодчий?
Назовите первой печатной книги на Руси ( Апостол)
Вопросы для 2 команды:
1. При каком князе Кремль стал белокаменным? ( Дмит. Донской)
2. Какую птицу привезла с собой Софья Палеолог на Русь, выйдя замуж за Ивана 3? (Орел)
3. Что такое калита ( денежный мешок)
4. В 945 году древляне восстали и убили? ( Игоря)
5. Как назывался налог в пользу церкви? (десятина)
6. Правление какого князя ознаменовало крещением Руси?
7. Какое событие произошло на руси в 1930 году? (куликов.)
8. Имя убиенного в Угличе царевича? (дмитрий)
9. Какое прозвище было у Ивана 4? (Грозный)
10. Территория , выделенная Иваном 4 в личное владение? ( опричнина)
Вопросы для 3 команды:
Какой князь основал Москву?
При каком князе на Руси появился герб- двуглавый орел
Как называли специальные отряды при Иване 4?
Кто велел построить Кремль из красного кирпича?
Какое прозвище было у Алексея Федоровича?
Этот князь прославился «Поучением к детям» и победами над половцами. Это был ?
Фамилия матери Ивана 4 ?
Какого московского князя стали называть « государь всея Руси»?
Какой князь основал Москву?
В каком соборе проходила коронация русских царей? 3-4 мин.
3 конкурс «3 предложения»
Следующий конкурс называется 3 предложения . Сейчас смотрим на экран вам нужно прочитать документ и передать суть в трех предложениях.
слайд № 2, на котором демонстрируется отрывок текста, но лучше после его прочтения вспух ещё и раздать командам бумажный вариант.4 мин.
Задание: Прочитайте отрывок из сочинения арабского географа начала Х века Ибн Руста и передайте его суть в 3-х предложениях
«Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут. У них нет виноградников… И есть нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед… И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. … Большая часть их посевов из проса. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме царя. Местопребывание царя находится в середине страны славян…»
Примерный ответ (слайд № 3 )
1.Славяне живут на равнинной и лесистой территории.
2.Они занимаются бортничеством, земледелием и скотоводством.
3.Во главе славян стоит царь (князь).
Когда команды готовятся провести разминку с болельщиками- отгадывание ребусов
4 конкурс «Историческая рыбалка»
По одному «рыбаку» от каждой команды необходимо «выловить» за одну минуту с помощью удочки, на которою привязан магнит, как можно больше рыбы. (Шаблоны рыбок вырезаем из бумаги, на каждый шаблон прикрепляется скрепка, а на обороте рыбки написаны даты. Если игрок правильно расшифровывает дату, то получает балл, если нет, то рыба «сорвалась»).-5 мин.
5 конкурс «Реставраторы»
Каждая команда получает текст, часть которого «утеряна», т. к. документ очень старый. (Необходимо подготовить листы с текстом заранее. Обжечь края, слега помять, прожечь отверстия и т.д.)
Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми руссами из Киева и отправляются в ---------- то есть круговой объезд, а именно в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян… Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в -------- месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев. (потеряны 2 слова- полюдье и апрель)
Проверка осуществляется по слайду № 4
Викторина болельщикам.
6 конкурс «Найдите ошибки, которые допустил художник»
Демонстрируется слайд №5, после его рассмотрения команды получают распечатанные рисунки и на них зачеркивают ошибки в течении одной минуты.
Затем проверяем правильность с помощью слайда № 6
7 конкурс: «Охота»
На доске прикреплены шаблоны с изображение животных, на которых охотились славяне (белки, зайцы, лоси, медведи и др.) Изображения скачать из Интернета и распечатать. Каждая команда выбирает «охотника», который получает 3 мяча или 3снежка. Охотник должен «подстрелить» зверя, но на обороте каждого изображения написано словарное слово. За каждый меткий выстрел команда получает 1 балл, а также по 1 баллу за каждое верное объяснение.
8 конкурс: Кто это?
Детям демонстрируются слайды № 7-16 с портретами русских князей и царей.
9 конкурс: Найдите и запишите как можно больше исторических терминов:
Слайд № 17
Акфеодалгорисламагоракроольборересинквизициярмаркаутодофепископовинностиконаварыпогосударствоброк
Проверка на слайде № 18
1)Феод, 2)феодал, 3)ислам, 4)вотчина, 5)казак 6)опричнина, 7)империя, 8)ярмарка, 9)барщина, 10)народ, 11)повинности, 12)икона, 13)авары, 14)государство, 15)оброк
10 конкурс: « Игра со зрителями» (оценивается в 2 б)
Зрители задают вопросы. Любая команда на них отвечает .
Задача № 1
Между двумя этими событиями 100 лет. Оба они связаны с освобождением Руси от одного и того же завоевателя. Первое событие послужило началом освобождения Руси, а второе ее полным освобождением. О каких событиях идет речь?
Задача №2
Дед боярина А получил чин окольничьего раньше деда боярина Б; отец боярина а был первым воеводойв военном походе вместе с отцом боярина Б. В 1548 году оба боярина а и Б претендовали на должность окольничьего в Боярской думе. Кто из них был назначен? Обоснуйте свой ответ.
Задача №3
В конце 16 века из Москвы в Сибирь был послан молодой дворянин, который должен был доставить ясак. Это было его первое служебное поручение. Однако очень скоро он вернулся назад и ничего не привез. На допросе он показал, что собрал с "Сибирцев" 100 рублей денег, но по дороге его ограбили. После этих слов стало понятно, что дворянин лжет: он просто пробыл какое-то время в своем поместье, а в Сибири даже не был. Как об этом узнали власти?
Слово жюри подведение итогов
Учитель: Вот и выявлены наши сегодняшние победители. Поздравляю с победой! Спасибо за внимание и активную работу.
Подведение итогов, награждение.
Конкурсы | 1 команда | 2 команда | 3 команда |
1конкурс «Приветствие»-оценивается в 3 балла | | | |
2 конкурс «Историческая викторина)»-1 балл за правильный ответ | | | |
3 конкурс «3 предложения»-до 5 б. | | | |
4 конкурс «Историческая рыбалка» 1 балл за правильный ответ | | | |
5 конкурс «Реставраторы»-3б. | | | |
6 конкурс «Ошибки художника» 1 балл за правильный ответ | | | |
7 конкурс: «Охота»- За каждый меткий выстрел команда получает 1 балл, а также по 1 баллу за каждое верное объяснение. | | | |
8 конкурс: Кто это?- 1 балл за правильный ответ | | | |
9 конкурс: «Исторические термины: 1 балл за правильный ответ | | | |
10 конкурс: « Игра со зрителями» -оценивается в 2 б. | | | |
Итого | | | |