СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 6-7 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра по русскому языку "Занимательная лингвистика" направлена на развитие познавательных способностей детей. Мероприятие углубляет знания, полученные на уроке, обогащает словарный запас учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 6-7 классов»

Пояснительная записка


Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7 классах «Занимательная лингвистика»

Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Задачи:

- способствовать формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития; ознакомлению обучающихся с богатством выразительных средств языка; углублению знаний, полученных на уроках; обогащать словарный запас обучающихся; знакомить с историей отдельных слов и выражений; вырабатывать навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи; обобщения и сопоставления грамматических явлений;

- прививать любовь и интерес к языку; активизировать умственную деятельность детей; пробудить у них чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык; выработать привычку обращать внимание на свою собственную речь и речь окружающих; умение наблюдать и анализировать явления языка;

- воспитывать ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи.

Оборудование: красочно оформленный кабинет, высказывания о русском языке и портреты авторов этих высказываний; различные словари (орфографические, толковые, иностранных слов и т.д.); компьютер, проектор, презентация PowerPoint.

На слайде высказывания известных русских писателей: Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… (Н.В. Гоголь)

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн)

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А.Н. Толстой)

Проведение игры


Слово учителя. Сегодня в нашу жизнь прочно вошли различные игры: телевизионные, компьютерные, интерактивные, спортивные, развлекательные, познавательные, интеллектуальные. Все: и дети, и взрослые – любят играть. Часто мы играем у экранов телевизоров, ну и, конечно же, у нас в школе. Вот и сегодня вам предстоит принять участие в одной из таких игр.

Чтец 1.

А сегодня мы мечтаем

Знать побольше обо всём,

Мы в мечты свои играем,

Мы мечтой своей живём.

Чтец 2.

И пусть мальчишки и девчонки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Добро пожаловать, игра!»

Все хором повторяют последнюю строчку.

(Далее ребята читают стихотворение узбекского поэта Сабира Абдулла в переводе Вл. Липко «Выучи русский язык»)

Чтец 3.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

Чтец 4.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Чтец 5.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник.

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Учитель. Сегодня в нашем зале в интеллектуально-познавательной игре «О, счастливчик!» встречаются сильнейшие представители 7–8 классов – знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в удивительную, волшебную и чудесную страну русского языка!

Девиз нашей игры:

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!


Правила игры


Наша игра «О, счастливчик!» проводится по типу телевизионной игры. Играем парами, потому что «один ум хорошо, а два – лучше». Каждая пара игроков должна правильно ответить на десять вопросов разной степени сложности. За каждый правильный ответ участники получают 1 балл. Если ребята неправильно отвечают на вопрос, то выбывают из игры. Победителями игры окажется та пара, которая наберёт наибольшее количество баллов, а лучше всего десять, то есть ответит на все поставленные вопросы. Эти счастливчики получат «пятёрки» по русскому языку.

Кроме того, у игроков есть три подсказки, которыми они могут воспользоваться: 50 × 50, звонок другу, помощь зала.

Посмотрим, какая же пара игроков разгадает все мудрые языковые загадки. Очень хочется увидеть остроумных, знающих любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Право первыми вступить в игру получат те, кто быстрее всех ответит на вопрос.


Вопросы для отборочного тура:


1. Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт.

(школа)

2. Как называется наука о языке?

(лингвистика)

3. Какую компанию напишем с буквой о: компанию друзей или предвыборную кампанию.

4. Как правильно сказать о себе: я ем или я кушаю?

5. Какую строчку не прочтёт ни один грамотный человек?

(строчку, прошитую на машинке)

6. Назовите существительное женского рода: тюль, шампунь, кенгуру, мозоль.

Проведение игры


Первая пара игроков вступает в игру, стараясь ответить на все десять вопросов, используя подсказки. В случае если игроки дают неправильный ответ, они выбывают из игры. Далее в игру вступает вторая пара игроков и т.д.

В перерывах реклама (ее заранее готовят ребята и представляют в виде буклетов, листовок, презентаций). Это может быть рассказ о происхождении некоторых слов и выражений (рубль, каникулы, здоровье, целоваться, забота, печаль и т. д.; дело в шляпе, гонять лодыря, показать Кузькину мать, работать спустя рукава, подложить свинью и т. п.). Театр лингвистических миниатюр готовит сценку «Рецепт».

Примерные вопросы к игре для обучающихся седьмого класса


I. 1. Чтобы из капризного, избалованного ребёнка в будущем вырос хороший человек, его нужно держать в рукавицах

А) в вязаных (желательно бабушкой)

Б) в отцовских

В) в еловых

Г) в ежовых

2. Эта часть речи не относится к служебным

А) предлог

Б) междометие

В) частица

Г) союз

3. Не и ни у нас:

А) враги

Б) союзы

В) частицы

Г) предлоги

4. В слове лисий -ИЙ – это

А) окончание

Б) суффикс

В) корень

Г) приставка

5. Какая пара слов не является словосочетанием?

А) недалеко от дома

Б) холодный ветер

В) в течение недели

Г) поехал на автобусе

6. Укажите существительное, в окончании которого пишется буква Е.

А) думать о Мари…

Б) побывать в санатори…

В) записать в тетрад…

Г) увидел в алле…

7. Укажите слово, в котором пишется одна буква С.

А) купаться в бас…ейне

Б) говорить бас…ом

В) плавать брас…ом

Г) купить в кас…е

8. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

А) позвонит

Б) скольких

В) квартал

Г) диспансер

9. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется раздельно.

А) (не)исправленная ошибка

Б) (не)успевший рассказать

В) (не)приятное впечатление

Г) (не)чего делать

10. В этом слове пишется одна буква Н.

А) путешествен…ик

Б) морожен…ое

В) юн…ат

Г) колон…а

II. 1. Обманывая, лапшу можно вешать

А) на вилку

Б) на голову

В) на уши

Г) на стену

2. Укажите морфему, в которой заключено основное лексическое значение слова.

А) приставка

Б) корень

В) суффикс

Г) окончание

3. Укажите слово, в котором пишется ь.

А) с…ёмка

Б) необ…ятный

В) под…ячий

Г) об…ехать

4. В слове музей -ей относится

А) к окончанию

Б) к суффиксу

В) к корню

Г) к приставке

5. Какая пара слов не является словосочетанием?

А) появиться вдали

Б) интересная книга

В) пастись на лугу

Г) мальчик удивился

6. Укажите слово, в котором пишется буква И.

А) об…лиск

Б) ген…альный

В) ин…й

Г) д…путат

7. Укажите слово, в котором пишется одна одна буква Л.

А) криста…

Б) а…ея

В) га…ерея

Г) высокий ба…

8. Укажите слово, в котором ударение падает не на первый слог.

А) грушевый

Б) сливовый

В) торты

Г) договор

9. Укажите слово, которое употребляется в отличном от других существительных падеже.

А) поступил по окончании

Б) шёл по тропинке

В) думаю о маме

Г) катался на лодке

10. Укажите слово, в котором пишется одна буква Н.

А) Мальчик рассея…о смотрел по сторонам.

Б) На уроке она была рассея…а и невнимательна.

В) По лесу рассея…о много палаток туристов.

Г) Ярко зеленели всходы озимой пшеницы, сея…ой по полю.


Инсценировка «Рецепт»


Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

– В каком классе ты учишься, молодой человек?

– В шестом.

– А дружно вы живёте в своём классе?

– Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

– Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

– Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

– Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач даёт рецепт – учебник грамматики русского языка.



Подведение итогов, награждение победителей

Учитель. Обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!