СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по русскому языку "Брейн - ринг" (10 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка игрового урока выполнена для учащихся 10 , но она полезна и учителям русского языка общеобразовательных школ. Урок предназначен для проведения в параллели 10-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по русскому языку "Брейн - ринг" (10 класс)»



МКОУ «Татильская СОШ »







Интеллектуальная игра по русскому языку

10 класс













Подготовил и провел

учитель русского языка и литературы


2019 г. Алибалаев Казиахмед Медетович







Цель:

  • организовать игровую деятельность учащихся по проверке знаний, полученных при изучении курса русского языка.

Задачи:

  • способствовать формированию у школьников мотивации к учению,

  • содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,



  • содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.


Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 8 человек. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 3 тура-раунда. В каждом раунде будет разыгрываться 10 вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 3 турах.


Оформление доски


  • Брейн-ринг (интеллектуальная игра)

  • Эпиграф. «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык»

Сабир Абдулла

  • Плакат «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»

И.С.Тургенев



Ход игры


I. Вступление

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте уважаемые участники брейн-ринга. Сегодняшнюю встречу мы посвящаем его величеству – Русскому языку.


Ученик читает стихотворение А. Яшина «Русский язык»


Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.


II. Организационный момент

Ведущий. Сегодня в нашей игре принимают участие 2 команды: команда «Всезнайки» и команда «Эрудиты». Это сильнейшие представители 8-11 классов – знатоки русского языка. Слово «брейн» в переводе с английского означает «мозг, ум», и на интеллектуальном ринге сегодня состязание лучших умов, знатоков русского языка.

Представление участников

1 команда “Эрудиты” : Абдуллаев Алим, Гаджиибрагимов Хаким, Гаджиибрагимова Зулейха, Абакаров Ислам, Рашидов Залимхан, Амирбекова Алина, Курбанова Туйханум.

2 команда “Всезнайки” : Абдуллаев Нурмагомед, Абдуллаев Рустам, Абдурахманова Наида, Исламов Вадим, Гасратов Алим, Рашидова Луиза, Магомедалиев Аким.




Правила игры:

  • проводим 3 тура-раунда;

  • в каждом раунде будет разыгрываться 10 вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл;

  • время на обсуждение вопроса – 30 секунд;

  • до истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднимает сигнальную карточку и сообщает, кто ответит на этот вопрос;

  • если у игрока нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде – 10 секунд;

  • после истечения времени команда должна дать ответ;

  • если и эта команда дает неправильный ответ, то тогда могут отвечать зрители.

  • победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 3 турах;

  • призовой фонд: вручение грамот.

Ведущий. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.

(Проходит жеребьевка)

Итак, команды готовы?

Счет 0 – 0 1 раунд


1 раунд «Вопросы на логическое мышление»


1.Назовите мужское имя ,которое имеет значение “Владыка мира”(Владимир)

2.Как известно, все исконно-русские женские имена оканчиваются либо на “а”, либо на ''я” : Анна, Мария…. Назовите одно-единственное женское имя , которое не оканчивается ни на “а”, ни на ''я”.(Любовь)

3.(Мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево) = порода собаки.(Пуд -Ель)

4.(Любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = головной убор . (кар -туз)

5.(Наказание) + (неглубокое место) = сорт конфет (кара -мель)

6.(Алкогольный напиток) + (атмосферные осадки) = фрукт . (вино -град)

7.В кармане у моего приятеля бикфордов шнур , на одном конце огонь , а на другом –дурак.(Сигарета)

8.Название какого домашнего животного состоит из 2-х противоположных друг другу предлогов.(к -от)

9.Назовите три единственных исконно-русских существительных , которые заканчиваются на - со (Мясо ,колесо ,просо)

10.Немецкая пословица гласит :”Слишком поздно -есть слишком поздно”, назовите русскую аналогичную .(Кто не успел- тот опоздал)

11.Аналогичная пословица:” Глядеть как свинья на часовой механизм”, а как она звучит у нас?(Глядеть как баран на новые ворота)

12.В Японии говорят:” Кто хочет иметь, тот должен копать”.А как говорят у нас? (Любишь кататься, люби и саночки возить).

13.Французы говорят:” Не стирай свое грязное белье при людях”, назовите русский аналогичный.( Не выноси сор из избы)

14.Какое русское женское имя означает “людям милая”? ( Людмила)

15.Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон)

16.Кто говорит на всех языках? (Эхо)

17.Какая буква в русском алфавите плачет? ( Ы )

18.Чем кончается день и ночь? (Ь)

19.Что в человеке есть одно , а у вороны двое, в лисе не встречается оно ,а в огороде втрое?(О)

20.Назовите реку предлог? (По)

21.Какие знаки препинания ставятся в начале предложения ? (- … “ ” )

22.Перечислите все части речи с примерами ?

23.С какой птицы нужно ощипать перья , чтобы получить название дня и ночи ? (с- утки)

24.Перечислить по порядку с помощью наречий пять дней недели , не называя ни числа, ни названия дня.(Позавчера ,вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

25.Подберите синонимы: горе- бежать- жара-

веселый- рынок-

26.В каких словах по сто согласных? (стоя ,стог ,стон)

27.Назовите фразеологизмы с существительными – глаз, нос, голова.

Какая команда назовет больше?

28.Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

29.Какие два местоимения мешают водителю на дороге ? (Я ,мы)

30.Назовите пословицы ,в которых упоминаются числительные “1” и “7” (Семь раз отмерь один раз отрежь , Семеро одного не ждут , Один в поле не воин)



2 раунд «Вопросы по грамматике русского языка»


1.Сколько всего знаков препинания в русском языке? (10)

2.Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ ,Ь)

3.К какому спряжению относятся глаголы брить ,стелить ?(к 1 спряжению)

4.Основная единица языка? (слово)

5.Как называются устойчивые сочетания слов ? (фразеологизмы)

6.Сколько букв в русском алфавите ? (33)

7.Назовите степени сравнения прилагательных ? (сравнительная , превосходная)

8.Я,ты,он – какой разряд местоимений ? (личные)

9.Последняя буква в алфавите ? (я)

10.Какие виды связи слов в словосочетаниях знаете ? (согласование ,управление ,примыкание)

11.Что нужно делать с существительными дорога, сера ,чтобы превратить их в прилагательные? (поменять ударение)

12.Какие части речи не изменяются ? (наречие и категория состояния)

13.Какая русская буква алфавита всегда стоит под ударением? (ё)

14.Какой падеж существительного не употребляется с предлогами ? (именительных падеж)

15.Сколько падежей в русском языке ? (6)

16.К какой части речи относятся слова “уж”,замуж”,“невтерпеж”? (наречие)

17.Какие вы знаете типы текстов ? ( описание ,рассуждение ,повествование)

18.Перечислите виды сложных предложений (СПП ССП БСП)

19.Сколько всего звуков в русском языке ? (36+6=42)

20.Какой знак препинания ввел Н.Карамзин в русском языке ? (-)


3 раунд.



1.Составить предложения из слов, начинающихся на любую согласную букву.

2.Из набора букв слова демонстрация” составить всевозможные слова.



Вопросы для капитанов

На плакатах написаны высказывания о русском языке .Слова нужно читать , начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.

К А Г

Ы Н Е

З Е Р

Я Т Е

Ш И Б

(Берегите наш язык)

К И Р Ч

Ы К Е У

З С Т З

Я С Й И

Й У А

(Изучайте русский язык)





Подведение итогов и вручение грамот.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!