МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Неманское специальное
учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Интеллектуальная игра по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних
Учитель истории и обществознания
Шелестенко И.А.
г. Неман
Калининградская область
2022 г
Сценарий интеллектуальной игры по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних
«Территория закона»
Добрый день, уважаемые участники мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.
Тема «Преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает совершаемые им противоправные деяния, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.
Ну, что ж, вижу вы уже готовы начать работу. 3 команды по 6 -8 человек
Дать название своей команде 2 мин
Итак, представление команд:
Прежде, чем мы перейдем к игре, давайте вспомним, какие виды правонарушений вы знаете? (заполняем таблицу)
Вид правонарушения | Ответственность |
Преступления | Уголовная ответственность |
Проступки | гражданские | возмещение вреда, принудительное возвращение права, исполнение невыполненной обязанности |
административные | штрафы, лишение какого-либо права, административный арест, исправительные работы |
дисциплинарные | выговоры, замечания, перевод на низшую должность, увольнение |
процессуальные | штрафы, признание документа недействительным |
-гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина);
-административные (правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей);
дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций);
процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например, неявка свидетеля в суд).
1 ТУР.
За каждый правильный ответ команде начисляется условных «50 – 100 – 150 – 200 рублей». Всего «500» рублей
Назовите основной закон государства. (Конституция) 50
Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние. (Преступление) 50
С какого возраста граждане привлекаются к административной ответственности? (с 16 лет) 50
С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 14 лет)100
Правонарушение может быть выражено только действием или - (бездействием)100
Кого в первую очередь должны уведомить сотрудники полиции при задержании несовершеннолетнего? (родителей) 100
Как называется защитник на суде? (Адвокат)150
Основной документ в нашей республике, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт)150
Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).150
Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).200
Обвинитель на суде? (Прокурор)200
Это нормативный акт (документ) принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. (Закон)200
2 ТУР.
На скорость поднятая рука. За каждый правильный ответ команде начисляется 100 рублей (презентация)
Тайное хищение имущества именуется:
Бессмысленное уничтожение - порча ценностей называется:
Систематическое нанесение побоев, это:
- истязание;
4. Является ли спор с учителем проявлением свободы выражения мнения учащегося?
5. К какой ответственности можно привлечь обучающихся, которые приходят в школу не в школьной форме?
Подведение промежуточных итогов – просмотр ролика.
3 ТУР
«ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ» или «ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ».
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф от 500 до 1000 руб., при повторном нарушении – постановка на учет (при отрицательной характеристике – с 1-го раза).
Семиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки.
Вопрос: Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Ответ: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, обучающихся, их родителей, педагогов).
Обучающиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.
Вопрос: Как можно расценить их поведение? Назовите количество субъектов правонарушения.
Ответ: это административное правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте (на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20. 20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
Вопрос: Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Ответ: (эти ребята совершили преступление). Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Сереже не хотелось идти на контрольную работу по математике, он позвонил в школу и сообщил о готовящемся взрыве.
Вопрос: Какое противоправное действие он совершил?
Ответ: Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Штраф до 200 тыс. руб. или заключение под стражу до 3-х лет.
Девятиклассник Андрей приехал в гости к бабушке. В выходные он с друзьями уехал на мотоцикле в соседнюю деревню на дискотеку. Мотошлем Андрей не одевал.
По дороге его задержали сотрудники ДПС.
Вопрос: Какой штраф предусмотрен за подобное правонарушение?
Ответ: штраф за езду без шлема – 800 руб., за езду без водительского удостоверения
– 5 – 15 тыс. руб.
4 ТУР
«Преступление и наказание»
В течение 4 минут командам необходимо будет из представленных ситуаций выбрать те, которые являются уголовно наказуемыми деяниями (преступлениями) За каждый правильный ответ 50 рублей
1) В результате драки Александр сломал ногу Андрею (+)
2) Игорь вытащил из сумки незнакомой женщины 100 рублей и присвоил себе (-)
3) Михаил ночью громко слушал музыку и не стал открывать дверь приехавшим на вызов соседей сотрудникам полиции (-)
4) Олег продолжил движение на запрещенный сигнал светофора (-)
5) Антон срубил в лесу ель на новый год без специального разрешения (-)
6) 15-летние подростки угнали транспортное средство из-под окон жилого дома (+)
7) Директор ООО «Красная Лилия» не полностью выплатил деньги за услуги бригаде строителей (-)
8) Группа студентов собралась на митинг и предложила свергнуть правительство насильно (+)
9) Служивший по призыву Ярослав ушел из воинской части без разрешения командования из-за плохих отношений с товарищами (+)
Примерная памятка «как не допустить правонарушения»
1. Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. («Золотое правило морали»)
2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
3. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
5. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность
Приложение 1
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать? |
Семиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Вопрос: Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? |
Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Вопрос: Как можно расценить их поведение? Назовите количество субъектов правонарушения. |
Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Вопрос: Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? |
Сереже не хотелось идти на контрольную работу по математике, он позвонил в школу и сообщил о готовящемся взрыве. Вопрос: Какое противоправное действие он совершил? |
Девятиклассник Андрей приехал в гости к бабушке. В выходные он с друзьями уехал на мотоцикле в соседнюю деревню на дискотеку. Мотошлем Андрей не одевал. По дороге его задержали сотрудники ДПС. Вопрос: Какое наказание предусмотрено за подобное правонарушение? |
Приложение 2
Из представленных ситуаций выбрать те, которые являются уголовно наказуемыми деяниями (преступлениями) (+ или -) 1) В результате драки Александр сломал ногу Андрею 2) Игорь вытащил из сумки незнакомой женщины 100 рублей и присвоил себе 3) Михаил ночью громко слушал музыку и не стал открывать дверь приехавшим на вызов соседей сотрудникам полиции 4) Олег продолжил движение на запрещенный сигнал светофора 5) Антон срубил в лесу ель на новый год без специального разрешения 6) 15-летние подростки угнали транспортное средство из-под окон жилого дома 7) Директор ООО «Красная Лилия» не полностью выплатил деньги за услуги бригаде строителей 8) Группа студентов собралась на митинг и предложила свергнуть правительство насильно 9) Служивший по призыву Ярослав ушел из воинской части без разрешения командования из-за плохих отношений с товарищами |
Из представленных ситуаций выбрать те, которые являются уголовно наказуемыми деяниями (преступлениями) (+ или -) 1) В результате драки Александр сломал ногу Андрею 2) Игорь вытащил из сумки незнакомой женщины 100 рублей и присвоил себе 3) Михаил ночью громко слушал музыку и не стал открывать дверь приехавшим на вызов соседей сотрудникам полиции 4) Олег продолжил движение на запрещенный сигнал светофора 5) Антон срубил в лесу ель на новый год без специального разрешения 6) 15-летние подростки угнали транспортное средство из-под окон жилого дома 7) Директор ООО «Красная Лилия» не полностью выплатил деньги за услуги бригаде строителей 8) Группа студентов собралась на митинг и предложила свергнуть правительство насильно 9) Служивший по призыву Ярослав ушел из воинской части без разрешения командования из-за плохих отношений с товарищами |
Из представленных ситуаций выбрать те, которые являются уголовно наказуемыми деяниями (преступлениями) (+ или -) 1) В результате драки Александр сломал ногу Андрею 2) Игорь вытащил из сумки незнакомой женщины 100 рублей и присвоил себе 3) Михаил ночью громко слушал музыку и не стал открывать дверь приехавшим на вызов соседей сотрудникам полиции 4) Олег продолжил движение на запрещенный сигнал светофора 5) Антон срубил в лесу ель на новый год без специального разрешения 6) 15-летние подростки угнали транспортное средство из-под окон жилого дома 7) Директор ООО «Красная Лилия» не полностью выплатил деньги за услуги бригаде строителей 8) Группа студентов собралась на митинг и предложила свергнуть правительство насильно 9) Служивший по призыву Ярослав ушел из воинской части без разрешения командования из-за плохих отношений с товарищами |
Приложение 3
ДОХОД | РАСХОД |
1-й тур | |
2-й тур | |
3-й тур | |
4-й тур | |
ВСЕГО: | ВСЕГО: |
ИТОГО: |