СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по химии "Самый умный"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра состоит из двух этапов. В первом отборочном туре играет 10 игроков. Устанавливается очередность ответов на вопросы. Каждому игроку предстоит выбрать понравившуюся ему тему. В течение одной минуты игрок отвечает на предложенные вопросы выбранной темы. Количество баллов определяется числом правильных ответов. В финал выходят 3 участников с максимальным количеством баллов.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по химии "Самый умный"»

Интеллектуальная игра по химия для старшеклассников «Самый умный»

Цель: способствовать наиболее яркому проявлению индивидуальных способностей учащихся.

Задачи:

  • развивать творческий потенциал учащихся;

  • развивать кругозор учащихся;

  • заинтересовать в познании нового;

  • способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.

Подготовительный этап:

  1. Изготавливается игровое поле для отборочного тура. Игровое поле представляет собой прямоугольник, состоящий из 10 прямоугольников меньшей площади. На каждом из прямоугольников надписана тема, по которой подбираются вопросы для игроков. Один из прямоугольников без темы, под ним скрывается «сюрприз», т.е. тема неизвестная участникам игры.

  2. Изготавливается игровое поле для финала. Игровое поле представляет собой набор карточек с вопросами разной стоимости (1-3 балла). Кроме карточек со стоимостью вопросов, есть карточки «Шанс», «Блиц - опрос».


Условия игры.

Игра состоит из двух этапов. В первом отборочном туре играет 10 игроков. Устанавливается очередность ответов на вопросы. Каждому игроку предстоит выбрать понравившуюся ему тему. В течение одной минуты игрок отвечает на предложенные вопросы выбранной темы. Количество баллов определяется числом правильных ответов. В финал выходят 3 участников с максимальным количеством баллов. В случае, если у игроков получилось одинаковое количество баллов, им задаются дополнительные вопросы. Трое финалистов продолжают игру. Финалистам предлагается игровое поле, состоящее из 15 карточек с вопросами разной стоимости. Карточки закрашены разными цветами. Цвет означает стоимость вопроса. При правильном ответе на вопрос, помещенный под красными карточками, игрок получает 3 балла, под желтой – 2 балла, под синей – 1 балл. Участники игры выбирают карточки с вопросами разной стоимости по своему усмотрению. Игроки стоят перед выбором: взять более легкий вопрос и получить меньший балл, или получить больший балл за более трудный вопрос. Кроме карточек разного цвета, есть карточки «Шанс», в них помещен вопрос сложный, но дающий возможность заработать 5 баллов. Если игрок выбирает карточку «Блиц – опрос», ему предлагают 3 вопроса, стоимостью 2 балла каждый. Участник игры получает 6 баллов только в том случае, если отвечает правильно на все три вопроса. Если на один из трех вопросов был дан неправильный «Блиц – опрос» прекращается и участник не получает ни одного балла. Победитель игры, он же «Самый умный» определяется максимальным количеством баллов, заработанных в игре.

Ход игры.

Звучит музыка.

Ведущий: Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы с вами собрались в этом зале с одной целью – узнать, кто же из участников игры – самый умный! На звание «Самого умного» ученика школы в области химии претендуют! (представляет участников игры). А поможет нам сегодня определить «Самого умного» компетентное жюри в составе:…(представляет членов жюри). Ох, и нелегкая задача предстоит сегодня членам жюри и игрокам! Ведь помимо знаний, участникам игры должно сопутствовать везение! Давайте пожелаем игрокам удачи! Прошу участникам игры занять свои игровые места. Игроки тянули жребий, и первому выпало право выбирать тему …(представляет игрока).

Далее участники игры выбирают понравившиеся темы и отвечают на вопросы ведущего.

Предлагаются следующие вопросы по темам:

Тема « Названия химических элементов»

  1. Название этого элемента происходит от названия планеты Солнечной системы (Уран).

  2. По латыни его название-гидрогениум ( Водород ).

  3. Название этого элемента происходит от латинского «аурора» (утренняя заря) (Золото).

  4. Лавуазье назвал этот элемент оксигениум-рождающий кислоты (Кислород).

  5. Светящийся в темноте или свет несущий (Фосфор).

  6. Атомы этого элемента входят в состав твердых камней для высекания огня ( Кремний ).

  7. Название этот элемент получил по применению препаратов на его основе для истребления грызунов ( Мышьяк ).

  8. Элемент названный по имени бога древнегреческой мифологии, отличавшегося гордым и очень стойким нравом (Титан).

  9. Элемент названный в честь России (Рутений).

  10. Химический элемент, который был сначала открыт на Солнце и лишь потом на Земле (Гелий).


Тема: «Строение атома»
  1. Номер периода показывает….(количество энергетических уровней)

  2. Заряд ядра атома равен….(порядковому номеру)

  3. Номер группы главной подгруппы показывает….(количество валентных электронов)

  4. Количество электронов в атоме равно….(порядковому номеру)

  5. Электроны в атоме расположены на….(атомных орбиталях)

  6. Форма s-облаков….(шарообразная)

  7. Форма р-облаков….(гантелеобразная)

  8. На р-орбиталях может разместиться….(6 электронов)

  9. На d-орбиталях может разместиться….(10 электронов)

  10. На 2 энергетическом уровне находятся….(4 АО,одна из них s,а три других р,8 электронов)

Тема: «Ученые химики»

  1. Русский химик, открывший закон сохранения массы веществ. (М.В. Ломоносов)

  2. Ими был получен впервые кислород (Шееле и Пристли)

  3. Ученый, впервые предложивший циклическую формулу бензола. (Кекуле)

  4. Голландский физикохимик, установивший зависимость между скоростью химической реакции и температурой. (Вант-Гофф)

  5. Именем этого ученого названы постоянная, представляющая число частиц в 1 моль вещества, и один из основных законов химии. (Авогадро)

  6. Влияние воздействий на химическое равновесие суммируется принципом, названным в честь этих ученых. (Ле Шателье, Браун)

  7. Английский физикохимик, открывший азот и водород. (Г.Кавендиш)

  8. Английский ученый, получивший Нобелевскую премию по химии за открытие благородных газов. (Уильям Рамзай)

  9. 101 элемент периодической системы назван в честь этого выдающегося русского ученого. (Д.И. Менделеев)

  10. Химик, который ввел современное обозначение химических элементов. (Берцелиус)

Тема «Физико-химические величины, используемые для расчетов»

  1. Единица количества вещества. (Моль)

  2. Сумма относительных масс атомов, составляющих молекулу. (Относительная молекулярная масса)

  3. Количество теплоты, выделившейся или поглотившейся в ходе химической реакции.(Тепловой эффект)

  4. Масса одного моля вещества.(Молярная масса)

  5. Отношение количества продукта, полученного в ходе реального химического процесса, к рассчитанному количеству продукта. (Выход продукта)

  6. Число Авогадро.(6,02х10 23 1/моль)

  7. Отношение массы растворенного вещества к массе раствора. (Массовая доля растворенного вещества)

  8. Объем, занимаемый 1моль любого газа при нормальных условиях. (Молярный объем)

  9. Показатель концентрации катионов водорода в растворах. (рН-водородный показатель)

  10. Изменение концентрации реагирующего вещества в единицу времени. (Скорость химической реакции)

Тема «Химическая связь»
  1. Связь, образующаяся в соединениях металлов с неметаллами. (Ионная)

  2. Чередующиеся простые и кратные связи в молекуле химического соединения. (Сопряженные связи)

  3. Гибридное состояние атома углерода, при котором он участвует в образовании 4 G-связей.(sр 3)

  4. Связь, возникающая при перекрывании s- или р-орбиталей, направленных вдоль линии связи.(G-связь)

  5. Кратные связи. (Двойные и тройные)

  6. Связи в молекулах азота, озона, кислорода. (Ковалентные неполярные)

  7. Связь между атом-ионами за счет движения обобществленных электронов. (Металлическая)

  8. Связь, возникающая за счет образования общих электронных пар.(Ковалентная)

  9. Химическая связь в молекуле воды. (Ковалентная полярная)

  10. Количество П-связей в молекуле ацетилена.(2)

Тема «Неорганическая химия»
  1. Оксид, реагирующий и с кислотами, и со щелочами.(Амфотерный)

  2. Растворимые в воде основания. (Щелочи)

  3. Углекислый газ в твердом состоянии. (Сухой лед)

  4. Темно-бурая жидкость, галоген. (Бром)

  5. Вода, которую легко «замутить» своим дыханием. (Известковая)

  6. Вещество, образующееся при сгорании железа в кислороде.(Железная окалина)

  7. Кислота, используемая для травления стекла. (Плавиковая)

  8. Разрушение металлов и их сплавов под действием окружающей среды.(Коррозия)

  9. Соединения металлов с азотом.(Нитриды)

  10. Образование защитной пленки на поверхности металла под действием окислителей.(Пассивация)

Тема «Органическая химия»

  1. Процесс соединения многих одинаковых молекул в более крупные.(Полимеризация)

  2. Реакция замещения, протекающая между алканом и азотной кислотой (Р. Коновалова, нитрование)

  3. Природные источники углеводородов.(Нефть, газ, каменный уголь)

  4. Правило присоединения галогеноводородов к несимметричным алкенам. (Правило Марковникова)

  5. Взаимодействие кислот и спиртов с образованием сложных эфиров. (Р. этерификации)

  6. Радикал пропана. (Пропил)

  7. Болотный газ. (Метан)

  8. Вещества одинаковые по составу, но разные по строению и свойствам. (Изомеры)

  9. Другое название циклоалканов. (Нафтены или циклопарафины)

  10. Присоединение водорода. (Гидрирование)

Тема «Химические реакции»

  1. Реакции, протекающие с изменением степеней окисления всех или некоторых элементов. (ОВР)

  2. Реакции, протекающие в двух взаимопротивоположных направлениях и ведущие к установлению химического равновесия. (Обратимые)

  3. Реакции, идущие с участием катализаторов. (Каталические)

  4. Реакции, идущие с выделением тепла. (Экзотермические)

  5. Реакции, при которых реагенты и продукты реакции находятся в разных фазах. (Гетерогенные)

  6. Взаимодействие кислот с основаниями, идущие с образованием соли и воды. (Р. нейтрализации)

  7. Реакции, при которых атомы простого вещества вытесняют атомы одного из элементов в сложном веществе.(Р.замещения)

  8. Взаимодействие солей с водой. (Гидролиз)

  9. Понижение степени окисления элемента в ходе реакции, отвечающее присоединению электронов его атомами. (Восстановление)

  10. Реакции, при которых окислителем и восстановителем выступают частицы одного и того же вещества.(Реакции диспропорционирования)

Тема «Химические понятия и термины»

  1. Определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра. (Химический элемент)

  2. Вещества, ускоряющие химические реакции, но сами при этом не расходующиеся. (Катализаторы)

  3. Разложение вещества под воздействием электрического тока. (Электролиз)

  4. Вещества, изменяющие свою окраску в растворах кислот и щелочей. (Индикаторы)

  5. Частица с неспаренным электроном, обладающая химической активностью. (Радикал)

  6. Соединения, способные растворять различные вещества. (Растворители)

  7. Вещества, вступающие в химическую реакцию. (Реагенты)

  8. Состояние системы, при котором скорости прямой и обратной системы равны. (Равновесие)

  9. Поглощение молекул газообразных веществ или растворенных поверхностью твердого вещества. (Адсорбция)

  10. Сложные эфиры глицерина и жирных кислот. (Жиры)

Тема «Сюрприз»

(Тему данной карточки определяет учитель. Можно предложить следующую тему: «САМЫЙ, САМАЯ, САМОЕ…»)

  1. Самый легкий газ. (Водород)

  2. Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

  3. Самый распространенный химический элемент на Земле. (Кислород)

  4. Самый сильный окислитель. (Фтор)

  5. Самая кислая неорганическая кислота. (Иодоводородная)

  6. Самая тяжелая жидкость. (Ртуть)

  7. Самое сладкое вещество, встречающееся в природе. (Фруктоза)

  8. Самый тяжелый металл. (Иридий)

  9. Самый дорогой металл. (Калифорний)

  10. Самый редкий элемент из существующих в природе. (Астат)


Жюри подводит итоги отборочного тура,

определяет финалистов игры.

Ведущий: Вот и определились финалисты нашей игры! Теперь предстоит нешуточная борьба за звание самого умного! (Еще раз напоминаются правила игры в финале).


Вопросы синих карточек ( 1 балл )

  1. Везде в нашей жизни привычный металл.

Он сопутствует нам.

Видом блестящий, в общем, обычный,

Активный и ковкий металл.

В печах огромных его добывают,

Из тяжких и черных руд,

В мирных делах и в борьбе облегчает,

Он наш человеческий труд.(Железо)

  1. Ему не страшно окисленье,

Пластичностью не превзойден,

В кислоте без растворенья,

Может содержаться он.

Чтобы легче догадаться,

Подскажу я вам, что он,

Может только растворяться,

В «царской водке» целиком.(Золото)

  1. Первый слог мой - повозка большая.

Моральная сила – слог мой второй.

В целом важнейшую роль выполняя,

Хоть и невидим, всегда я с тобой.(Воздух)

  1. Первый слог мой означает крушенье,

Крохотен слог мой второй,

Рождаюсь лишь только в зеленых растеньях,

Подумайте, кто я такой?(Крахмал)

  1. Первый слог – предлог известный,

Слог второй – трудней найти

Часть его составит цифра,

К ней добавьте букву «Й»,

Чтобы целое узнать

Нужно вам металл назвать.(Натрий)

Вопросы желтых карточек(2 балла)

1. В 17-18 вв. в России это вещество называли «соленый спирт», «морская кислота». В 1790 г. русский академик Лаксман ввел для него название, которым мы пользуемся по сей день. Какое это вещество? (Соляная кислота.)

2. Его изобрели как дорогой упаковочный материал для подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши дни он стал чуть ли не главным мусором планеты. (Целлофан.)

  1. Лао-цзы утверждал, что она «самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». О каком веществе идет речь? (Вода)

  2. По приказу Наполеона для солдат было разработано дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим, освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это средство получило «Гран-при». Под каким названием оно выпускается в нашей стране? (Тройной одеколон)

  3. Этот металл имеет красноватый цвет, мягкий, ковкий, растворяется в азотной кислоте, но не вытесняет из нее водород. (Медь)

Вопросы красных карточек( 3 балла)

  1. Два инженера – химика разговорились вечером около открытой емкости с пероксидом водорода, подготовленным для розлива в бутыли и отправки заказчику. Один из них работал в цехе производства диоксида марганца. На другой день заводская лаборатория, проверившая качество пероксида водорода, установила, что бутыли заполнены водой, содержащей только примесь пероксида водорода. Объясните, в чем здесь дело?(Вероятно, инженер из цеха диоксида марганца неосторожно отряхнул свою спецодежду, и следы диоксида марганца попали в емкость с пероксидом водорода. За ночь произошло почти полное разложение продукта, так как даже незначительное количество MnO2 cильно ускоряет эту реакцию.)

  2. Герои романа Жюля Верна “С Земли на Луну” Барбикен и его два спутника во время полета использовали для регенерации кислорода нагревание бертолетовой соли КС1О3, а для поглощения углекислого газа ( диоксида углерода СО2 ) – гидроксид натрия NаОН. Каким способом сейчас удаляют из воздуха замкнутых помещений (подводные лодки, космические корабли), образующийся при дыхании людей углекислый газ? (В современных системах регенерации дыхательного воздуха используют пероксид натрия Nа2О2 и надпероксид натрия NаО2.)

  3. Агрохимическая лаборатория находилась неподалеку от животноводческого комплекса. Удивительно, но факт: в те дни, когда ветер дул от ферм в сторону лаборатории, все анализы на содержание азота в мочевине и других азотсодержащих удобрениях были испорчены, так как показывали невероятное,

почти стократное превышение. Почему определение азота зависело от направления ветра? (В воздухе животноводческого помещения всегда повышенное содержание аммиака; он отлично поглощается водой и кислотами, а это приводит к большому искажению результатов химического анализа.)



Карточка «Шанс»

О каких соединениях серы упоминал А.С.Пушкин в стихотворении 1832 г.:«Тогда услышал я (о, диво) запах скверный,

Как будто тухлое разбилося яйцо,

Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе зажав, отворотил лицо…»

(О сероводороде, известным своим отвратным запахом, и диоксиде серы, который использовался для дезинфекции.)

Карточка «Блиц – опрос»

Что общего между…?

1.Яблоком, кровью человека, канцелярской скрепкой (наличие железа)

2.Горением, гниением, ржавлением (реакции окисления).

3.Азотистым ангидридом, «лисьим хвостом», азотным ангидридом, «веселящим газом» (оксиды азота).

Жюри подводит итоги игры. Ведущий объявляет победителя.




.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!