СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра «Лингвистический бой»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся 9-х классов

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «Лингвистический бой»»

Интеллектуальная игра «Лингвистический бой»

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов


Участники игры делятся на две команды.

Ведущий – учитель. Жюри – старшеклассники.


- Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно, мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хоро­шо ли мы его знаем? В этом нам помогут разобраться участники нашей игры, уважаемое жюри и, конечно же, наши зрители.

Сегодня в соревно­вание вступят две команды. Попросим их представиться.


Задание 1

Объясните значение публицистических штампов.

Люди в белых халатах, белое золото, черное золото, город на Неве, страна кленового листа , страна восходящего солнца.


Задание 2

Прочитайте частушки, попробуйте их пропеть.

Объясните расстановку знаков препинания

  1. Задирает мальчик нос, как большой начальник.

Он пыхтит, как паровоз, и бурчит, как чайник.

  1. Наша Рая, не смолкая, все гудит, гудит, гудит.

По гуденью наша Рая бормашину победит!

  1. Все сосед мой забывает, даже туфли надевать.

Рот частенько открывает, забывая закрывать.


Задание 3

Вообще со школой связаны многие страшные истории. Вот одна из них.

В одной школе был кабинет русского языка и литературы. И там висела зловещая чёрная доска. Если ученик ошибался, неправильно писал на доске слово или пропускал запятую - его тут же убивало током. Учительнице русского языка очень легко было работать, потому что дети были предельно внимательны и практически не шумели.

А если кто-нибудь отвлекался от занятий, она приглашала его к доске и просила написать какое-нибудь трудное слово или запутанное предложение. Конечно, много учеников погибло (около двухсот), но те, кто выжил, всю жизнь потом писали без ошибок и с лёгкостью поступали в университет на любое гуманитарное отделение. (По С.Седову)

Проверьте себя у «страшной доски.

Напишите предложенные слова без ошибок.

К..мпр..метировать, м..ц..нат, тр..туар, ан..логия, б..дон, п..рамида, в..н..грет, ветч..на, нум..змат, ижд..венец, м..раторий, д..в..львация, ж..рдочка, д..л..тант, трущ..ба, ди..рама, вес..ник, д..ф..цит, кле..щийся, п..н..рама.


Задание 4

Подберите пару мужского рода к существительным.

Балерина, машинистка, стрекоза


Задание 5

Запишите возможные синонимы к слову КОТЕЛОК (поясните свой выбор).

–Ну, как котелок? Варит?


Задание 6

Подберите согласованные определения к существительным.

Кофе, тюль, пери, какаду, брокколи, кашне, марабу.


Задание 7

Узнайте автора и произведение. Расставьте знаки препинания в тексте.

До того в лесу темненько было а тут сразу ровно он ожил. Светло стало. Трава снизу разными огнями загорелась деревья одно другого краше. В прогалы полянку видно а на ней цветы каменные и пчелки золотые как искорки над теми цветами. Ну, такая, слышь-ко, красота что век бы не нагляделся.


Задание 8

Прочитайте «жуткий « рассказ вслух с соблюдением соответствующей интонации.

Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.

Одна девочка встретила на улице страшную, как Бага-Яга, бабушку и перевела её через дорогу.

- Ты добрая девочка, - сказала бабушка. - Я хочу сделать тебе подарок. - И она достала из сумки Черный Утюг, протянула его девочке, загадочно улыбаясь.

Когда в доме все уснули, из-под стола вдруг послышалось противное шуршание - шур... шур... шур... Это по полу полз Черный Утюг. Шнур его тоже извивался, будто гад ползучий.

Услышав шуршание, девочка проснулась и увидела, как Черный Утюг заползает на шкаф.

- Черный Утюг! - в страхе закричала девочка. - Ты хочешь упасть со шкафа и стукнуть меня по голове?

- Ничего подобного.. шур... шур... шур... - сказал Чёрный Утюг. - Просто я хочу платье твоё погладить! Больно уж помятое, совсем как гармошка. (По мотивам рассказа Т.Собакина)..


Задание 9

Обороты, имеющие устойчивый характер, перепутаны. Восстановите их за минимальное время и запишите.

Белый как студень, белый как поросенок, бледный как рак, бояться как манны небесной, бросился как днем, вертится как осиновый лист, бубнит как ужаленный, визжит как с гуся вода, вскочил как волк, глядит как лунь, дрожал как рукой сняло, дрожит как пробка, ждать как огня, заснул как сумасшедший.


Задание 10

Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Пастуху Иванову объявлен выговор за то, что он выгнал на пастбище коров в нетрезвом виде.

  2. После того, как меня ударили в челюсть, у меня начался массовый падеж зубов.

  3. Пройдя много испытаний, его назначили директором.

  4. Комиссия уже давно на завод приехали.

  5. Макар оказался более дальновиднее, чем Давыдов.

  6. О Джек Лондоне я узнал в детстве.

  7. У меня нет запасной пары носок.

  8. Над рефератом я работал в течение полторы недели.


Ответы

Задание 1

люди в белых халатах - врачи

белое золото - хлопок

черное золото - нефть

город на Неве - Петербург

страна кленового листа - Канада

страна восходящего солнца - Япония.


Задание 2

1) сравнител. оборот

2) деепричастный оборот, повтор слов

3) однородные сказуемые, однородное деепричастие


Задание 3

КОмпрОметировать, мЕцЕнат, трОтуар, анАлогия, бИдон, пИрамида, вИнЕгрет, ветчИна, нумИзмат, иждИвенец, мОраторий, дЕвАльвация, жЕрдочка, дИлЕтант, трущОба, диОрама, весТник, дЕфИцит, клеЯщийся, пАнОрама.


Задание 4

Артист балета (танцовщик, солист балета), переписчик на машинке, самец стрекозы


Задание 5

Слово «котелок» дано вне контекста:

1) голова (шутл.)

2) ёмкость, сосуд


Задание 6

Кофе (м.р.), тюль (м.р.), пери (ж.р.), какаду(м.р.) , брокколи (ж.р.), кашне (ср.р.), марабу (м.р.)


Задание 7

До того в лесу темненько было, а тут сразу ровно он ожил. Светло стало. Трава снизу разными огнями загорелась, деревья одно другого краше. В прогалы полянку видно, а на ней цветы каменные, и пчелки золотые, как искорки, над теми цветами. Ну, такая, слышь-ко, красота, что век бы не нагляделся.

(П.П.Бажов «Горный мастер»)


Задание 8

сущ. мест. союз гл. союз сущ. прил.

Шнур его тоже извивался, будто гад ползучий.

(Повест., невоскл., простое, двусост., распрост.,осложнено срав.об.)


Задание 9

Белый как лунь, белый как полотно, бледный как смерть, бояться как огня, бросился как безумный, вертится как белка в колесе, бубнит как пономарь, вскочил как ужаленный, визжит как поросенок, глядит как волк, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ждать как манны небесной, заснул как мертвый.


Задание 10

  1. Пастуху Иванову объявлен выговор за то, что он в нетрезвом виде выгнал на пастбище коров.

  2. После того, как меня ударили в челюсть, у меня началось выпадение зубов.

  3. После многих испытаний его назначили директором.

  4. Комиссия уже давно на завод приехала.

  5. Макар оказался дальновиднее, чем Давыдов.

  6. О Джеке Лондоне я узнал в детстве.

  7. У меня нет запасной пары носков.

  8. Над рефератом я работал в течение полутора недель.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!