СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Химический калейдоскоп"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить знания учащихся о химических элементах, строении их атомов и классах неорганических веществ.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Химический калейдоскоп"»

Интеллектуальная игра "Химический калейдоскоп"

Цели:

Образовательные:

Способствовать расширению и углублению знаний обучающихся о химических элементах, строении их атомов и классах неорганических соединений.

Формировать умения из всей из всей широты накопленных знаний выделять главное, существенное, делать выводы.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, познавательную активность обучающихся.

Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся культуру поведения, общения друг с другом во время мероприятия.

Оформление кабинета: Таблица Менделеева, девиз на экране: "Иметь смелость знать" (Гораций)

Оборудование: карточки - задания, жетоны разных цветов, доска.

Форма проведения мероприятия - интеллектуальная игра.

Правила проведения игры:

1. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек, которые получают домашнее задание: составить для команды соперников по 2 вопроса по пройденным темам.

2. В игре принимают участие болельщики. Болельщик, правильно, ответивший на вопрос ведущего получает жетон, который он может отдать любой команде.

3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

4. Жюри подводит и объявляет итоги по каждому конкурсу.

Ход мероприятия

Организационный момент: Проверка готовности команд к игре. Инструктаж и объяснение правил игры.

Вступительная часть:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю сегодня поиграть в интеллектуальную игру "Химический калейдоскоп". Эта игра для тех, кто хочет больше узнать о химии. В игре принимает участие две команды. За каждый правильный ответ вы получаете баллы. Победит та команда, у которой больше баллов. Остальные присутствующие- болельщики принимают участие в предложенных конкурсах и поддерживают команды. Судит нашу игру будет компетентное жюри (представляет учитель).

В программе конкурса "Химический калейдоскоп":

Разминка (Приложение№1)

Конкурс "Кто быстрее?" для капитанов (Приложение№2)

Конкурс " Из одной формулы - другие" (Приложение№3)

Конкурс - головоломки "Заморочки из бочки" (Приложение №4)

Конкурс "Ты мне, я - тебе" (домашнее задание) (Приложение №5)

Конкурс "Знатоки"(Приложение№6)

Игра с болельщиками "Загадки" (Приложение№7).

Ученик: Демонстрирует опыт с надписью "Химический калейдоскоп" (на листе бумаги сделана надпись щелочью, которую сбрызгивают раствором фенолфталеина из пульверизатора и появляется название мероприятия)?

Учитель:

И снова спорим мы с судьбой

Уж мы такие люди,

И снова мы готовы в бой,

Хотя он трудным будет.

Предметов всех не перечесть

Но выбор наш не труден,

Мы славим химию, что есть

Но трижды ту, что будет!

Основная часть:

1. Разминка проводится в форме "вопрос - ответ". Учитель задает вопросы по очереди первой и второй командам, обучающиеся отвечают. Если команда отвечает на вопрос неправильно или не отвечает на него, то вопрос передается другой команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Вопросы конкурса - приложение №1.

2. Конкурс капитанов "Кто быстрее?". Обучающие должны составить названия химических элементов из букв, слогов слова - названия химического элемента, а также найти эти химические элементы по таблице Менделеева. За каждое выполненное задание команда получает один балл. Задания конкурса - приложение №2.

3. Конкурс "Из одной формулы - другие". Дается формула кислоты. За 5 минут составить как можно больше солей этой кислоты и назвать их. За каждую правильно составленную формулу команда получает один балл. Задание конкурса - приложение №3.

4.Конкурс - головоломки "Заморочки из бочки". Командам даются задания на смекалку, внимательность. Если команда не может дать правильный ответ, то на этот вопрос отвечает другая команда и только потом, в случае неудачи болельщики. Задание конкурса - приложение №4.

5. Конкурс "Ты мне, я - тебе". Первая команда задает два вопроса второй команде, вторая - два вопроса первой (домашнее задание). За правильный ответ команда получает 1 балл. Задание конкурса - приложение №5.

6. Конкурс "Знатоки". Учитель называет слово, состоящее из различных букв, обучающийся записывает это слово в таблицу так, чтобы в каждой верхней графе находилось по одной букве. Каждая команда записывает за 3 минуты любые химические термины, начинающиеся с данной буквы. Каждый правильный ответ один балл. Задание конкурса - приложение №6.

7. Игра с болельщиками - "Загадки". Подведение итогов мероприятия. Подводятся итоги, и жюри сообщает результаты. Лучшая команда награждается. Кроме этого все члены команд получают оценки. Оценки выставляет каждому обучающемуся вся команда. Учитель внимательно следит за игрой и, в свою очередь, тоже выставляет оценки всем участникам игры. Оценка учителя и оценка, выставленная командой, как правило совпадают. Особо отмечаются учителем капитаны команд, так как они выполняли самую трудную работу и в подготовительный период, и во время игры. Задание конкурса - приложение №7.

Приложение 1

Разминка

1. Определенный вид атомов называется... (химическим элементом)

2.Что не является инертным газом?

а) неон

б) аргон

в) озон

г) гелий

3.Что пытались получить алхимики?

а) алмазы

б) философский камень

в) поваренная соль

г) железо

4.Какой химический элемент накапливается в клетках мухоморов?

а) ванадий

б) карбид

в) мышьяк

г) железо

5.Какое вещество в твердом агрегатном состоянии называют «сухим льдом»?

а) воду

б) азот

в) кислород

г) углекислый газ

6.Какая соль не содержит серу?

а) сульфит

б) нитрат

в) сульфид

г) сульфат

7.Что не представляет собой раствор?

а) дистиллированная вода

б) аммиачная вода

в) хлорная вода

г) известковая вода

8.Какой химический элемент принимает активное участие в построении костного скелета, поддерживает нормальную сердечную деятельность, обуславливает свертываемость крови?

а) калий

б) натрий

в) железо

г) кальций

9.Именем какого небесного тела алхимики называли серебро?

а) Солнца

б) Венеры

в) Марса

г) Луны

10.Какие элементы наиболее распространены в космосе?

(Больше всего в космосе водорода и гелия).

11.Какой элемент в периодической таблице Менделеева алхимики назвали желчью бога Вулкана?

(Желчью бога Вулкана алхимики называли серу).

12.Сколько химических элементов было известно в середине 18 века, и в год открытия периодического закона?

(К середине 18 века было известно 14 химических элементов, а к открытию периодического закона - 63 элемента).

13.Когда был открыт самый распространенный химический элемент на земле?

(Самый распространенный химический элемент - кислород - был открыт в 1776 году).

Приложение 2

Конкурс капитанов «Кто быстрее»

  1. Составить названия химических элементов из букв слова «протактиний »

(актиний, титан, криптон, иттрий, торий, натрий)

  1. Составить названия химических элементов из слогов: дий, скан, тан, ий, ра, ти, ми – составьте название элементов

(скандий, титан, радий, литий)

Приложение №3

Конкурс «Из одной формулы – другие»

Задание №1. Дана формула сероводородной кислоты. Составить соли сероводородной кислоты и назвать их. Чем больше формул назовут, тем больше баллов.

H2 S - сероводородная кислота

Соли сероводородной кислоты:

Li2S - сульфид лития

K2S - сульфид калия

Ba S - сульфид бария

Zn S - сульфид цинка

Cu S - сульфид меди

Fe S - сульфид железа

Задание №2. Дана формула угольной кислоты. Составить соли угольной кислоты и назвать их. Чем больше формул назовут, тем больше баллов

H2CO3 – угольная кислота

Соли угольной кислоты:

Li2CO3 – карбонат лития

К2CO3 – карбонат калия

BaCO3 – карбонат бария

CaCO3 – карбонат кальция

MgCO3 – карбонат магния

ZпCO3 – карбонат цинка

Приложение №4

Конкурс – головоломки «Заморочки из бочки»

Первая заморочка

Говорят, что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Верно ли это утверждение? (человек вдыхает воздух, богатый кислородом, а выдыхает тот же воздух, но богатый CO2)

Вторая заморочка

В названии каких химических элементов входят названия животных?

(мышьяк, менделевий, вольфрам, цирконий)

Третья заморочка

Заменив одну букву в названии химического элемента актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами.

(уран - уман)

Четвертая заморочка

Какую концентрированную кислоту называют «дымящей»? Определите ее молярную массу. (серная, M(H2SO4) = 98 г/моль)

Пятая заморочка

Переставьте буквы в названии элемента восьмой группы таким образом, чтобы получилось название леса из молодых елочек. (никель- ельник).

Какова атомная масса этого элемента? (Ar(Ni) = 58,71)

Шестая заморочка

В название какого съедобного гриба входит химический элемент? (боровик - бор)

Приложение №5

КОНКУРС «Ты мне, я - тебе»

Команды задают друг другу по два вопроса по изученным темам.

Вопросы 1 команды:

1. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (лакмусовую бумагу — кислотой)

2. Назовите химические элементы, которые названы в честь различных государств или частей света. (Германий, галлий (Галлия — старинное название Франции), полоний (в честь Польши), скандий (в честь Скандинавии), франций, рутений (Рутения — латинское название России), европий и америций)

Вопросы 2 команды:

1. Выпишите из приведенного ниже перечня формул в два столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дайте их названия: CaO, P2O5, KOH, H2SO4, CuO, SO2, SCl2, Cl2O7, CuS, FeO, N2O5, ZnO

2. Почему гидроксиды натрия и калия называются едкими щелочами?

Приложение №6

КОНКУРС «Знатоки»

Задание:

к

а

л

е

й

д

о

с

к

о

п




































































Приложение №7

Конкурс для болельщиков «Загадки»

1.Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня – огонь потух.

(кислород)

2.Хоть составчик мой и сложный

Без меня жить невозможно.

Я отличный растворитель,

Жажды лучший утомитель.

А разрушите, так сразу

Два получите вы газа.

(вода)

3.Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает

От микробов защищает.

(хлор)

4.Я - металл незаменимый,

Очень летчиков любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер переходный.

(алюминий)

5.Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша.

(медь)

7.Менделеев впервые меня предсказал,

Французский ученый- название дал.

Если в нем первую букву заменишь,

Место в системе мне сразу изменишь.

(галлий- таллий)

8.Элемент IV группы

Перед всеми на виду

Если « Т» на «Р» исправишь

Будет деспот наяву.

(титан - тиран)

9.Ты меня услышать можешь

В небе летнею порой

«Г» на «Х» смени - и что же?

Элемент перед тобой.

(гром – хром)

10.Имя женское возьми,

Букву «В» на «С» смени.

Химию не зря учил –

Элемент ты получил.

(Вера – сера)

11.Серебристо-белый и активный очень,

Говорит под водой он, между прочим.

Сверканье бенгальским огням придает

А в Новый год детям радость несет.

(магний)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!