СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра для 5 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра для 5 класса»

Интеллектуальная игра для 5 класса

«Исторические портреты. Древняя Греция»


Игра предназначена для учителей истории, работающих с учащимися 5 класса. Разработку можно использовать на контрольных уроках как творческий вариант проверки и закрепления изученной темы, а также как оригинальный способ познакомить ребят с дополнительным историческим материалом.


Цели:


1. Проверить и обобщить знания учащихся, выявить их интеллектуальный потенциал;


2. В игровой форме познакомить учащихся с интересными фактами из жизни исторических личностей.


Описание и правила игры:


Суть игры «Исторические портреты» заключается в угадывании исторических личностей по описанию. Описание состоит из трех устных подсказок, каждая из которых представляет собой определенный биографический факт из жизни исторического лица. Задача учащихся, каждый из которых решает ее строго индивидуально, состоит в том, чтобы угадать личность по возможности с самой первой подсказки (в этом случае учащийся получает 3 балла за правильный ответ). Если после оглашения первой подсказки учащийся сомневается в правильности своего предположения или совершенно не имеет никаких догадок, он может уклониться от ответа и дождаться второй или третьей подсказки, чтобы дать ответ наверняка. Но в этом случае количество баллов за правильный ответ будет снижено: за угадывание после второй подсказки дается 2 балла, за угадывание после третьей – 1 балл. Учащийся, сомневающийся в своей версии после первой подсказки, может все-таки рискнуть и дать ответ в надежде получить максимальные 3 балла. Но если его ответ окажется неверным, он получит 0 баллов и не сможет больше участвовать в угадывании данной личности. Таким образом, каждый учащийся имеет только одну попытку для угадывания исторического портрета после одной из трех прозвучавших подсказок. Найти баланс между желанием получить максимум баллов за каждый портрет и ограниченностью собственных знаний об отдельной исторической личности, а, следовательно, высоком риске дать неправильный ответ после первой подсказки – вот непростая задача, которую каждый учащийся решает индивидуально, сообразно своим способностям, знаниям и уверенности.


Форма проведения игры:


Каким образом оглашаются подсказки, а учащиеся предлагают свои ответы? Подсказки оглашаются учителем последовательно, одна за другой, с минутным интервалом между ними. Интервал необходим для того, чтобы каждый учащийся смог быстро решить для себя: будет ли он давать ответ немедленно или подождет следующей подсказки. Если учащийся уверен в правильности своего предположения, он берет лежащий перед ним один из десяти (по числу угадываемых портретов) листочков бумаги, пишет на нем ответ – предполагаемое имя исторической личности – и, согнув листочек пополам, поднимает руку с целью обратить на себя внимание учителя. Последний, заметив поднятую руку, быстро подходит к учащемуся и принимает от него листочек с ответом.


Примечание: Перед игрой учитель заранее готовит бумажные листочки для каждого учащегося. Слева фамилия ученика, справа - ответ.


Собрав листочки тех, кто написал ответ и поднял руку, учитель складывает их в отдельную стопку на столе и переходит к чтению следующей подсказки. Так продолжается до третьей подсказки, после оглашения которой учащиеся сдают последние оставшиеся листочки (если учащиеся затрудняются с ответом даже после третьей подсказки, они, тем не менее, должны написать какое-то имя на своих листочках или, в крайнем случае, сдать листочки чистым). Исчерпав все подсказки, учитель оглашает правильный ответ и тут же проверяет листочки с ответами, начисляя учащимся заработанные ими баллы. Чтобы не возникло путницы с оцениванием листочков (после какой подсказки они были сданы и какие баллы нужно начислить), советую учителям после каждой подсказки складывать листочки в отдельную стопку: первая стопка – 3 балла, вторая стопка – 2 балла, третья стопка – 1 балл. Разумеется, баллы ставятся только за правильные ответы. Неправильные ответы, в какой бы стопке они ни находились, оцениваются в 0 баллов. По завершении всей игры баллы суммируются и называются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов. Им выставляются отличные и хорошие отметки в журнал. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки за игру ставить не рекомендуется.


Исторические портреты. Описание.


Портрет первый.


Дракон (VII век до н. э.), афинский законодатель.


  1. О его жизни мы знаем очень мало. Достоверно известно то, что он был богатым человеком и обладал большой властью, которую использовал для защиты интересов знати.


  1. Благодаря нему возникло устойчивое крылатое выражение, которое прямо связано с его именем и используется в значении: «жесткие, суровые меры».


  1. В историю Афин он вошел как правитель, составивший первый письменный свод законов, написанных, по словам греков, «не чернилами, а кровью».


Портрет второй.


Филипп (382-336 гг. до н. э.), македонский царь и полководец.


  1. Он был хитрым политиком и прекрасным полководцем, который сумел добиться того, в чем потерпели поражение персы.


  1. Ему принадлежит фраза, которая хорошо известна и в наше время: «Нет такой неприступной крепости, которую не взял бы осел, груженный золотом».



  1. Он создал лучшую армию в мире, во главе которой его сын Александр Македонский осуществил свой великий поход на Восток.


Портрет третий.


Сократ (469-399 гг. до н. э.), древнегреческий философ.


  1. Он прожил яркую и непростую жизнь, все свободное время посвящая размышлениям о добре и зле, о том каким должен быть человек.


  1. О его жизни и его взглядах мы знаем благодаря сочинениям его учеников, ведь сам он ничего не написал, зато был заядлым спорщиком.



  1. Сегодня он считается одним из первых настоящих философов, но при жизни ему не суждено было добиться признания: за смелые взгляды афинский суд приговорил его к смерти.


Портрет четвертый.


Солон (640-559 гг. до н. э.), архонт, «отец афинской демократии».


  1. Он происходил из знатной, но обедневшей семьи. В молодости занимался морской торговлей и много путешествовал.


  1. В одном из своих стихотворений он писал: «Мать черная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы. Рабыня раньше, а теперь свободная».



  1. В 594 году до нашей эры он был избран архонтом и принял ряд законов, которые заложили в Афинах основы демократии.


Портрет пятый.


Демосфен (384-322 гг. до н. э.), афинский государственный деятель и оратор.


  1. Он был сыном владельца оружейной мастерской, отличался слабым здоровьем и очень рано потерял отца.


  1. Благодаря огромной силе воли и постоянным тренировкам он преодолел свои недостатки и стал великим оратором.



  1. Разъезжая по городам Греции и выступая с речами, он сплотил народ против македонского царя. И даже после поражения греков в битве при Херонее он не прекращал борьбы за свободу.


Портрет шестой.


Александр (356-323 гг. до н. э.), македонский царь и полководец, создатель мировой державы.


  1. В детстве он был очень способным и любознательным мальчиком. В 16 лет он уже мог управлять целой страной, а с 18 лет принимал участие в крупных сражениях.


  1. Его отличало огромное честолюбие. Он мечтал осуществить то, чего не смог сделать ни один полководец. И ему это почти удалось.



  1. Созданная им империя просуществовала недолго, но слава его великих побед навеки обессмертила его имя как самого выдающегося полководца Древнего мира.


Портрет седьмой.


Фемистокл (525-460 гг. до н. э.), афинский государственный деятель и полководец.


  1. Он происходил из незнатного рода, но благодаря своей хитрости, красноречию и таланту полководца стал самым известным человеком во всей Греции.


  1. С самого детства он мечтал о славе, а после Марафонской битвы сказал: «Слава Мильтиада не дает мне спать по ночам».



  1. Именно он убедил афинян построить военный флот, благодаря которому была одержана Саламинская победа, а Греция спасена от порабощения.


Портрет восьмой.


Гомер (VIII век до н. э.), легендарный древнегреческий поэт.


  1. Он был одним из величайших греков, прославивших свою родину на века. Однако сведения о его жизни крайне противоречивы. Многие ученые сомневаются: а был ли он на самом деле?


  1. Семь греческих городов спорили между собой за право называться его родиной. По одной из версий он был слепым.


  1. Древние греки помнили наизусть тысячи строк из двух созданных им поэм: «Илиады» и «Одиссеи».


Портрет девятый.


Перикл (490-429 гг. до н. э.), афинский стратег и оратор.


  1. У него было много друзей и еще больше врагов из числа знатных людей, которые ненавидели его за честность и популярность в народе.


  1. Именно благодаря его предложению в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.



  1. Народное собрание пятнадцать раз подряд избирало его на должность первого стратега, а период его правления справедливо считается эпохой расцвета афинской демократии.


Портрет десятый.


Геродот (484-425 гг. до н.э.), древнегреческий историк.


  1. Он был одним из самых образованных людей своего времени, чему в большой степени способствовали его многочисленные путешествия: за свою жизнь он побывал в Малой Азии, Египте, Македонии и в Северном Причерноморье.


  1. Он был знаком с Периклом, являлся близким другом Софокла, его хорошо знали граждане Афин, а местное Народное собрание даже наградило его огромной денежной премией.



  1. Его великий труд под названием «История» посвящен описанию греко-персидских войн и является первым дошедшим до нас историческим сочинением древности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!