СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "БиоГеоХим"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра по химии для 9-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "БиоГеоХим"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан







Химия

9-11 класс

интеллектуальная игра «БиоГеоХим»

методическая разработка внеклассного мероприятия

Шарафутдинова Светлана Евгеньевна



Интеллектуальная игра «БИОГЕОХИМ» 9-11 класс.


Аннотация игры.

Игра проходит в форме работы в команде, группе. Состоит из четырех конкурсов: «Разминка», «Вопросы от сотрудников школы», «Черный ящик», «Видеоэксперимент». К каждому конкурсу команды получают задания, на выполнение которых отводится определенное время.


 Цель: развитие познавательных интересов школьников в области естественных наук, повышение интеллектуального уровня учащихся.


Формы организации работы: игровая, групповая (работа в команде) работа.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 3), видеозапись; раздаточный материал для команд (приложение 1): бланки ответов, бейджики с именами участников, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости; материал для жюри: оценочные листы (приложение 2), задания конкурсов; столы для команд, песочные часы (1 мин., 5 мин.).

Методические рекомендации.

Внеклассное мероприятие требует небольшой дополнительной подготовки. К игре необходимо заранее сделать видеозаписи для конкурсов «Вопросы от сотрудников школы» и «Видеоэксперимент». Подготовить и напечатать раздаточный материал для команд и жюри, приобрести поощрительные призы для команд и один приз для «Самого умного ученика», подготовить грамоты. Для организации и проведения игры использовать мультимедийное оборудование (компьютер, проектор).

Команда состоит из 6 человек из числа обучающихся 9 – 11 классов.

Ход внеклассного мероприятия.

В едущий: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «БИОГЕОХИМ». Сегодня вам представлена возможность показать свои знания и умения, полученные на уроках химии, географии и биологии. В нашей игре примут участие команды, с которыми мы сейчас познакомимся (представление команд). Команды займите свои места.

Ведущий: Оценивать игру участников будет квалифицированное жюри (представление членов жюри).

Ведущий: Итак, давайте еще раз поприветствуем участников игры! Игра состоит из четырех конкурсов. Во всех конкурсах на выполнение задания отводится определенное время, по истечении которого команда должна сдать бланк ответов организаторам. И, так, мы начинаем!

Конкурс 1. «Разминка»

Ведущий: В этом конкурсе каждый участник команды борется за свою победу. Поэтому очень важно проявить самостоятельность и не подсказывать соседу. Вам необходимо ответить на 15 вопросов из области географии, химии, биологии. Вопрос зачитывается один раз, на обдумывание вопроса дается 10 секунд, ответы каждый участник вносит в бланк ответов. Не забудьте подписать свой бланк ответов.

Примечание: необходимо перемешать всех участников игры так, чтобы участники одной команды не были рядом. Победитель данного конкурса в итоге игры награждается отдельным призом как «Самый умный».

Какой морской залив каждый географ считает своим? (залив Географа в Индийском океане у юго-западного берега Австралии)

Другое название хлорида натрия? (поваренная соль)

Самая высокая трава? (бамбук)

Что такое «царская водка»? (смесь азотной и соляной кислот)

На каком базаре самый большой шум? (птичий базар)

Поможет ли география найти счастье? (Да, она подскажет, что город Счастье находится на Украине в Луганской области, на реке Северный Донец)

Какой злак может расти на человеке? (ячмень, воспаленный бугорок у корней ресниц)

В какой реке есть помещение для самолета? (Ангара - ангар)

Напиток, который не существовал бы без оксида углерода (IV)? (газированная вода)

Назовите самый острый тонкий мыс? (м. Игольный)

Формула веселящего газа? (N2O)

Цветочная поза йога? (лотос)

Как называется аллотропная модификация углерода, формой напоминающая футбольный мяч? (фуллерен)

Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре? (Дон – в ладони, Ока – в бокале, Нил – в чернильнице, Истра – в канистре)

Какое морское животное может задержать дыхание на целых два часа? (кит).

Примечание: за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество – 15 баллов

Ведущий: Участники сдают бланки с ответами организаторам. Займите места за столами своих команд.

Конкурс 2. « Вопросы от сотрудников нашей школы»

Ведущий: В этом конкурсе к командам с видео-вопросами обратяться работники нашей школы. Каждая команда в течение 1 минуты обсуждает и записывает свой ответ в бланк ответов данного конкурса.

Первый вопрос от учителя географии нашей школы, имеющей огромный педагогический стаж и багаж знаний по своему любимому предмету.

Агат, аметист, кварц, халцедон, тигровый глаз – это список минералов можно еще долго продолжать. Все они являются, по своей сути, одним веществом, но различаются по структуре и примесям, которые в них содержатся. Какое вещество образует все эти минералы? (Все эти минералы образует оксид кремния (IV) – SiO2).


Ведущий: Следующий вопрос игрокам игры задает знаток своего дела и предмета, заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания.


Некоторые экономисты утверждают, что богатство индустриальной державы прямо пропорционально количеству производства этой кислоты? Назовите её. (Серная кислота. Эту кислоту считают «хлебом» химической промышленности).


Ведущий: Молодой педагог, учитель химии и биологии обращается к вам со следующим вопросом:


Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. С его вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир? (Христофор Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по всей день).


Ведущий: Следующий вопрос поступил от библиотекаря нашей школы.


Известно, что расстояние между городами или селами отсчитывается от центральных почтамтов. Такая практика возникла еще в те времена, когда почту перевозили на лошадях. Позднее она стала правилом. Но для одного города есть исключение. Что это, за город и какое у него исключение? (Москва, расстояние отсчитывается от Красной площади).


Ведущий: А сейчас видео-вопрос от филолога.


В русском языке есть слова полиндромы – слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа налево. Приведите единственную химическую формулу, являющуюся полиндромом. (бромид рубидия - RbBr).

Примечание: иногда дети приводят и другие формулы, например, формулу воды - НОН.


Ведущий: Прошу команды сдать бланки с ответами жюри.

Примечание: за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество – 5 баллов

Конкурс 3 «Черный ящик»

Ведущий: В тёмном ящике тихонько

Размещается предмет.
Угадайте, что же это за секрет?

На обсуждение вопроса дается 1 минута. Ответ запишите в бланк ответов.

1. В ящике лежит то, что хозяин вырастил в своем домике. В конце – концов, он отдает людям не только красоту, но и домик, чтоб люди смогли построить свои жилища из его домика. Что находится в ящике? (Жемчуг, раковина - известняк ракушечник, который широко используется в строительстве).

2. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло? (Головы египтян покрылись пеной. Так, если верить преданию, из соединения жиров и золы возникло мыло).

3. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (Яблоко с древа познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения).

Примечание: за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество – 3 балла

Конкурс 4 «Видеоэксперимент» (приложение видеозапись)

Ведущий: Следующий конкурс – это видеоэксперимент. Вы должны внимательно посмотреть и прослушать, а затем выполнить задание. Ответы оформите на бланке ответов к данному конкурсу. На выполнение задания дается 10 минут.

Вашему вниманию предлагаем эксперимент из обычной школьной программы. Это опыт подтверждает взаимосвязь между тремя замечательными науками: биологией, географией, химией.

Видеоопыт. Сырьем для нашего эксперимента является горная порода метаморфического происхождения, хотя её родственники могут относиться к группе осадочных пород. Возьмем несколько кусочков этой породы, поместим в прибор для получения газов. В воронку добавим кислоту, содержащуюся в нашем организме. Наблюдаем протекание химической реакции, в результате которой выделяется бесцветный газ. Выделяющийся газ пропускаем через раствор гашеной извести. В стакане образуется взвесь белого цвета. При дальнейшем пропускании газа через раствор наблюдается образование прозрачного раствора. Добавим к данному раствору снова кислоты, используемой в ходе эксперимента. И снова наблюдаем выделение газа.

Задание.

1. Назовите метаморфическую породу, используемую в качестве сырья. Какие горные породы являются её родственниками? Приведите названия.

2. О каких веществах идет речь в эксперименте, приведите их химическое название?

3. Составьте ряд превращений, приведенных в опыте, и напишите уравнения химических реакций.

Ответ на видеоэксперимент

1. Мрамор. Жемчуг, мел, известняк, кальцит.

Примечание: по 0,5 баллов за каждое правильное название породы – 2,5 балла

2. Мрамор (карбонат кальция), соляная кислота, углекислый газ (оксид углерода (IV), карбонат кальция, гидрокарбонат кальция.

Примечание: по 0,5 баллов за каждое правильное название вещества – 3 балла

3. CaCO3  CO2  CaCO3  Ca(HCO3)2 CO2

CaCO3 + 2HCl  CaCl2 + H2O + CO2

CO2 + Ca(OH)2  CaCO3 + H2O

CaCO3 + H2O + CO2  Ca(HCO3)2

Ca(HCO3)2 + 2HCl  CaCl2 + 2H2O + 2CO2

Примечание: по 1 баллу за каждое правильное уравнение реакции – 5 баллов

Максимальное количество – 10,5 баллов

(включить спокойную музыку)

Ведущий: прошу участников команд сдать свои ответы. Пока работает жюри, давайте мы с вами посмотрим ответы на вопросы.

Ведущий: Итак, слово представляется председателю жюри

Награждение.

Ведущий: Всем спасибо за игру! До новых встреч.



Приложение 1

К онкурс «Разминка»

Фамилия, имя__________________________________________

Класс __________________________________________

Ответы.

  1. _______________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________

  5. _______________________________________________________________

  6. _______________________________________________________________

  7. _______________________________________________________________

  8. _______________________________________________________________

  9. _______________________________________________________________

  10. _______________________________________________________________

  11. _______________________________________________________________

  12. _______________________________________________________________

  13. _______________________________________________________________

  14. _______________________________________________________________

  15. _______________________________________________________________







К онкурс «Вопрос от сотрудника школы»

Команда __________________________________________

Ответ.

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________





Конкурс «Вопрос от сотрудника школы»

Команда __________________________________________

Ответ.

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________





Конкурс «Вопрос от сотрудника школы»

Команда __________________________________________

Ответ.

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________





Конкурс «Вопрос от сотрудника школы»

Команда __________________________________________

Ответ.

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________





Конкурс «Вопрос от сотрудника школы»

Команда __________________________________________

Ответ.

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________

Конкурс «Черный ящик»

К оманда __________________________________________

Ответ.

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________





Конкурс «Черный ящик»

Команда __________________________________________

Ответ.

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________







Конкурс «Черный ящик»

Команда __________________________________________

Ответ.



  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________



Конкурс «Видеоэксперимент»

Команда__________________________________________

Ответ.

  1. _____________________________________________________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________





Приложение 2

Оценочный лист для жюри

Конкурсы:

команды







Разминка

оценивается по каждому участнику

Вопросы от сотрудников школы






1






2






3






4






5






Черный ящик






1






2






3






Видеоэксперимент






1






2






3






ИТОГО








Председатель жюри:



Члены: 1.

2.

3.

4.

5.

6.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!