СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интеллект – карты, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Интеллект – карты, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики».»











выступление на городском методическом объединении


«Интеллект – карты,

как способ активизации познавательной деятельности учащихся

на уроках физики».




Подготовила:

Фомина Елена Геннадьевна












В начале своего выступления расскажу о себе:

Образование – высшее

Закончила - Куйбышевский электротехнический институт связи, 1988г., Автоматическая электросвязь, инженер;

Трудовая деятельность

1988-1992

Златоустовский городской узел связи

Инженер электросвязи

1992-2012


ГБУНПО «Профессиональное училище №28

Преподаватель электротехнических дисциплпн

2012-2014


МАОУ «Основная общеобразовательная школа №5»

Учитель физики, руководитель школьного методического объединения естественно - научных дисциплин.

2014 -2018


МАОУ СОШ №21 СП-ООШ №5

Заместитель руководителя по воспитательной работе, учитель физики.

С 2018 г.


Руководитель СП-ООШ №5,

учитель физики.


Общий стаж 31 лет, стаж педагогической работы 27 лет, стаж работы в данном учреждении 7 лет.








«Иду на урок!» Из года в год миллионы учителей по нескольку раз в день произносят эту фразу. «Иду на урок!» С чем? Для чего, и главное для кого? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким он ему видится? «Прохождение» ли программного материала при абсолютной тишине? Чего ждет учитель от урока? Гладких ли ответов учащихся или горячих споров, поисков?

Многие современные ученые-педагоги основным признаком хорошего урока считают возможность детей жить в классе интересной, содержательной жизнью. А для этого уроки должны отличаться яркой эстетическо-эмоциональной воспитательной целеустремленностью, духом исканий, творчеством учителя и творчеством учащихся, обеспечивающих единство воспитания и обучения.

Основной тенденцией совершенствования урока продолжает оставаться повышение его качества и эффективности.

Я часто думаю, как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний, как активизировать познавательную деятельность учащихся. Так как СП-ООШ №5 функционирует в неблагоприятных социальных условиях. По данным мониторинга 70 % семей учащихся, находятся в трудной жизненной ситуации (многодетные семьи, неполные, малообеспеченные, семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, имеют низкий уровень образованности). И как следствие, низкая мотивация обучающихся в виду слабого контроля со стороны родителей (законных представителей) за обучением несовершеннолетних, 51% контингента школы обучается в классах специально-коррекционного образования.

Традиционные формы и методы обучения не всегда приводят к желаемому

результату. Это способствует поиску новых форм урока, которые повышают интерес к изучаемому предмету и активизируют познавательную деятельность учащихся.

Многие проблемы при изучении физики, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Сделать этот процесс более эффективным и простым поможет интеллект-карта.

Интеллектуальная (ментальная) карта – это способ изображения ключевой информации по изученной теме с помощью схем.

Интеллект - карты - это инструмент, позволяющий:

  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

  • мыслить, используя весь свой интеллектуальный потенциал.

Интеллект - карты – это инструмент для решения таких задач, как

  • запоминание больших объемов информации,

  • проведение мозговых штурмов,

  • разработка сложных проектов,

  • повторение и закрепление пройденного материала.

Интеллектуальные карты на сегодняшний день – это один из самых универсальных и простых приёмов для повышения познавательной деятельности, увеличения эффективности запоминания информации. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.

Новизна и актуальность данного метода заключается в том, что форма подачи теоретического материала в виде интеллект -карт:

  • отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития;

  • позволяет, используя крупноблочный метод запоминания информации, сэкономить время на закрепление и повторение изученного материала;

  • программные средства дают обучающимся возможность создавать свой инновационный продукт – интеллект - карты;

  • позволяет, использовать интеллект - карты при структуризации изученного материала, представления новых знаний.

В своей работе интеллект – карты использую лишь два года, но уже можно сказать, что использование в системе метода интеллект - карт на уроках физики позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к обучению.

Использование метода интеллект - карт помогает мне оживлять уроки, сделать их более интересными, а значит, и усвоение материала – более глубоким и прочным.

Интеллект – карты заставляют учащихся внимательно вдумываться в каждое слово. Это имеет немаловажное значение для выработки у учащихся умения выделить главное, основное в наблюдаемом физическом явлении или в каком-то законе.

СЛАЙД 1 Техника составления ментальных карт

При составлении интеллект - карт автор методики предлагает действовать следующим образом:

1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.

2. Записывать не все подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы.

СЛАЙД 2 Этапы построения интеллект – карт:

Первый этап. Начало работы с картами представляет собой «мозговой штурм». Необходимо взять лист бумаги и начать обдумывать свою идею. Нужно записывать абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критиковать и не ограничивать себя.

Второй этап — это непосредственно составление карты:

1. На листе бумаги следует нарисовать в центре главную тему карты.

2. От главной темы проводятся несколько ветвей. На каждой из них нужно написать одну идею (мысль, образ, понятие), связанную с главной темой из тех, которые сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап.  «Оживление» карты. Рекомендуется задействовать как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности с использованием различных цветов. Главное условие — чтобы созданный собственный язык образов четко передавал информацию с карты. Яркие образы карты дадут возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

После этого этапа карта готова. С течением времени возможно совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями.

СЛАЙД 3 -6 Виды интеллект- карт

В зависимости от объема или применения различают следующие виды интеллект - карт:

- стандартные карты (standard maps) ― это множество классических интеллект - карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной индивидуальности;

- скоростные карты, или карты-молнии (speed maps) ― данный вид интеллект -карты стимулирует умственные процессы (что я знаю по этой теме; что я скажу в процессе выступления); картой может стать краткий одноцветный конспект, сделанный перед выступлением или ответом;

- мастер - карты (master maps) ― это объемные карты к целой области знаний, например, по материалам одного раздела или темы; они часто составляются непрерывно и предназначены для общего обзора темы;

- мегакарты (mega maps) ― связанные друг с другом карты, где центральная карта с относительно малым количеством уровней связана с последующими картами, в которых представлены детали или дополнительные аспекты.

Существует специальное программное обеспечение для создания ментальных карт». С учащимися, у которых есть дома компьютерная техника в построении интеллект – карт используют следующие программы.

Рассмотрим некоторые программы.

СЛАЙД 7 – 9 Интернет-сервисы:

bubbl.us

–можно составить бесплатно только 3 карты; 
– англоязычный интерфейс;
– сохранение карты как изображения; 
– можно поделиться картой, отправить по почте;
– возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения

cacoo.com

–бесплатный сервис;
– русскоязычный интерфейс реализован частично (после авторизации можно установить русский язык, но не все элементы будут на русском);
–сохранение карты как изображения; 
–можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
– возможна совместная работа с картой нескольких человек.

mindmeister.com

–можно составить бесплатно только 3 карты; 
–русскоязычный интерфейс;
–расширенные возможности редактирования;
–сохранение карты как изображения; 
– можно поделиться картой, отправить по почте.


СЛАЙД 10-13 Программы для установки на персональном компьютере.

F reemind — одна из самых распространенных бесплатных  программ по построению ментальных карт:

- интуитивно понятное управление;

– наличие основных функциональных возможностей для построения Mind maps;

– возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.);
– необходимо перед инсталляцией программы установить Java;– графические элементы достаточно низкого качества, однако можно прикреплять собственные.

XMind — бесплатная программа по созданию ментальных карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте. Данное программное обеспечение позволит организовывать сложную информацию и управлять ей, а также проводить совместные могзовые штурмы.

- после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет - ресурсе;

- в бесплатной версии отсутствует конвертация файлов в pdf, текстовый документ, PowerPoint, MindManager.

E draw Mind Map (Free Version) — бесплатная программа для рисования ментальных карт, отличается от своих аналогов тем, что построена на векторной графике. Построение ментальных карт в данной программе напоминает сборку конструктора:

-в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку; 

-много вариантов дизайна графических элементов (стрелки, топики, линии, фон);

-большой простор для творчества, т.к. элементы можно добавлять в любую часть рабочего пространства;

-можно при помощи «карандаша» рисовать линии любой формы и размера и подписывать их;

-любой векторный редактор отличается от привычной работы с растровыми изображениями;

-если нет опыта работы с векторной графикой, какое-то время нужно будет потратить на то, чтобы привыкнуть.

iMindMap — это мощный графический инструмент для создания интеллект-карт. Но программа платная и стоит весьма дорого. И поэтому качаем полную версию программы бесплатно:

-Вылеченная версия программы: https://yadi.sk/d/XMGXCl9Pdxjry

-Прежде чем начать установку программу откройте в папке файл .txt (с помощью Блокнота) и прочитайте рекомендации по установке.


Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Обучающиеся могут самостоятельно составлять интеллект-карту либо с помощью учителя.

Примером использования ментальных карт в учебном процессе на занятиях по физике - это подготовка на их основе обобщающих занятий по изученной теме.

Занятие с использованием ментальной карты легче подготовить, нежели

написать его «линейный» вариант, кроме того, она предоставляет большое преимущество, потому что все содержание урока оказывается, как говорится, на ладони.

Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал.

Кроме этого каждый учащийся включается в активную деятельность при составлении интеллект – карт.

В самом начале использования интеллект – карт, учащимся в конце урока раздавала черно-белые копии ментальной карты, содержащие лишь ее основу, и, в качестве домашнего задания предлагала заполнить их по памяти и раскрасить.

Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.

Сегодня было рассказано лишь о методе интеллект карт, как способе повышения познавательной деятельности учащихся на уроках.

СЛАЙД 14-18 Примеры интеллект – карт, составленных учащимися

Интеллект – карта по теме «Простые механизмы».

Интеллект карта по теме «Виды сил».

Интеллект – карта по теме «Виды механического движения».

Интеллект – карта по теме «Закон Ома».

Интеллект карта «Электризация тел».

СЛАЙД 19 Работа в группах

В заключении предлагаю вам самостоятельно попробовать составить интеллект-карту по теме «Количество теплоты».

СЛАЙД 20 Заключение

Из практики могу сказать, что методический прием, успешно использованный в одном классе, может не оправдать себя в другом, так как выбор приемов зависит не только от специфики учебного материала, но и от подготовленности учащихся, их умения работать самостоятельно и т.д.

Главное же в уроке – его результат: что дал урок учащимся, насколько продвинулись они в усвоении материала. Поэтому оценивая эффективность урока, я всегда исхожу из его результатов.






13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!