СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интегрирующий и стабилизирующий факторы взаимовлияния казачества и коренных народов Ставропольского края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместная работа с ученицей. Актуальность проблемы: затронутая  тема актуальна, поскольку изучение её даст возможность выявить причины и следствия, исходя из которых исторический путь развития нашего края протекал именно таким образом, каким мы его знаем. Цель: изучить исторические последствия, отраженные в культуре и быте современных жителей Ставропольского края, взаимосвязи коренных его народов и представителей терского казачества.

Просмотр содержимого документа
««Интегрирующий и стабилизирующий факторы взаимовлияния казачества и коренных народов Ставропольского края»»

ХХХ Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников









Секция: история: человек и событие. Региональное краеведение


Название работы: «Интегрирующий и стабилизирующий факторы взаимовлияния казачества и коренных народов Ставропольского края»



Автор работы: Жирнова Полина Романовна



89993791630, [email protected]

Место выполнения работы: г. Нефтекумск,

МКОУ СОШ № 3, 10 класс.


Научный руководитель: Яценко Ирина Михайлова,

Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №3, руководитель В/О «Добрые сердца»
















Нефтекумск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение:

1.1. Проблема

1.2. Актуальность проблемы

1.3. Цель

1.4. Задача

1.5. Степень изученности вопроса

1.6. Характеристика личного вклада в решение избранной проблемы

2. Обзор литературы

3. Материал, место и методика исследования

4. Результаты исследования работы «Интегрирующий и стабилизирующий факторы взаимовлияния казачества и коренных народов Ставропольского края»

4.1. История появления терского казачества

4.2. Слияние культур

4.3. Интеграция и стабилизация

4.4. Влияние казачества на жителей Ставрополья в современности

4.5. Мнение ребят-казаков о роли казачества в XXI веке

5. Заключение

6. Список литературы

7. Приложения











































ВВЕДЕНИЕ

1.1. Проблема: недостаточная изученность интегрирующего и стабилизирующего факторов взаимовлияния казачества и коренных народов Ставропольского края, а также хаотичность информации по данной теме.
1.2. Актуальность проблемы: затронутая мною тема актуальна, поскольку изучение её даст возможность выявить причины и следствия, исходя из которых исторический путь развития нашего края протекал именно таким образом, каким мы его знаем.
1.3. Цель: изучить исторические последствия, отраженные в культуре и быте современных жителей Ставропольского края, взаимосвязи коренных его народов и представителей терского казачества.

1.4. Задачи исследования:

1. Собрать всю известную информацию по вышеуказанному вопросу

2. Оценить её достоверность

3. Структурировать достоверные факты, оценив их влияние на последующее изменение течения жизни людей, населявших территорию современного Ставропольского края

4. Выяснить роль казачества в современности

5. Узнать видение современных представителей казачества об их влиянии на жизнь молодёжи Ставропольского края


1.5. Степень изученности вопроса: в соответствие с вышесказанным, информации по данному вопросу недостаточно; помимо того, ей не присуща необходимая форма, т.е. найти информацию представляется возможным изучив немалое количество источников, вследствие того, что расположена она малыми, узконаправленными фрагментами на разных ресурсах.
1.6. Характеристика личного вклада в решение избранной проблемы: мною была осуществлена работа по сбору информации с немалого количества его источников, в том числе было взято интервью у современных представителей терского казачества, её преобразование и упорядочивание.

2. Обзор литературы

В своей работе я обратилась к немалому количеству источников, так как большая часть истории Терских казаков проходила не территории Ставропольского края. Здесь находится и Нефтекумское районное казачье общество, где мне довелось встретить и интервьюировать его атамана – Нечаева Александра Васильевича. Позже я также опросила ребят-казаков, учащихся в МКОУ СОШ №3. От них я узнала современное видение быта и долга казака, представления о роли казачества в современном мире.

В казачьей управе мне представилась возможность ознакомиться с экспонатами их выставок, а так же с казачьими архивами, где я почерпнула немало исторических сведений.

3. Материал, место и методика исследования

Данное исследование проведено в городе Нефтекумске Ставропольского края с ноября 2018 по январь 2019 года.

Объектом исследования стала история взаимодействия Терских казаков и коренных народов Ставропольского края.

Методы исследования:

  1. Описательно-исследовательский (описание и исследование фактов взаимной интеграции культур и быта Терского казачества и коренных народов Ставрополья)

  2. Интервьюирование

  3. Анализ исторических источников

  4. Работа с фотографиями, историческими источниками, казачьим архивом

4. Результаты исследования работы «Интегрирующий и стабилизирующий факторы взаимовлияния казачества и коренных народов Ставропольского края»

4.1. История появления терского казачества

Прежде чем рассматривать взаимовлияние терского казачества и коренных народов современного Ставропольского края, необходимо рассмотреть историю появления самого терского казачества, а так же историю их попадания на территорию Кавказа.
Изначально терское казачье войско, ранее называемое гребенцами, располагало свои поселения на склонах Терского хребта (Предкавказье, правобережье р.Терек).

В середине XVI века Московское государство уже имело четко выраженные военно-политические и экономические интересы на территории Северного Кавказа. В Москву неоднократно прибывали посольства от коренных народов Кавказа (пятигорских черкасов, кабардинцев, грузин), просивших защиты от врагов. По этой причине начали строить первые русские гарнизоны, которые закрепляли новые московские владения на Кавказе.

Так, например, в конце XVI века, вследствие установления более тесных политических и экономических взаимоотношений казаков с феодальными владельцами Дагестана, совместными усилиями царских войск и представителей казачества была основана новая крепость — Терка, построенная по просьбам кабардинского и кахетинского посольств для защиты от иноземных захватчиков.

Немалое количество бежавших от крепостной зависимости крестьян становились частью Казачества, обучаясь военному делу и новому укладу жизни. Уже будучи казаками, некоторые из них откликались на призывы Терских воевод для такого рода деятельности, как определённого рода охранные и разведывательные мероприятия. При том зависимость казаков от царя была номинальной, потому как они считали себя людьми вольными (слово «казак» с тюркского языка означает — свободный человек), почему зачастую не выполняли приказы властей.

Наименование гребенцы же они получили по причине того, что, как утверждают историки И.Д. Попко и В.А.Потто, пришли терские казаки из Червленого Яра Рязанского княжества и объединили свои разрозненные общины вокруг первого русского городка на реке Сунже в 1567 году. Городок тот был заложен на гребнях кавказских гор и дал название гребенским казакам.

Другой же исследователь, Е.П. Савельев, полагал, что предками казаков были азы, потомки ариев, населявших Приазовье (отсюда и созвучное название «казак»). Исповедовавшие христианство Азы имели Сарскую и Подонскую епархии даже под игом Золотой Орды. Началом истории гребенских казаков историк считал поселение донских казаков на реке Акташе, куда они были вытеснены из городка Гребни, располагавшегося на Дону. Точных указаний на то, где стоял городок, нет, а покинули его казаки атамана Андрея Щадры под давлением отрядов атамана Ермака, усиливавшего свою власть на Дону.

После оттеснения казаков-гребенцов с гор, череды стычек с местными народами, нередко оканчивающихся уничтожением казачьих станиц, давления со стороны соседей-мусульман - «Чеченцы и кумыки стали нападать на городки, отгонять скот, лошадей и полонить людей» - уцелевшие гребенцы в 1712 году переселились вниз по Тереку.

Помимо того, произошло подчинение гребенского войска Военной коллегии в 1721 году, означавшего включение казаков-гребенцов в состав вооруженых сил Российской империи. Вместо упразднённого Терского города 1723 году была заложена новая русская крепость - Святой Крест, близ которой были расселены 1000 семей донских казаков (из Донских, Донецких, Бузулукских, Хоперских, Медведицких городков), которые получили название Аграханского войска (позже «Семейное войско»). Трудности, связанные с переселением и обживанием на новом месте, а кроме того, вспыхнувшая чума привели к тому, что к 1730 году из них уцелели лишь 452 семьи.

После Гянджинского договора с Ираном, по которому граница России отодвигалась на Терек, в 1736 году донцы были переселены на левобережье (от гребенских станиц вниз по Тереку) тремя станицами: Бороздинской, Каргалинской, Дубовской. Они получили название Терско-Семейного войска.

В 1735 году на левобережье Терека был заложен новый город — Кизляр, который долго был политическим и культурным центром Северо-Восточного Кавказа. Из основанной в 1723 году крепости Святой Крест в этот город перевели казаков и северокавказцев, уже немало лет находившихся на службе России (кабардинцы, чеченцы, кумыки и др.). Все они стали именоваться Терско-Кизлярским войском. Казаки проживали в особом квартале Кизляра, т.н. «Кизлярской станице», горцы жили в других кварталах. Все группы казаков по Тереку были поставлены в подчинение кизлярского коменданта. В 40-е годы XVIII века была предпринята попытка объединить Гребенское и Терско-Семейное войска, но она не увенчалась успехом.

Позже, уже в 1765 году из двумя годами ранее заложенного укрепления был основан город Моздок. Его основным населеним были казаки, грузины, армяне, кабардинцы, осетины и греки. Из числа переселенцев, главным образом крещеных осетин и кабардинцев, была создана горская Моздокская казачья команда, насчитывавшая чуть больше 100 человек, под командованием князя Андрея Кончокина. Эти казаки большей частью выполняли функции переводчиков, посылались с почтой

И вот уже в 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Терское, а так же Волгское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков

4.2. Слияние культур

На характер взаимоотношений терских казаков с северокавказскими народами оказывала влияние и политика, проводимая в регионе Русским государством. Помимо того, немалую роль играла и внутриполитическая обстановка в регионе, однако в целом взаимоотношения между терским казачьим войскам и коренными народами Северного Кавказа можно охарактеризовать такими словами, как мирное сосуществование, наличие взаимозависимости, а также взаимообогащение, ярко проявившееся в культуре и быте.

В целом, близкое соседство с кавказскими горцами, участие горцев в казачьем войске и смешанные браки способствовали проникновению кавказской культуры в быт терцев. Особенно это было заметно в одежде казаков — бурки, папахи, а так же в их вооружении - кинжалы, сабли. Многие казаки владели языками горцев; так в своей повести «Казаки» Л.Н.Толстой писал: «Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски» (под татарским в данном произведении подразумевался один из тюркских языков Кавказа).

Подробнее о смешанных браках — поскольку казаками были исключительно мужчины, то не удивительно, что женщины сыграли немаловажную роль в смешении культур Казачества и народов Кавказа. Женами казаков в основном были женщины горского происхождения. Нередко они попадали в станицы не по добровольному согласию, а путем хищения. Оказавшись в станице, горская женщина продолжала поддерживать родственные связи, навещала родных в своем ауле, те в свою очередь были частыми гостями в станице.

Так же горцы переняли у казаков более совершенные методы обработки земли и ранее неизвестные им виды зерновых культур (пшено, пшеница и т. д.), а так же овощных.

Касаемо оружия, горцы были восхищены им, а особенно огнестрельными его видами, привезёнными казаками. Автор Чекменев С. А. по этому поводу писал: "Кабардинцы, увидев, что приезжие носят оружие, а это признак их свободы и достоинства, да еще оружие огнестрельное, редкостное в то время на Кавказе, предложили – селитесь, кунаки, здесь, эта земля на стыках горских владений – ничейная, порожняя".

Но, несмотря на свой относительно высокий уровень культурного развития, казаки так же переняли у горцев частично обработку земли, научились выращивать огородные культуры, которые ранее им не были известны. Кабарда была законодательницей мод для казаков. У нее же было позаимствовано всё легкое и удобное воинское снаряжение, газыри, джигитовка и т. д. Казачки носили костюмы и украшения кабардинских и чеченских женщины.

4.3. Интеграция и стабилизация

Казаки и кавказские народы жили в мире друг с другом, что не могло не привести к культурному смешению и передачи опыта и традиций друг другу.

Жители Кавказа в большей степени проявляли себя как фактор интеграции, поскольку не раз в истории происходили случаи, когда осетины, грузины, армяне становились гражданами Терского войска. Частыми были случаи побегов горцев в терские станицы. Причинами были и бедность, и бродяжничество, и изгнание за нарушение местных обычаев и прав.

Существовало даже полноценное Осетинское Казачество, история которого началась с образования особой группы Линейных казаков. В 1810 г. в их ряды были зачислены два осетинских селения – Новоосетинское и Черноярское, а в 1823 г. образовался Горский полк, команда которого в значительной мере состояла из осетин. Исключительной была воинская доблесть казаков осетин, входивших в состав Горско-Моздокского полка. В его составе осетинские казаки участвовали в боевых действиях на Кавказе, в заграничных походах. Осетины входили также в состав Собственного Ее Величества Конвоя, который был образован в 1775 году по желанию Екатерины II.

Но происходило и наоборот, известны случаи, когда казаки бежали в аулы, где ассимилировались и навсегда оставались жить в них. Помимо того, местные жители интегрировали свои устои в культуру казаков. Тот же язык Кавказских народов многие казаки знали, как родной. Горцы перенимали многое у казаков, интегрируя иной образ жизни в свою жизнь, что, в свою очередь, способствовало постепенному преодолению их экономической отсталости, замкнутости и политической разобщенности.

Как писала Дзагурова Г.Т.: «Тесное дружественное общение терских казаков с местными горскими народами содействовало более интенсивному хозяйственному развитию края, оказывало влияние на специфику хозяйства, на материальную и духовную культуру терского казачества, усилило его военную мощь и дало немало грамотных боевых офицеров Терскому казачьему войску и русской армии в целом».

Фактором стабилизации, в свою очередь, выступало Казачество. Происходило это по причине того, что жители Кавказа, большая часть которых была кочевниками, взяв пример с возводящих станицы казаков, сами начали вести более осёдлый образ жизни, строя уже не времянки, а полноценные жилища. Помимо того, некоторые основы управления общины также были переняты горцами у казаков.

4.4. Влияние казачества на жителей Ставрополья в современности

Для того, чтобы понять, какую роль играет Казачество в современности, я взяла интервью у его представителя — Атамана Нефтекумского районного казачьего общества.

Из интервью выяснилось, что в наше время основной задачей Казачества является духовно-патриотическое воспитание молодёжи, а так же популяризация правильного и спортивного образа жизни, культурного поведения и уважения к Родине, близким и окружающим.

Осуществляется эта задача с помощью различного рода активных мероприятий, в числе которых турпоходы, выезды на природу, занятие стрельбой, конным спортом и т.д.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в XXI веке Казачество стало своего рода ещё одним обучающим институтом, с разницей в том, что, в отличие от других учебных заведений, он направлен в большей степени не на развитие ума в значении определённых счётных, письменных и т. п. навыков, а на укрепление тела и духа, воспитание духовности.

4.5. Мнение ребят-казаков о роли казачества в XXI веке

Из проведённого с юными казаками интервью мне стала очевидна высокая степень ответственности ребят, сила их духа и осознанность и зрелость их взглядов. На заданный мною вопрос об их отношении к другим национальностям, они ответили, что воспитание духа казака проходит в уважении к другим народностям, а так же в прививании уважительного отношения к людям, проживающим на родной казакам земле. Это, по моему мнению, следует считать стабилизирующим фактором влияния Казачества на атмосферу многонациональности на Кавказе.

Помимо того, ребята рассказали о своих представлениях об образе «настоящего казака». В их глазах это любящий и защищающий своё Отечество человек, верный своим друзьям, чтящий память своих предков и знающий свою историю. Говоря о почитании памяти предков нельзя не заметить, что в век беспамятства и потери своих корней, казаки отдают дань уважения своим предкам, своим истокам.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом совместное проживание терских казаков и коренных народов Кавказа оказало благоприятное влияние на быт и культуру обоих сторон, привнеся ранее неизвестные полезные навыки и предметы первым и стабильность вторым.

В современности же Казачество продолжает оказывать положительное влияние на культуру жителей Ставрополья. Взращивание в юных казаках традиций уважения к окружающим людям не взирая на их нацию, стремление к процветанию родной Ставропольской земли, дружбе между народами Кавказа сумеет подавить национализм, религиозный фанатизм и не допустит развитие терроризма и раскола среди современной молодёжи.



6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2016.№9.С. 102-104. ISSN 1993-5552

2. Дзагурова Г. Т. Осетины в войнах России. – Владикавказ: Алания, 1995. – С. 50.

3. Терский сборник [Текст] : колл. авторов. М. : МИРАКЛЬ, 2017. - Вып.2. - 464 с. ISBN 978-5-9909874-4-9

4. Фрейберг В.О.; Терское казачество и народы Северного Кавказа: некоторые аспекты взаимоотношений; 2005 год

5. Чекменев С. А. На земли вольные кавказские. – Ставрополь, 1985. – С. 25.







7. Приложения

1. Представители нефтекумского районного казачьего общества дают интервью



2. Флаг нефтекумского районного казачьего общества



3. Нагайки



4. Шашка



5. Газыри

6. Представители нефтекумского районного казачьего общества

7. нефтекумское районное казачье общество


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!