СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок в 3 классе. (Изо, музыка, литературное чтение) «Изображение зимы в музыке, живописи, литературе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 3 классе. (Изо, музыка, литературное чтение) «Изображение зимы в музыке, живописи, литературе».»

Интегрированный урок в 3 классе.

(Изо, музыка, литературное чтение)

«Изображение зимы в музыке, живописи, литературе».

Цель: знакомство с выразительными и изобразительными средствами в музыке, живописи и литературе.


Задачи:


Обучающие:

формирование представлений о взаимосвязи видов искусства (живописи и поэзии) через творчество русских поэтов и художников-пейзажистов.


углубление и расширение знаний о пейзажном жанре; закрепление понятий взаимосвязи живописи и поэзии.


Развивающие: развитие умения анализа художественного произведения, расширение лексики учащихся в пределах темы урока.


Воспитывающие: воспитание чувства прекрасного к окружающей действительности и бережного отношения к природе.


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитофон, синтезатор.


Материал к уроку: опорный конспект, наглядно-демонстрационный материал: репродукции картин русских художников-пейзажистов; презентация в электронном варианте; список литературы.



Ход урока.


1. Организационный момент

2.Введение в тему.


- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся с вами в гости. А кто нас пригласил, угадайте.


Слайд «Три белых коня».

- Какое время года пригласило нас к себе в гости? (зима)

- В каких видах искусства отражается красота зимней природы? (Изо, музыка, литература)

Слайд. - Тема урока: «Изображение зимы в музыке, живописи, литературе».

Слайд. – Цель: «Мы узнаем, какие средства выразительности и изобразительности используют художники, композиторы и поэты, чтобы передать красоту зимней природы».

- Скажите, а вам нравится зимнее время года? А чем? ( Ответы детей)

- тогда давайте поприветствуем зиму.

Песня «Здравствуй, гостья- Зима!»

3. Музыкальный блок.

Вот ветер ,тучи нагоняя,

Дохнул,завыл и вот сама

Идёт красавица-зима

А.С.Пушкин

-Слушание музыки Ноябрь На тройке П.И.Чайковского

Какое настороение передала музыка?

Какие звуки зимы вы услышали в этом произведении?

Какие средства использовал композитор, чтобы передать зимнюю картину?

На каком инструменте?

Что услышали ил представили?

Менялось ли настроение?

Как двигалась мелодия?

На что похожа музыка

Какую картину представили?

Это произведение написал уже известный вам композитор –П.И.Чайкрвский.

Слайд

- Посмотрите, оказывается музыка способна рисовать картины.

Картины, на которых изображена природа называются ПЕЙЗАЖЕМ. . В переводе с французского пейзаж означает “природа”, “местность

Слайд. Пейзаж «На севере диком»

Слайд.

-Обратите внимание на эту картину? Что вы видите? Является ли эта картина пейзажем? Почему? (анализ картины: краски, палитра, изображение снега)

Слайд

- «На севере диком» Эту картину написал известный художник И.И.Шишкин. Картина «На севере диком» написана И. И. Шишкиным в 1890 году по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна» Вообще у Шишкина мало «зимних» картин. Картина «На севере диком» - один из самых ярких примеров обращения художника к зимнему пейзажу. Мы видим, что суровый нрав севера пленяет художника своей красотой и силой. Используя богатую палитру оттенков, он мастерски передает и состояние зимнего безмолвия.



Какие средства использовал художник, чтобы показать красоту зимы? Какое стихотворение, с которым вы знакомы подойдёт к этому пейзажу? (На севере диком..) Чтобы передать чистоту зимнего леса, автор использовал преимущественно белый цвет. Можно сказать, что такой выбор не случаен, так как зима всех примирила, стерла всю грязь. Если бы не эта картина, некоторые люди никогда бы не узнали, как прекрасен зимний лес.


4. Литературный блок.

- На прошлом уроке мы начали знакомиться с творчеством русского поэта Ивана Захаровича Сурикова. Какое стихотворение вы читали дома? Какое самое яркое воспоминание из детства описал поэт? О каких чувствах он рассказывает читателю? Какие средства выразительности помогают их понять? (Эпитеты и сравнения)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Захаровича Сурикова. (с. )Прочитайте название стихотворения. Созвучно ли оно теме нашего урока?


4.1 Первичное чтение стих.подготовленными уч-ся.

4.2 Работа над содержанием.

- Какие чувства хотел предать нам поэт (радости, покоя, раздражения, неприязни)

- Какие слова помогают понять, что наступила зима? (1-4 строфа)

- Найдите в 1 строфе эпитет. (белый снег пушистый)

- Как вы понимаете слово «пеленою»? Можно ли сказать, что автор использовал сравнение? Докажите.

_ Найдите в 3 строфе сравнение.

- Ждал ли кто-нибудь наступления зимы? Кто? (Люди и природа)

- Найдите в тексте.

- Почему поэт называет сани-санишки?

- Зачем крестьянин укрыл избу соломой? Найдите в тексте.

- Какое чувство он испытывает от проделанной работы? (последняя строфа) Найдите в тексте.

- Какие эпитеты использовал поэт, чтобы показать, что зима бывает очень холодной? (Называет мороз злым и сердитым)

- Какая интонация соответствует содержанию этого стихотворения: спокойная, радостная, печальная, возмущённая)

Физкультминутка.

Зимняя зарядка.


А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем.

Справа-хлоп, слева- хлоп.

-Здравствуй, зима!

Ты хозяйке поклонись-ка:

- Здравствуй, зима!

Чтение стихотворения детьми.

Обобщение: какие средства выразительности использовал поэт, чтобы показать красоту зимней природы, что это время года ему нравится? (эпитеты и сравнения)


5. Блок изо.

Слайд –заставка.1. Физкультминутка. Что вам нравиться зимой.(исполнение песни с движениями)

Слайд.2.Работа с картинами. 4 шт.

Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. В каждом времени года есть свое очарование. Русские художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах, показывая ее холодный величавый покой.

Аркадий Пластов. Художник рисовал в основном сельские пейзажи, изображал мирный труд деревенских жителей. Цель его работ – показать естественную красоту мира. написана картина «Первый снег».

Художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает.

На картине Ивана Шишкина «Зима» мы видим зимний лес, который изображен так реалистично, что становится немного прохладно. Белые, заснеженные деревья пригнулись под тяжестью груза, а отдельные деревья даже упали, не выдержав такой роскошного снежного убранства. Снег укрыл весь лес прекрасным покрывалом, на котором играют редкие лучи солнца. Еще большее ощущение праздника возникает при взгляде на маленькую птичку, которая притаилась на одном из деревьев. Она напыжилась, старается согреться, но, все равно, рада наступлению такой удивительной поры. Картина оказалась настолько притягательной и живой, что захотелось пройтись по зимнему лесу, вдохнуть аромат свежести – и в полной мере ощутить на себе красоту живой природы.


Константин Коровин — выдающийся русский живописец, автор многочисленных пейзажей, портретов, натюрмортов, эскизов декораций для театра. Красивое сочетание серо-голубых и сиренево-серых тонов придает картине гармоничность и цельность. . К.А. Коровин “Зимой»

-Всмотритесь в картину Константина Коровина “ Зимой”. Посмотрите, как удачно передает художник образ русской природы в зимний период. Живопись здесь легка, прозрачна, изысканна и в то же время полна трепета жизни. Деревенская изба и стоящая поодаль лошадка, запряженная в сани. Кругом - белый снег, а вдали – очертания тающего леса. От строгой серебристо-серой гаммы цвета как бы исходит аромат зимнего воздуха. Полотно несет в себе тепло дома.

И.Э. Грабарь “ Февральская лазурь”


-А вот перед вами “Февральская лазурь”. Грабарь считал это произведение самым задушевным в своем творчестве. Природа у художника словно празднует какой-то небывалый праздник. Она искрится радужными красками, наполнена ощущением простора и света. Очень четко вырисовываются на фоне голубого неба белые стволы и ветви берез, образуя как бы легкое кружево, сплетенное зимой.


Николай Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог. . Главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется.

Слайд -обратите внимание на эти картины?

- одинаково ли художники изобразили это время года?

-Какие средства использовал художник, что бы подчеркнуть красоту зимы во всё разнообразии?

Что объединяет эти картины?

Кстати самым сложным для художника является изображение на картине белого снега.

Зимние краски это: сине-голубое небо, фиолетово-синие тени на ослепительно белом снегу. Видны очертания коричнево-желтых стволов и веток деревьев. Все это вызывает у нас приподнятое настроение, прилив сил, одним словом – радость жизни.

-Представьте себе, если бы в России не было зимы? Чего бы мы лишились?



Слайд-заставка. 3.Кабы не было зимы.

- А какой праздник зимой для вас самый любимый ?

Все ребята пишут свои пожелания деду морозу. Давайте и мы напишем ему письмо,,,

2 Слайда. 4. Письмо Деду Морозу.(обобщение)

Слайд.5. Снеговик. (доставка письма)


Итог урока. Спасибо за работу. (оценки)



Список использованной литературы


  • А. Алёхин Когда начинается художник», 2004

  • Литературное чтение 3 класс, УМК «Школа России»

  • Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

  • Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

  • Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

  • Ю Крылатов. Песни для детей. Сборник . 1997 год.

  • Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!