Декабрь,2006.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ и ЛИТЕРАТУРЕ
В 8 КЛАССЕ
НА ТЕМУ:
«Знаки препинания при однородных членах, соединенных сочинительными союзами, в произведениях И.А.Бунина»
ЦЕЛИ:
Закрепить знания о типах сочинительных союзов;
Закреплять навык постановки запятой в предложениях с однородными членами, соединенных сочинительными союзами;
Совершенствовать умения по составлению схем предложений с однородными членами;
Формировать умения различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом;
Развивать речь учащихся и пополнять их словарный запас;
Привить умение видеть красоту даже в повседневных явлениях на примере текста И.Бунина «Антоновские яблоки»;
Воспитать любовь к родной природе…
ОБОРУДОВАНИЕ:
опорная таблица «Сложные случаи постановки запятой при однородных членах предложения»,
толковый словарь Ожегова,
портрет И.А.Бунина,
яблоня с яблоками-союзами,
карточки с отрывком из текста «Антоновские яблоки»,
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы начали изучать конструкции предложений с однородными членами, соединенных сочинительными союзами. Посмотрите, как сегодня у нас разрослась яблоня, а на ней яблоки-союзы. Их нужно распределить по разрядам. Какие разряды соединительных союзов нам известны?
- Один человек у доски, а мы с вами проверяем домашнее задание. Что нужно было сделать в этом упражнении?
- На доске вы видите ряд схем: нужно определить, какая схема подходит к каждому из предложений домашнего упражнения.
Проверка домашнего задания.
- Итак, однородные члены предложения могут быть связаны сочинительными союзами. На какие разряды делятся они? Давайте еще раз вспомним союзы по разрядам. Верно ли расположил наши яблоки… ?
- Влияет ли разряд союза на постановку запятой в предложении при однородных членах?
Когда же запятая при однородных членах предложения ставится всегда?
Когда запятая не ставится?
В своем ответе опирайтесь на таблицу.
3. Закрепление материала.
- Работу в классе мы начнем со словарной работы. В домашнем упражнении вам встретились два новых словарных слова: артиллерия и кавалерия.
Чтобы орфографически правильно писать слова необходимо понимать, какое явление эти слова отражают.
(подготовленные дети объясняют лексическое значение каждого из слов, работа над многозначностью слова артиллерия)
- Ребята, а к какому склонению относятся эти слова? В чем особенность их склонения? Давайте вспомним эту особенность (склонение слов по вариантам).
Особенность в том, что в Д., П. падежах имеют окончание –и.
- М.В. Ломоносов говорил: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются и так подобны они гвоздю и клею…»
- На сегодняшнем уроке мы продолжаем говорить о постановке запятой в предложениях с однородными членами, соединенных сочинительными союзами.
Обратите внимание на доску.
- Перед вами четверостишие:
Стекля…ый, ре…кий и ядреный,
С веселым ш…рохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые.
Работа с четверостишием:
- простое предложение или сложное?
- чем осложнено 1-е предложение? (однородные члены предложения «стеклянные, редкий и ядреный», составление схемы однородных членов предложения; обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)
- чем осложнено 2-е предложение? (обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом)
- почему перед союзом и в первом случае запятая не ставиться, а во втором – ставиться? (если союз соединяет простые предложения в составе сложного, то запятая ставиться, а если одиночный союз соединяет однородные члены предложения, то нет: )
Давайте рассмотрим средства художественной изобразительности (эпитеты: «стеклянный, редкий и ядреный дождь»; метафоры и олицетворения: «промчался дождь, с веселым шорохом спеша», «лес затих, прохладою дыша»).
- Действительно, поэт очень ярко и метко передал явление природы. Это четверостишие принадлежит известному русскому писателю и поэту Ивану Алексеевичу Бунину (портрет), о котором М.Горький сказал: «Прекрасный знаток души каждого слова»
Иван Алексеевич видит счастье в жизни, в том, что мы так часто не ценим. Счастье – это жить и видеть огромное небо, траву в росе, ощущать свежесть осенних и зимних лесов.
Одно из ярких его произведений – рассказ «Антоновские яблоки», отрывок из которого лежит у вас на парте (не зря и на доске у нас растет яблоня с антоновскими яблоками).
Самостоятельная работа над текстом в парах.
(1вариант списыет все четные предложения, вставляя запятые, 2 вариант списыет все нечетные предложения, вставляя запятые; составляют схемы предложений с однородными членами друг у друга)
ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА И.А.БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ»
1)Сад у тетки славился своею запущенностью соловьями горлинками и яблоками…2)Помню раннее свежее тихое утро… 3)Прохладную тишину нарушает только квохтанье дроздов в чаще сада голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок… 4)Помню большой весь золотой подсохший и поредевший сад. 5) Помню кленовые аллеи тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет… 6)Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно.
Темнеет, однако в темноте сада – сказочная картина: 7) пламя от костра то ли играет то ли зажигает тени по всей аллее… 8)К ночи в саду становилось холодно и росисто ветрено и свежо.
Проверка с объяснением попарно.
4. Итог урока:
- Итак, когда запятая в предложении с однородными членами, соединенных сочинительными союзами, ставиться? В каком случае запятая при однородных членах, соединенных сочинительными союзами, не ставиться?
Если останется время провести проверочный тест на карточках (все предложения взяты из произведений И.А.Бунина)
1 вариант
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
Подчеркните однородные члены предложения, расставьте пропущенные запятые, определите схему каждого предложения
В горячем свете весело и сухо
Блестит листвой под окнами сирень.
(И.А.Бунин)
Кидал нас ветер резкий и упорный
Пустынный и привольный…
(И.А.Бунин)
А между кленами синеют
То там то здесь в листве сквозной
Просветы в небо….
(И.А.Бунин)
И бор и терем опустелый
И крыши тихих деревень
И небеса и без границы
В них уходящие поля!..
(И.А.Бунин)
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону.
(Н.Заболоцкий)
2 вариант
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
Подчеркните однородные члены предложения, расставьте пропущенные запятые, определите схему каждого предложения
Как будут рады соболя
И горностаи и куницы…
(И.А.Бунин)
И ни полям ни морю нет конца…
(И.А.Бунин)
Лес пахнет дубом и сосной…
(И.А.Бунин)
Иль солнечны лучи блестят
Иль тучных гор верхи горят…
(М.В.Ломоносов)
5.И цветы и шмели и трава и колосья
И лазурь и полуденный зной…
(И.А.Бунин)
Домашнее задание.
- Хотелось бы, чтобы вы познакомились с произведением И.А.Бунина «Антоновские яблоки» в полном объеме. Поэтому дома вы читаете этот рассказ и выписываете из него 10 предложений с однородными членами, составляете к ним схемы.
- Урок окончен, можете быть свободны.