Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 4 классе
Учитель: Можнова Ю.А.
УМК: "Школа России"
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи.
Углубить знания учащихся о данной части речи.
Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Развивающие:
Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.
Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся любовь к родному языку
.
Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.
Форма организации учебной деятельности: групповая Оборудование: толковые словари, карточки для учащихся с заданиями, презентация, музыка "Лебединая верность".
ХОД УРОКА I. Орг.момент.
II. Чистописание. Формулирование темы урока.
- Внимательно прослушайте мои утверждения.
( если согласны с моим утверждением – пишем петельку вниз ;
если не согласны пишем петельку вверх ).
- Эта разминка поможет нам сформулировать тему урока.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Имя прилагательное изменяется по числам и падежам.
Имя прилагательное могут употребляться в полной и краткой формах..
Во множественном числе имя прилагательное изменяется по родам.
По падежу имени существительного можно определить падеж имени прилагательного.
Род имени прилагательного зависит от рода глагола.
Проверка: (Слайд)
- Пропишите до конца строки по образцу. А я пока включу вам мелодию.
("Лебединая верность")
- Кто отгадал тему урока?
Рассмотрите таблицу "Я знаю, я умею, я могу".
Заполните столбец "на начало урока", поставив себе 0-3 баллов. Приложение 1
3- отлично знаю, умею, могу
2 - хорошо знаю, умею, могу
1- плохо знаю, умею, могу
0 -не знаю, не умею, не могу
№ | Я знаю, я умею, я могу. | на начало урока | на конец урока |
1 | Я знаю, что такое имена прилагательные. | | |
2 | Я могу находить прилагательные в предложении. | | |
3 | Я знаю, что имена прилагательные бывают полные и краткие. | | |
4 | Я умею находить существительное, с которым связано прилагательное | | |
5 | Я умею определять число и род прилагательного.. | | |
6. | Я умею определять падеж прилагательного. | | |
7. | Я умею писать правильно безударные падежные окончания прилагательных. | | |
| Количество баллов: | | |
Отложите пока эту таблицу в сторону. Мы к ней вернёмся в конце урока.
- Мелодия какой песни прозвучала?
- На каком уроке мы с ней знакомились? При чтении какого произведения ?
Сегодня рассказ "Приёмыш" будет помогать нам на уроке русского языка.
III. Обобщение материала.
1) -Кто является главными героями рассказа "Приёмыш"?
(Соболько, Лебедь ,Тарас).
-Вспомним немного о лебедях.
(Работа по уровням сложности в парах.) Приложение 2.
1 группа- вставить из слов для справок нужные слова в рассказ.
2 группа- вставить имена прилагательные, подходящие по смыслу.
3 группа- составить текст- описание по фотографии.
- Зачитайте, что у вас получилось. Похожи тексты? Какая часть речи помогла нам сделать описание лебедя более выразительным, точным? Какую же роль играют имена прилагательные в речи?
2) -Запишите предложение Белый лебедь спокойно плывёт между зелёных камышей. Выполните синтаксический разбор. Сделайте морфологический разбор прилагательного белый.
3) ФИЗМИНУТКА. На столах у вас карточки со словосочетанием. Прикрепите к доске по родам. Эксперты проверяют (трое детей, у которых не было карточек) . Эксперты должны дописать пропущенные окончания. Определить падеж прилагательных. Приложение 3
4) - Дома вы должны были выписать эпитеты из текста, относящиеся к главным героям.
-Что такое эпитеты? Какой частью речи чаще выражены? Зачитайте.
-Какую часть речи использовали?
5) На партах у вас карточки с именами прилагательными, с помощью которых можно составить характеристику главных героев. Разложите их в три столбика. (Работа в парах) Приложение 4
Соболько - ласковый (грубый), умный (глупый), добрый (злой), преданный, благодарный, бескорыстный.
Лебедь -птица умная, гордая, царская, учёная, особенная, божья, хорошая .
Тарас - чуткий, умный, добрый, искренний, милосердный, отзывчивый (равнодушный).
-Какие слова вы никуда не отнесли? (Глупый, грубый, злой, равнодушный .Запишите их в столбик в тетрадь. Замените их антонимами. Что такое антонимы?
5) - Образуйте краткую форму от некоторых полных прилагательных (устно)
7) Работа по вариантам. Двое у доски.
1 вариант -поставить в форму Р.п., Т.п., П.п. словосочетание "гордая птица". Окончания прилагательных выделить.
2 вариант - чуткий Тарас
- Какого рода имена прилагательные? Как определяли род? Как проверяли безударные окончания прилагательных?
IV. Домашнее задание. Выписать из текста "Приёмыш" 10 словосочетаний сущ.+прил. определить род и падеж прилагательных.
V. Итог
-Что узнали на уроках об именах прилагательных?
VI.Рефлексия.
Вернитесь к листочкам и поставьте баллы на конец урока. Сравните баллы. Что изменилось?