Интегрированный урок русского языка и географии «Заимствованные фразеологизмы» или «Терра инкогнита»
Цель урока: актуализация знаний о фразеологических оборотах.
Задачи:
1) знакомство с новыми фразеологизмами, историей их возникновения и особенностями употребления;
2) актуализация знаний по географии;
3) формирование метапредметных умений.
Наглядность:
Рисунки с изображением флагов разных стран
Распечатанные слайды, на которых дается толкование фразеологизмов
Ход урока.
-Здравствуйте, ребята, сегодня у нас с вами пройдет интегрированный урок русского языка и географии.
Сегодня мы познакомимся с Фразеологизмами, которые были заимствованы в русский язык из других языков, узнаем их значение и из какой страны они пришли. Некоторыми из них вы пользуетесь в своей речи, а с некоторыми познакомитесь впервые.
В конце урока каждый их вас выскажет свое мнение, почему сегодня на уроке объединились два предмета. (этот вопрос записан на доске, к нему возвращаемся в конце урока)
Ребята, что такое фразеологические обороты? И для чего их употребляют в речи? (это устойчивые сочетания слов, употребляются для украшения речи)
Урок наш называется «Терра инкогнита», кто знает значение этого крылатого выражения? Тогда посмотрим презентацию! Слайд №3. Наш урок назван «Неизвестная земля», потому что сегодня мы отправимся по разным странам, название которых вам необходимо будет угадать по приметам. Затем мы разберем фразеологизмы, относящиеся к этим странам, и узнаем их значение, проведя творческий эксперимент.
Итак, Фразеологизм, о котором сейчас пойдет речь, заимствован из иностранного языка, но так вошел в нашу разговорную речь, что многие люди считают его исконно русским. Отгадаем страну, из которой пришел этот фразеологизм?
Слова учителя(читает):
Карта Турции в презентации Слайд 5
Эта страна расположена в восточном полушарии. Её площадь составляет 779 452 км². Часть территории расположена в Азии и 3 % — в Европе. Она находится на перекрёстке важных путей, с древности соединяющих Европу с Азией, черноморские страны и народы — со средиземноморскими.
Она граничит на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном и Ираном;
на юге — с Ираком и Сирией;
на западе — с Грецией и Болгарией.
Страну омывают четыре моря: Чёрное, Средиземное, Эгейское и Мраморное.
Полезные ископаемые Слайд №6
На территории насчитывается более 100 видов полезных ископаемых. Страна располагает многими видами рудного, горно-химического, топливно-энергетического сырья. В первую очередь следует назвать хромовые, вольфрамовые, медные руды, бораты, мрамор, каменный уголь и др. На долю этой страны приходится 25 % общемирового запаса ртути.
Страна преимущественно горная, потому климат носит в среднем горный характер и черты континентального. Лето во внутренних континентальных районах повсеместно жаркое и засушливое, зимы снежные и холодные.
Средняя температура зимой (в январе) составляет примерно +5 °C, летом (в июле) — около +23 °C. Осадков выпадает до 1000—2500 мм в год. Летом среднесуточная температура может превысить 30 и (изредка) 35 °C, а жара может превысить +40 °C, но это бывает сравнительно редко на южном побережье.
Флаг Слайд №7.
-Что это за страна, кто догадался? Хорошо, есть еще приметы этой страны. Она известна своими банями, которые называются хамам, и сладостями такими как: щербет, пахлава, рахат – лукум. Многие покупают одежду, произведенную в этой стране. Это Турция.
- фразеологизмы со словом, заимствованным из турецкого языка такие: аршин проглотить, мерить на свой аршин. Что они означают?
Посмотрим презентацию Слайд №9.
Проведем эксперимент, чтобы понять значение этого фр-зма: мне нужен один человек. Вот тебе деревянная линейка. У нас выражение «как аршин проглотил», значит, тебе нужно будет показать человека, который якобы проглотил эту линейку. Каким он стал, какие качества этого человека будут указаны во фр-зме?
Презентация Слайд №11.
2.
Следующая страна, в которую мы отправимся за фразеологизмом, такая:
Презентация Слайд №12. Слово учителя:
Название страны происходит от староскандинавского Svea и Rige — «государство свеев». Столица — Стокгольм.
По площади (449 964 км²) занимает пятое место среди стран Европы.
Это государство в Северной Европе, расположенное в восточной и южной части Скандинавского полуострова. На западе граничит с Норвегией , на северо-востоке — с Финляндией, а с востока и юга её омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива.
Несмотря на расположение в северных широтах, это страна умеренного климата. Зимы здесь более холодные, а лето непродолжительное. Средняя температура января составляет примерно −14 °C, а в некоторых районах до −16 °C.
В северных частях преобладают таёжные леса (сосна, ель, берёза, осина), южнее — смешанные хвойно-широколиственные, на крайнем юге — широколиственные (дуб, бук). В северных горных районах доминирует субарктический климат. Часть страны расположена за северным полярным кругом, где солнце не заходит ночью в летнее время, а зимой наступает полярная ночь. Воды Балтийского моря и Ботнического залива ещё более смягчают климат в восточных частях.
Для этой страны характерны холмистые моренные ландшафты, подзолистые почвы, которые отличаются сильной каменистостью, малой мощностью, преобладанием песчаных и щебнистых разностей, повышенной кислотностью, а также хвойные леса. Большая часть страны покрыта лесами (53 %).
Добывающая промышленность представлена добычей и обогащением железной руды , меди, свинца, цинка и сульфидных руд. Ведётся также добыча урана, пирита, золота, серебра, вольфрама,мышьяка, полевого шпата, графита, известняка, кварца, серы, руд марганца, редких элементов и флюорита, а также минералов. Сырьевой потенциал Швеции достаточно велик, он, практически, полностью обеспечивает собственное производство основными видами сырья, а также — его экспорт, но очень многие месторождения трудны для освоения.
Млекопитающие не очень разнообразны (около 70 видов), однако их много. На севере в Лапландии можно увидеть стада северных оленей. В лесах водятся лоси, косули, белки, зайцы, лисицы, куницы, в северной тайге — рыси, росомахи, бурые медведи. Птиц насчитывают около 340 видов: по берегам морей и озёр гнездятся утки, гуси, лебеди, чайки, крачки и другие птицы. В реках обитают около 160 видов рыб: лосось, форель, окунь, на севере — хариус.
Флаг, герб слайды №14 и 15
- Что это за страна?
Фразеологизм, который связан с этой страной, уходит корнями во времена Петра Первого. Рассказ о фразеологизме крепкий орешек. Презентация Слайд №16.
Проведем Эксперимент: мне снова нужен один ученик. Перед тобою чаша с орехами, тебе необходимо извлечь из него сердцевину. ( с помощью молотка). Ребята, легко ли разбить орех? Значит, что обозначает выражение крепкий орешек?
Презентация Слайд №18.
3) «Устами младенца» представляем выражения белены объесться, делать из мухи слона, зарубить на носу.
А сейчас мы прервемся на минутку от стран и посмотрим видео с участием ребят начальной школы. Послушайте и догадайтесь, о каких фр-мах они говорят?
Показ фильма.
4) Переносимся в высокогорную страну в Альпах.
Презентация Слайд №19. Слово учителя:
Латинское название— Confoederatio Helvetica. Граничит на севере с Германией, на юге — с Италией, на западе — с Францией, на востоке — с Австрией и Лихтенштейном.
Официальными языками являются: немецкий, французский, итальянский и частично ретороманский.
Это страна без выхода к морю.
В этой стране находится 6 % запасов пресной воды Европы. Самые крупные реки — Рона, Рейн, Лиммат, Аре. Она богата и знаменита своими озёрами, наиболее привлекательные из них—Женевское (582,4 км²), Фирвальдштетское (113,8 км²), Тунское (48,4 км²) на юге, Цюрихское (88,4 км²) на востоке, Бильское (40 км²) и Невшательское (217,9 км²) на севере.
Около 25 % территории покрыто лесами — не только в горах, но и в долинах, и на некоторых плоскогорьях. Древесина является важным сырьём и источником топлива.
Здесь практически отсутствуют полезные ископаемые. Есть лишь небольшие запасы угля, залежи железных руд, мелкие месторождения графита и талька. Имеется сырьё для строительной промышленности: песок, глина, камень. 11,5 % энергии произведено при помощи водных ресурсов. 55 % потребляемой электроэнергии — за счёт гидроэлектростанций.
Преобладает континентальный климат, типичный для Центральной Европы, со значительными колебаниями в зависимости от высоты над уровнем моря. На Западе страны велико влияние Атлантического океана, по мере продвижения на восток и в южных горных районах климат приобретает черты континентального. Зимы холодные, на плато и в долинах температура достигает нуля, а в горных районах −10 °C и ниже. Средняя температура летом в низинах — +18-20 °C, несколько ниже в горах. В Женеве средние температуры июля около 19 °C, января примерно 3 °C. За год выпадает около 850 мм осадков. Сильные северные и южные ветры.
Годовой уровень осадков в Цюрихе на плато составляет 1000 мм, а в Зенте — более 2000 мм. Особым качеством восточных Альп является то, что около 65 % количества годовых осадков выпадает в виде снега. Нередко даже в мае-июне, на высоте больше 1500 м выпадают осадки в виде снежной крупы. Некоторые районы постоянно находятся под слоем льда.
Климат и пейзаж варьируются в различных областях Швейцарии. Как в Арктике, в Швейцарии можно обнаружить мхи и лишайники, а также пальмы и мимозы, характерные для побережья Средиземного моря.
Большая часть страны расположена на территории Альп. На юге находятся Пеннинские Альпы (высота до 4634 м — пик Дюфур, высшая точка Швейцарии), Лепонтинские Альпы, Ретийские Альпы и массив Бернина.
Глубокими продольными долинами Верхней Роны и Переднего Рейна Пеннинские и Лепонтинские Альпы отделены от Бернских Альп (гора Финстераархорн, высота 4274 м) и Гларнских Альп, образующих систему хребтов, вытянутых с юго-запада на северо-восток через всю страну. Преобладают островерхие хребты, сложенные преимущественно кристаллическими породами и сильно расчленённые эрозией. Основные перевалы (Большой Сен-Бернар, Симплон,Сен-Готард, Бернина) расположены выше 2000 метров над уровнем моря.
Для ландшафта горной Швейцарии характерно большое количество ледников и ледниковых форм рельефа, общая площадь оледенения — 1950 км². Всего в Швейцарии насчитывается примерно 140 крупных долинных ледников (Алечский ледник и другие), есть также каровые и висячие ледники.
Герб, флаг слайды №21-22
- Что это за страна? Подсказки: международные банки, часы и горнолыжные курорты.
Это Швейцария.
Фразеологизм, пришедший из этой страны, мы узнаем, когда проведем эксперимент. Мне снова нужен один ученик, желательно мальчик. На доске ты видишь мишень, у тебя три попытки, чтобы попасть в центр. Итак, что сейчас сделал …? Правильно, попал в яблочко. Что означает этот фр-зм, когда мы его употребляем?
Посмотрим презентацию о происхождении этого ф. Слайд №24.
5) ДАЛЕЕ МЫ ОТПРАВИМСЯ в теплую страну.
Презентация Слайд №25. Слово учителя:
Это государство в Южной Европе, раньше его называли Эллада.. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км².
Столица — город Афины.
Расположена на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается Эгейским и Фракийским морями на востоке, Ионическим на западе, на юге — Средиземным и Критским морями. Имеет сухопутную границу с Албанией, Республикой Македонией и Болгарией, на северо-востоке и востоке — с Турцией.
Это страна —родина демократии и западной философии, основных принципов физико-математических наук, театра и современных Олимпийских игр. Богатое культурное наследие и географическое положение делают ее одной из самых посещаемых стран мира].
Горные массивы занимают почти четверть поверхности территории страны. Это преимущественно средневысотные горы (до 1200—1800 м). Высшая точка этой страны — гора Олимп (2917 м). Там бывают сильные землетрясения.
На территории этой страны сохранилось не так много видов диких животных, популяции их невелики. Это связано с многотысячелетней историей этой страны — более 8000 лет люди активно истребляли животных и растения на территории Греции. Типичны здесь небольшие животные: зайцы, барсуки, дикобразы и различные виды мышей.
Из крупных млекопитающих наиболее распространены бурый медведь, шакал, лисица, рысь и дикий кабан. Множество видов животных занесено в Красную книгу, среди них морская черепаха каретта и тюлень-монах.
Многочисленны пресмыкающиеся змеи и ящерицы.
Среди птиц чаще всего можно увидеть диких уток, зимородков и куропаток, а также хищников — сов, орлов и коршунов.
В прибрежных территориях водится много чаек, а в водах огромное разнообразие моллюсков и рыб, хотя запасы последних значительно сократились в последнее время.
На территории распространены кипарисы и платаны. Возраст некоторых достигает нескольких тысяч лет. Очень распространена олива — одно из ценнейших деревьев Греции и всего Средиземноморья.
-Какая это страна? Правильно, Греция. А фразеологизм такой: Ни та йоту.
Ребята, Какие ассоциации возникают у вас со словом ЙОТА? Это слово записано на доске, сейчас каждый из вас по очереди выйдет к доске и запишет те мысли, которые возникают при этом слове. Что такое йота?
Давайте узнаем из презентации Слайд №29.
Проведем эксперимент. Мне нужен как обычно один человек. Я буду диктовать слова, а ты записывай их в столбик. Мой, свой, твой. А теперь запиши эти слова через дефис без йоты. Изменились они или нет? Какое значение имеет фр. Ни на йоту?
Презентация Слайд №31.
Учитель: вот как важна буква – поменяешь ее, и смысл высказывания нарушится. Будьте внимательны к буквам, к словам, к своей речи. Совершенствуйте ее. Использование фразеологизмов сделает вашу речь более яркой, образной, выразительной.
Закрепление Слайд №32
А) Соедини фразеологизм со страной, в которой он родился.
Попал в яблочко Греция
Аршин проглотить Швеция
Крепкий орешек Турция
Ни на йоту Швейцария
Б) Дайте правильное толкование данных фразеологизмов.
В) Покажите на карте, где расположены страны, о которых шла речь на уроке.
Подведение итогов, рефлексия.
Почему на сегодняшнем уроке соединились два предмета – русский язык и география? (В русском языке много заимствованных фразеологизмов, они связаны с историей, бытом той страны, откуда пришли).
Заполните оценочные листочки.
Я знаю… | Мне нужно повторить… |
| |
| |
| |
| |
| |