Интегрированный
урок – путешествие по математике
и литературному чтению.
Путешествие по сказкам на тему «Закрепление устных и письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100»
(по программе «Школа России»
2 класс)
Тема урока: Закрепление устных и письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100.
Вид урока: интегрированный.
Тип урока: урок-путешествие.
Цель: Систематизировать знания учащихся по чтению, математике. Создание условий для формирования умения планировать учебное сотрудничество через формирование умений решать задачи, уравнения, числовые выражения, задачи на смекалку.
Задачи:
1. Закрепить знания таблицы сложения и вычитания, знание сказок. Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания двузначных чисел и умение сравнивать числа в пределах 100
2. Формировать умение решать задачи изученных видов.
3.Развивать навыки счета, смекалку, сообразительность, внимание и наблюдательность, речь и воображение, технику чтения.
4. Способствовать развитию самостоятельности мышления.
5. Воспитывать культуру общения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: понимать суть арифметических действий; геометрические фигуры; решать задачи изученных видов.
Метапредметные:
Познавательные: формулировать познавательную цель; выделять необходимую информацию; логически рассуждать; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять самостоятельность, личную ответственность; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; стремиться развивать внимание, память, логическое мышление, овладеть навыками сотрудничества со сверстниками и со взрослыми.
Оборудование: ноутбук, презентация, волшебные палочки, карточки, фишки, рисунок замка, карточки – ключи, картинка печки и Емели, поленья с заданиями, кочки с заданиями, рисунки с изображением царевны Несмеяны, Бабы Яги, слезинки с заданиями, геометрический материал.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Урок я хочу начать словами китайской мудрости (запись на доске)
Я слышу – и забываю, Слайд № 1
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
-Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
II. Актуализация знаний.
- Этот школьный предмет, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука -
Это математика! – (все отвечают)
- Итак, у нас урок математики. Но урок необычный. Мы отправляемся с вами в
путешествие. Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия, которые мы должны преодолеть.
- Все готовы к путешествию? ( ДА)
- А куда отправимся, вы сейчас определите сами, расставив числа в порядке
возрастания.
Слайд №2
54 21 76 32 65 43 З С А К К А |
- Время приближается. Сказка начинается.
Слайд №3, 4
Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.
-Откуда у сказок такая власть над временем?
-А какие волшебные предметы нам помогают в сказках передвигаться? (клубочек, ковёр-самолёт, волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы)
-Так вот, сегодня нам пригодится один волшебный предмет, который уже находится у вас на партах – это волшебная палочка.
- Возьмите волшебные палочки (это карандаши, обёрнутые втайне от детей фольгой), скажите волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс!»
Слайд № 5
Ребус
-Не открываются наши ворота.
-Какое слово зашифровано тот преградил нам дорогу? Ответ: Сторож
-Как в сказке называют сторожей? (Стражник)
-Какое число спрятано в ребусе? (100)
- Сколько единиц в числе 100. Сколько десятков?
-А на уроке литературного чтения мы решаем примеры?
-Так как вы думаете, какие предметы соединятся на нашем уроке? (чтение математика)
-Там чем же мы будем с вами заниматься на уроке? (путешествовать по сказкам и считать в пределах 100).
-Молодцы ребят. Давайте с вами еще раз попробуем, произнесем волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс!» (звучит музыка, открывается « сказочное королевство».
Картинка. Сказочное королевство. Слайд №6
III Устный счет
- Мы отправляемся в сказку. А в какую сказку мы попадём, вы узнаете, если откроете замок на сказочном королевстве. (На доске замок и ключи с примерами).
- Давайте подберём подходящий ключ. Шифр замка –13 .
Итак, быстрее за счёт.
(Дети считают устно.)
2×4 45+ 9 60-47 2×6 100-86
- Ключ мы подобрали.
Открыли замок. В какую сказку попали? Картинка
(На доске Емеля и печка.) Слайд № 7
- Да, мы попали в сказку «По щучьему велению».
Слайд №3.
-Кто автор этой сказки? (Она народная)
-Кто главный герой сказки?
- На чём путешествовал Емеля?
- Мы тоже будем путешествовать на печке. Слайд № 8
- Чтобы печка задымилась, загорелся в ней огонь, что нужно сделать?
- Правильно, давайте затопим печь, а для этого нарубим дрова.
(Поленья с задачами.)
- На каждом полене задача и её нужно решить.
Слайд №9
Дядя Фёдор написал папе с мамой 25 писем, а в Простоквашино – на 8 писем больше. Сколько писем написал дядя Фёдор в Простоквашино? (33)
Слайд №10
Курочка Ряба, за год снесла 60 простых яиц, а золотых – на 6 яиц
меньше. Сколько золотых яиц снесла Курочка Ряба? (54)
Слайд №11
Старик рыбачил у синего моря 33 года и за это время поймал 1 золотую
рыбку. Сколько лет ему надо рыбачить, чтобы поймать 3 золотые рыбки? (99)
(Я читаю, дети решают)
IV Работа над повторением материала.
- Итак, мы растопили печь, теперь отправляемся в путь, в царство царевны
Несмеяны. (На доске Царевна Несмеяна)
- Ой, кто это там?
Горб, лохмотья, нос крючком,
Мчится в ступе с помелом
Над дремучими лесами
В избу с курьими ногами.
Там одна живет века
Злая, вредная…(Баба Яга) …. Картина (Баба Яга)
- Баба Яга махнула метлой,
Кочки вдруг появились кругом.
- Она не дает нам проехать, повсюду сделала большие кочки. Чтобы
проехать, нам нужно записать числовые выражения и найти их значение.
Математический диктант (на листочках)
Первый множитель 2, второй множитель 4, найдите произведение. (8) (О)
Найдите разность чисел 68 и 14 (54) (Е)
Найдите сумму чисел 40 и 32 (72)(Й)
Уменьшаемое 82 вычитаемое 32, найдите разность. (50)(Щ)
Увеличьте число 2 в 3 раза. (6)(К)
(Дети работают самостоятельно.)
-Как вы думаете, здесь просто набор букв? Какое слово зашифровано? Из 1 задания возле числа напишите букву.
Расположите данные числа в порядке убывания. Прочитайте, что получилось?
Слайд № 12 (Кощей)
-В какой сказке встречается Кощей Бессмертный? Как можно охарактеризовать героя?
- Как победить Кощея? (Найти сундук) Слайд№13
- Вот стоят три сундука около избушки и в одном из них яйцо. В каком? В одном хранится золото, в другом – серебро и ещё в одном –яйцо . Отгадайте, в каком сундуке яйцо, если во втором – серебро, а в первом – не золото. (Ответ 1)
V ФИЗМИНУТКА
Физкультминутка.
Веселая
игровая минутка «Как живешь».
На каждый вопрос вы дружно отвечаете хором: «Вот так!» и показываете нужное действие жестом. Играем в быстром темпе.
Как живешь?
А плывешь?
Вдаль глядишь?
Ночью спишь?
А идешь?
Машешь вслед?
Как шалишь? А сидишь?
-Ребята, но не отпускает нас Баба Яга, просит задачку помочь ей решить.
Геометрическая задача (На листе у детей изображение избы и участка.)
Хочу свою избушку обнести высоким забором, чтобы не бояться больше Кощея. Длина моей избушки 3м, а ширина 4м. Какой длины забор мне нужен?
3м+4м+3м+4м=14м
-Какая эта задача? (геометрическая)
-Что мы будем с вами находить? (Периметр)
- Как можно найти периметр с помощью умножения?
- Для того чтобы, избушка повернулась к нам передом, а к лесу задом, нужно узнать: из каких геометрических фигур состоит изба Бабы – Яги?
-Сколько прямоугольников?
-Сколько треугольников?
-Сколько кругов?
- Сколько четырехугольников, не считая квадрата и прямоугольника?
-Покажите!
Молодцы, вы очень внимательны!
IV. Парная работа.
- Вот мы и к царству уже подошли,
Но Несмеяну никак не нашли.
Наплакала речку,
Наплакала море
Давайте поможем царскому горю.
-Какую работу нужно выполнить? (решить примеры)
- Чтобы Несмеяна больше никогда не плакала – решим примеры, записанные
на слезинках, они у вас на листочках.
- Сделайте проверку поменяйтесь листочками. Оцените работу.
Слайд№14
VII Итог урока.
- Ребята мы попали в замок царевны Несмеяны? (нет) Слайд№15
- Благодаря вашим стараниям у нас получилась сказка с добрым, веселым концом. Мы повторили и закрепили знания и навыки работы:
- Какие навыки мы закрепляли на уроке? ( решали задачи, примеры…)
-И ещё раз убедились, что математика - интересная наука.
-Как вы можете охарактеризовать вашу работу на уроке?
V. Домашняя работа. Слайд№16
- Царевна Несмеяна и Емеля были очень рады встретиться с вами.
- Большое спасибо всем вам, ребята. Все так решали, все отвечали
Сколько препятствий смогли вы пройти.
- Емеля и Несмеяна приготовили для вас сказочное домашнее задание
«Волшебная сказка».
С+5
77-с
а+с
а = 48, с = 12
17 - зеленый
65 - оранжевый
4 - желтый
60 - голубой
58 - красный
Разукрасьте детали по цвету. Выложите получившуюся картинку снизу вверх в таком порядке (красный, голубой, желтый, оранжевый, зеленый). И вы узнаете, из какой сказки этот предмет. («Муха – Цокотуха»)
VI. Рефлексия
- Ребята, у вас на столе лежит цветочек.
-Как вы думаете, в какой сказке встречается такое диво? (Аленький цветочек)
«Только аленький цветочек
Чтоб красивее его
Не было на белом свете…»
-Если вам интересно было на уроке, и вы справились со всеми заданиями, то
раскрасьте цветок красным карандашом;
-Если урок понравился, но у вас что-то не получилось, раскрасьте цветок
синим;
-Если ничего не понравилось, плохо справлялись с заданиями – жёлтым.
- На этом сказке конец, а кто слушал, работал, тот молодец. Спасибо, ребята, за хорошую работу.