Тема урока: «Великая Отечественная война в цифрах и расчетах».
Цель урока: Развитие познавательных способностей у студентов на уроках математики и истории. Повышение интереса к наукам. Воспитание патриотизма и сознание студентов посредством осуществления межпредметных связей, формировать уважение к историческому прошлому, духовно-нравственному развитию личности и любви к Родине.
Задачи урока:
Обучающие:
Систематизировать, расширить и углубить знания, умения и навыки студентов, связанные с решением исторических и логических задач.
Повторение и закрепление изученных тем колледжа и школьного курса.
Закрепить построение фигур на координатной прямой с помощью точек.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса к математике и истории нашей страны;
Развитие логического мышления;
Активизация внимания студентов на основные исторические даты ВОВ;
Формирование потребности приобретения знаний.
Расширение кругозора студентов.
Воспитывающие:
Воспитание дружеских отношений в коллективе, положительной мотивации к изучению математики и истории, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности.
Воспитание любви к родной стране, её истории.
Актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый студент.
Тип урока: урок обобщения.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, коллективная.
Целевая аудитория: 1 курс.
Оборудование: ПК, экран, проектор; географические карты, презентация, тесты, раздаточный материал.
Ожидаемые результаты: активизация интереса студентов к истории страны и родного края.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель истории:
Сегодня наш урок пройдет в нестандартной форме. Тема нашего урока «Великая отечественная война в цифрах и расчетах». Сегодня на уроке мы с вами должны обобщить все те знания, которые вы получили на уроках истории и математики в программе школьного курса и у нас в колледже. Сделать математические расчеты на основе исторических данных. И сейчас мы повторить и обобщить весь материал.
Учитель математики:
Урок я хочу начать притчей “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь» Но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», – ответил юноша. Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь, -сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…»Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
Итак, мы начинаем.
- я желаю всем свои силы удвоить;
- объем знаний возвести в третью степень;
- пусть ваши возможности будут равновелики вашим пожеланиям;
- плохое настроение умножьте на 0.
Нас ждет большая и серьезная работа.
Учитель истории:
Чтоб не пылать земному шару снова,
Солдатской крови пролито сполна.
Чтоб помнил враг урок войны суровой!
Фронтовики, наденьте ордена!
Прошло 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор нашу память тревожит прошлое. Горькое прошлое. Героическое прошлое. НА ФРОНТАХ Великой Отечественной войны наш народ показал образцы бесстрашия и боевой отваги.
2. Устный счет
Начало второй мировой войны?
Каковы первые действия Германии?
Каковы действия Франции и Англии?
Взаимоотношение Германии и СССР на кануне ВОВ?
Каково положение СССР на кануне второй мировой войны (действия)?
Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?
План Гитлера был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром вооруженных сил СССР в кратчайшее время.
Учитель математики: Какое название имел план Гитлера? Для этого вы должны выполнить математические задания и заполнить буквами прямоугольник. Каждой букве соответствует определённое число или математическое выражение. На данную работу вам дается 5 минут.
Решить уравнение:
Вычислить:
Решить уравнение:
Решить уравнение:
Вычислить:
Решить уравнение:
Решить уравнение:
Решить уравнение:
Решить уравнение:
Вычислить:
А | 6 | Р | |
Б | -1 | С | -4 |
В | -3 | Т | 9 |
Г | | У | |
Д | 15 | Ф | -7 |
Е | 3 | Х | 13 |
Ё | 0 | Ц | |
Ж | 15 | Ч | 16 |
З | -5 | Ш | нет решения |
И | 1 | Щ | |
Й | | Ъ | 25 |
К | -2 | Ы | -9 |
Л | 10 | Ь | 11 |
М | 8 | Э | 33 |
Н | | Ю | -21 |
О | | Я | 35 |
П | 12 | | |
-1 | 6 | | -1 | 6 | | | 2 | 2 | 6 |
Б | А | Р | Б | А | Р | О | С | С | А |
Ответ: "Барбаросса".
Учитель истории:
Дайте характеристику плана, в каком году подписан и какие действия согласно плана должна была предпринять немецкая армия по отношению СССР? Показать на карте направления немецкой армии?
План « Барбаросса» назван так в честь германского императора Фридриха I Барбароссы, возглавлявшего поход крестоносцев на Восток в XII веке. План предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Фашисты рассчитывали в течение полутора - двух месяцев разбить красную армию, захватить Москву, Ленинград, юг страны, выйти на линию Архангельск - река Волга. В своей основе этот план был авантюристическим - он переоценивал возможности фашисткой Германии и недооценил прочности Советского Союза и мощности его вооруженных сил.
План "Барбаросса" - план молниеносной войны с СССР - был подписан Гитлером 18 декабря 1940 года. Теперь он был приведен в действие. Немецкие войска - сильнейшая армия мира - наступали тремя группами ("Север", "Центр", "Юг"), нацеленными на быстрый захват Прибалтики и затем Ленинграда, Москвы, а на юге - Киева.
Опишите, как происходило нападение Германии на СССР и каким военным арсеналом располагала немецкая армия?
22 июня 1941 года 4часа утра - начало наступления немецких войск. В боевые действия вступили 153 немецких дивизии, 3712 танков и 4950 боевых самолетов (данные из книги маршала Г.К.Жукова "Воспоминания и размышления"). Силы противника в несколько раз превосходили силы Красной Армии, как в численности, так и в оснащении боевой техникой.
3. Решение логической задачи
Учитель математики:
22 июня 1941 года немецко-фашистские войска предательски напали на Советский Союз. 9 мая 1945 года Советский Союз победил фашистскую Германию. Сколько дней и часов продолжалась Великая Отечественная война?(1944 год был високосным.)
1. Сколько дней война была в 1941 году?
9 (июнь)+31(июль)+31(август)+30(сент)+31(окт)+30(нояб)+31(дек)=193 (дня)
2. Сколько дней шла война в 1942,1943,1944 годах?
365+365+366=1096 (дней)
3. Сколько дней шла война в 1945 году?
31(янв)+28(февр)+31(март)+30(апр)+9(май)=129(дней)
4. Сколько дней шла ВОВ?
193+1096+129=1418 (дней)
1418*24=34032 часа
Ответ: 1418 дней.
Учитель истории:
За столь продолжительный период история знает не одну великую битву советского народа против немецких захватчиков. Ваша задача соотнести и охарактеризовать историческую дату с событием. И укажите кто из героев Казахстанцев участвовал в этих битвах?
Учитель математики:
Решите задачу:
За время ВОВ погибли 22 миллиона солдат, почти 12% населения страны, вычислить население страны на начало войны.
За годы Великой Отечественной войны на фронт было мобилизовано, по последним данным, 1196164 казахстанца, при населении республики в 6,5 млн. человек, то есть около 20% её жителей. На фронтах войны в общей сложности погибло 601939 человек, что составляет 12% общей численности населения.
Решение:
Пусть х млн чел - 100%
22 млн. чел - 12%
Х=22:12*100=183,3 млн чел.
Ответ: 183,3 млн. человек.
Учитель истории
Празднуя очередную годовщину великой Победы, мы снова и снова вспоминаем, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны с той минуты, когда фашистские полчища вероломно, без объявления войны хлынули через наши границы. Война, навязанная нам, была самым крупным вооруженным нашествием ударных сил империализма. В ее огне, полыхавшем от Баренцева до Черного морей, решалась судьба первого в мире социалистического государства, будущее сотен миллионов людей, судьба всей мировой цивилизации. Радостно и торжественно отмечает наша страна праздник Победы – один из самых ярких и памятных в ее героической летописи. Миновало уже 75 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, с того дня, когда в каждый наш дом , в каждую нашу семью пришло выстраданное в жесточайших боях с фашизмом счастье Победы, счастье памяти народов Европы навсегда останется бессмертный подвиг советского народа, спасшего мир от “ коричневой чумы “ фашизма.
Учитель математики:
Построение фигур на координатной плоскости (работа в группах).
Задача.
Нужно найти значения функции y = f(x) в заданных точках.
А(11;5) B(-9;5) C(-11;1) D(-9;1).
M(-5; 3) L(-7; 3) E(-7; 5) F(-5; 5) N(-5; 1) K(-7; 1).
Q(-1; 1) W(-3; 1) R(-3; 5) T(-1; 5)
Y(3; 5) U(5; 1) I(1; 1) O(3; 1) P(3; 3) S(1; 3).
G(5; 5) H(5; 3) J(7; 3) Z(7; 5) X(7;1).
Y(3; 5) U(5; 1) I(1; 1) O(3; 1) P(3; 3) S(1; 3).
Ответ: 9 мая.
Закрепление
Решение тестов через приложение гуглкласс
Подведение итогов.
Рефлексии
7.Выводы.
Проведение таких уроков, формирует у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; воспитывает у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества; содействует формированию у обучающихся чувства долга, гражданской ответственности.
Гордость за достижения родной страны, горечь за её неудачи и поражения, воспитанию гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам; развитию познавательной компетентности обучающихся на основе работы с первоисточниками, воспоминаниями военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны; формированию коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением.
Тесты по математике
Найдите значение выражения:
18,3;
12;
6,3;
19,7.
Решите уравнение
-1; 2;
-5; 1;
-2; 1;
-10; 2.
Найдите корни уравнения
;
Корней нет;
Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то линии их пересечения:
Пересекаются;
Параллельны;
Скрещиваются;
Нет ответа.
Найдите наименьший положительный период функции
;
;
;
.
12