СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по теме: «Основы рационального питания. Нормы питания.»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока расскажет обучающимся о важности  правильного питания и здорового образа жизни

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме: «Основы рационального питания. Нормы питания.»»

Интегрированный урок по теме: «Основы рационального питания. Нормы питания.»

Цель: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию.

Задачи:

1. сформировать у школьников представление об основах рационального сбалансированного питания и научиться рассчитывать дневной рацион питания при составлении меню

2.Развитие практических навыков и умений сохранения и укрепления здоровья.

3.Закрепление в сознании детей необходимости здорового образа жизни.

Методы:

  • рассказ с элементами беседы;

  • проблемные;

  • частично-поисковые.

Тип урока: комбинированный.


Оборудование: калькулятор, ручка, инструктивная карточка с заданиями.

Ход урока

I этап. Вступительное слово учителя.

Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок Люди сами укрепляют, или разрушают то, что им дано природой Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы- это питание. Поэтому тема сегодняшнего урока : « Основы рационального питания. Нормы питания». Философскую и нравственную концепцию рационального питания академик И.П. Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду , лежит в середине» Задача урока. Сформировать представление об основах рационального сбалансированного питания и научиться рассчитывать дневной рацион питания при составлении меню.

Всем хорошо известно мудрое изречение» Человек есть то, что он ест». И сейчас мы посмотрим» Правильно ли вы питаетесь» (Тест).

Правильно ли вы питаетесь?

  1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

а) всегда, круглый год- 5 баллов.

б) иногда, когда заставляют -2-балла.

в) никогда- 0 баллов.

2. Сколько раз в день вы едите?

а) 4-6 раз -5 баллов

б) 3 раза -3алла

в) 2 раза- 0 баллов

г) никогда -0 баллов

3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

а) ежедневно, несколько раз – 5 баллов

б) 2-3 раза в неделю – 3 балла

в) очень редко -1 балл

г) никогда -0 баллов.

4. Когда и часто вы едите на ночь?

а) мясо с гарниром в 9 часов -1 балл

б) кашу молочную в 9 часов -2 балла

в) стакан кефира или молока в 9 часов- 5 баллов

г) ем когда захочу и что захочу до 11 часов – 0 баллов

5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

а) иногда петрушку и укроп в супе, салате-1 балл

б) лек и чеснок не ем никогда – 0 баллов

в) все употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов

г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.

Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.

Если вы набрали 9-12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите когда и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто-то другой. Так что вы достаточно правильно питаетесь.

Если вы набрали 0-9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрей вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.

Ученые утверждают, что привычка к вкусной, ароматной и внешне привлекательной еде одна из самых устойчивых и консервативных. Каждому этапу развития человечества соответствовали свои представления о сбалансированном питании. У древних римлян оно формулировалось примерно так: от птиц — до яблок, поскольку тогда было принято начинать обед куриным яйцом и заканчивать его яблоками.

Дети и взрослые многих индейских поселений в Южной Америке, оказавшихся пока в стороне от влияния современного мира, с удовольствием едят жареных муравьев и буквально заболевают от съеденного куриного яйца или жареного цыпленка. В Корее одно из самых больших лакомств — мясо собак. Но кореец не станет есть лягушку которую так любят французы. Население многих районов Китая, Японии к молоку и ряду молочных продуктов относятся с предубеждением, а большинство народов, населяющих Центральную Азию, с детства и до старости не мыслят своей жизни без .молока.

Новгородский купец-естественник Афанасий Никитин почт 100 лет тому назад писал об Индии: Индеяне же не ядять никоторого мяса, ни яловичины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины». А по рецептам гуаньдунской кухни в Китае для пищи пригодно все, живущее в воде и на суше, в том числе змеи, полевые мыши, дикие и домашние кошки. В некоторых районах Вьетнама принято куриное яйцо, обмазанное глиной, сто дней выдерживать в земле. В результате ферментации желток и белок превращаются в блестящее желе с весьма специфичными вкусовыми свойствами. Жареные и сырые кузнечики— едва ли не самое изысканное блюдо для значительной части населения Уганды. В то время как их соседи туареги не едят ничего, что ползает, плавает или летает.

Одно из распространенных блюд польской кухни — тушеная белокочанная капуста с мясом (бигус). Но в ряде других стран капусту считают кормом для животных.

В России, пережившей из-за жестоких неурожаев и войн немало голодных лет, обильная еда с давних пор расценивалась как один из главных признаков благополучия человека. Так как значительная часть территории нашей страны находится в Северном полушарии, то для восполнения расхода энергии организмом особо ценилась жирная либо богатая углеводами пища.

В переводе с латинского языка термин «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» — разумный, целесообразный. Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро- и ультрамикроэлементы, пищевые волокна. Сбалансированное питание — полноценное питание, характеризующееся оптимальным количеством и соотношением всех компонентов пищи. Белки, жиры и углеводы — основные компоненты пищи и главные источники энергии.

Учитель технологии.

Количество энергии в науке о питании оценивается в килокалориях (ккал).

Например, 1 г жира дает человеку 9 ккал, 1 г белка или углеводов — 4 ккал. Пользуясь этими цифрами, врачи рассчитывают потребность разных людей в энергии и определяют калорийность суточных рационов. Калорийность питания должна соответствовать расходу энергии на различные виды деятельности, выполняемые в течение дня, а также на поддержание жизнедеятельности организма.

В настоящее время на любой упаковке продукта питания, кроме указания состава, сообщаются сведения о содержании в 100 г готового продукта белков, жиров, углеводов, витаминов и его калорийность. Эти свойства продуктов используют для составления рациона питания .

Учитель биологии.

В ходе практической работы на уроке мы познакомимся с правилами и порядком составления суточного рациона питания.

II этап. Проведение практической работы по составлению суточного пищевого рациона.

Учащиеся распределяются по парам, каждая пара выполняет четыре задания.

Задание 1

Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14—17-летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки — 2600 ккал. Пользуясь данными табл. 1, подсчитайте, сколько вы расходуете килокалорий в сутки (можно округлять до получаса). Таблица 1

Расход энергии на различные виды деятельности


Вид деятельности

Энергозатраты, ккал/ч

Сон и отдых лежа

65-77

Уборка постели, умывание

102-144

Чтение, просмотр телевизионных передач

90-100

Мытье посуды, глаженье белья

130-144

Вытирание пыли, подметание полов

167-180

Стирка белья, мытье полов

200-270

Чтение учебника

100-110

Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа

100-120

Выполнение лабораторной работы

120-150

Занятие спортом

200-600

Езда в транспорте

100


Учитель технологии.

Задание 2

Рассчитайте дневной рацион питания,

исходя из собственной потребности в килокалориях. Наиболее оптимален четырехразовый прием пищи. Помните, что калорийность завтрака и ужина должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки, обед —35%, полдник — 15%. Для составления меню используйте данные табл. 2. Суточный объем пищи (вместе с выпиваемой жидкостью) должен быть в пределах 2,5—З кг.

Таблица 2


Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд


Наименование продукта, блюда

Масса, г

Калорийность, ккал

Хлеб ржаной

50

109

Хлеб пшеничный

50

123

Масло

20

76

Яйцо

1 шт.

133

Чай с сахором

200

86

Кофе с молоком и сахаром

200

139

Сыр российский

50

104

Колбаса вареная

50

103

Каша гречневая

200

102

Каша геркулесовая молочная с маслом

200

200

Йогурт

200

100

Творог полужирный

100

174

Молоко

180

111

Кефир

180

109

Бульон куриный с вермишелью

200

260

Борщ со сметаной

300

169

Говядина отварная

90

134

Треска жареная

100

162

Котлета говяжья отварная

100

168

Овощи тушеные


225

140

Картофель отварной с маслом




250

280

Зелёный горошек

100

40

Сельдь слабой соли

100

120

Макароны отварные с маслом

200

364

Орехи грецкие

100

565

Мороженное пломбир

100

226

Шоколад молочный

50

233

Печенье

100

298

Огурец свежий

100

30

Салат из свежий капусты с растительным маслом

155

100

Отвар шиповника с сахаром

200

161

Яблоко, груша ,апельсин

100

42

Сок фруктовый

200

90


‘ При составлении меню помните, что на завтрак полезно съедать молочную кашу или другой молочный продукт; обед по возможности должен включать закуску (салат из свежих овощей), первое блюдо (любой суп), второе (мясо или рыба с гарниром) и третье (сок, компот или напиток); в течение дня обязательно съедать несколько свежих фруктов.

Запишите в таблицу составленный суточный рацион.

Таблица 3

Суточный рацион питания


Прием пищи

Наименование блюд

Общая масса, г

Общая калорийность

Завтрак




Обед




Полдник




Ужин





Задание 3.

Определите оптимальное для вас время приема пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4—4,5 ч, а минимальный перерыв был не менее З ч. Кроме того, учтите, что интервал между ужином и отходом ко сну не должен быть меньше 2 ч. Данные запишите в табл.4 и сравните их с рекомендуемыми.

Таблица 4

Часы приема пищи

Прием пищи

Индивидуальное время

Рекомендуемое время

Завтрак


7.30-8.00

Обед


1230- 13.30

Полдник


15.30- 16.30

Ужин


18.30-19.30


Задание 4

Рассчитайте нормальную массу тела, соответствующую вашему росту и возрасту по формуле:

Масса тела (в кг) = 50 + 0,75(Т — 150) + + (А— 20)74

Т — рост в см; А — возраст (в годах).

III этап. Обсуждение результатов практической работы и формулировка принципов рационального питания.

На данном этапе урока обсуждаются и подобранные заранее поговорки и пословицы о здоровом питании и продуктах, в которых точно и образно обобщен народный опыт, а также изречения великих людей. Например:

«Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод или жажда», «МЫ живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить (Сократ); «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами»(Гиппократ).

Приведем примеры подобранных учителем и школьниками пословиц и поговорок о правильном питании и продуктах..

- Где пиры да чаи, там и немочи.

-Через рот сто болезней входит.

-Ешь правильно - и лекарство не надобно.

-Хорошо прожуешь - сладко проглотишь.

-Покуда ем, так глух и нем.

-Самые точные часы — желудок.

-Укоротить ужин — удлинить жизнь.

-Ужин не нужен, был бы обед. .-

-Не ложись сытым — встанешь здоровым.

-Ешь досыта, а делай до поту.

-Кто жаден до еды, тот дойдет до беды.

-Спеши на работе, а не за едой.

-Лакомств тысяча, а здоровье одно.

-Обед без овощей — праздник без музыки.

-Ешь щи — будет шея бела, голова кудревата.

-Поешь рыбки — будут ноги прытки.

-Лук — от семи недуг.

-Лук да баня все исправят.

-Морковь прибавляет кровь.

-Там, где нет мяса, — свекла герой.

-Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце.

На основе выполненной практической работы и анализа пословиц и поговорок в ходе фронтальной беседы формулируются следующие принципы рационального питания:

• соотносить калорийность пищи и истраченные калории;

• следить за своим весом;

• принимать пищу в установленные часы, ничего не есть в промежутках между основными приемами пищи;

• обязательно завтракать (каша или кисломолочные продукты);

• обязательно за обедом съедать первое блюдо;

• необходимо употреблять в пищу свежие овощи и фрукты;

• не переедать перед сном;

• не есть до явного пресыщения, когда в подложечной области возникает ощущение тяжести, а вид пищи и воспоминание о ней вызывают отвращение;

• не торопиться во время еды, так как плохо прожеванная пища хуже усваивается, раздражает стенки пищевода, желудка, кишечника;

• не есть очень холодную или очень горячую пищу; частое охлаждение или обжигание слизистой оболочки пищевода и желудка способствуют возникновению воспалительных процессов.

Для закрепления знаний о здоровом питании и навыков составления рациона питания в качестве домашнего школьникам разработать меню на следующий день.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!