Интегрированный урок по теме: «Основы рационального питания. Нормы питания.»
Цель: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию.
Задачи:
1. сформировать у школьников представление об основах рационального сбалансированного питания и научиться рассчитывать дневной рацион питания при составлении меню
2.Развитие практических навыков и умений сохранения и укрепления здоровья.
3.Закрепление в сознании детей необходимости здорового образа жизни.
Методы:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: калькулятор, ручка, инструктивная карточка с заданиями.
Ход урока
I этап. Вступительное слово учителя.
Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок Люди сами укрепляют, или разрушают то, что им дано природой Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы- это питание. Поэтому тема сегодняшнего урока : « Основы рационального питания. Нормы питания». Философскую и нравственную концепцию рационального питания академик И.П. Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду , лежит в середине» Задача урока. Сформировать представление об основах рационального сбалансированного питания и научиться рассчитывать дневной рацион питания при составлении меню.
Всем хорошо известно мудрое изречение» Человек есть то, что он ест». И сейчас мы посмотрим» Правильно ли вы питаетесь» (Тест).
Правильно ли вы питаетесь?
Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
а) всегда, круглый год- 5 баллов.
б) иногда, когда заставляют -2-балла.
в) никогда- 0 баллов.
2. Сколько раз в день вы едите?
а) 4-6 раз -5 баллов
б) 3 раза -3алла
в) 2 раза- 0 баллов
г) никогда -0 баллов
3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
а) ежедневно, несколько раз – 5 баллов
б) 2-3 раза в неделю – 3 балла
в) очень редко -1 балл
г) никогда -0 баллов.
4. Когда и часто вы едите на ночь?
а) мясо с гарниром в 9 часов -1 балл
б) кашу молочную в 9 часов -2 балла
в) стакан кефира или молока в 9 часов- 5 баллов
г) ем когда захочу и что захочу до 11 часов – 0 баллов
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
а) иногда петрушку и укроп в супе, салате-1 балл
б) лек и чеснок не ем никогда – 0 баллов
в) все употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов
г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.
Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9-12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите когда и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто-то другой. Так что вы достаточно правильно питаетесь.
Если вы набрали 0-9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрей вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.
Ученые утверждают, что привычка к вкусной, ароматной и внешне привлекательной еде одна из самых устойчивых и консервативных. Каждому этапу развития человечества соответствовали свои представления о сбалансированном питании. У древних римлян оно формулировалось примерно так: от птиц — до яблок, поскольку тогда было принято начинать обед куриным яйцом и заканчивать его яблоками.
Дети и взрослые многих индейских поселений в Южной Америке, оказавшихся пока в стороне от влияния современного мира, с удовольствием едят жареных муравьев и буквально заболевают от съеденного куриного яйца или жареного цыпленка. В Корее одно из самых больших лакомств — мясо собак. Но кореец не станет есть лягушку которую так любят французы. Население многих районов Китая, Японии к молоку и ряду молочных продуктов относятся с предубеждением, а большинство народов, населяющих Центральную Азию, с детства и до старости не мыслят своей жизни без .молока.
Новгородский купец-естественник Афанасий Никитин почт 100 лет тому назад писал об Индии: Индеяне же не ядять никоторого мяса, ни яловичины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины». А по рецептам гуаньдунской кухни в Китае для пищи пригодно все, живущее в воде и на суше, в том числе змеи, полевые мыши, дикие и домашние кошки. В некоторых районах Вьетнама принято куриное яйцо, обмазанное глиной, сто дней выдерживать в земле. В результате ферментации желток и белок превращаются в блестящее желе с весьма специфичными вкусовыми свойствами. Жареные и сырые кузнечики— едва ли не самое изысканное блюдо для значительной части населения Уганды. В то время как их соседи туареги не едят ничего, что ползает, плавает или летает.
Одно из распространенных блюд польской кухни — тушеная белокочанная капуста с мясом (бигус). Но в ряде других стран капусту считают кормом для животных.
В России, пережившей из-за жестоких неурожаев и войн немало голодных лет, обильная еда с давних пор расценивалась как один из главных признаков благополучия человека. Так как значительная часть территории нашей страны находится в Северном полушарии, то для восполнения расхода энергии организмом особо ценилась жирная либо богатая углеводами пища.
В переводе с латинского языка термин «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» — разумный, целесообразный. Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро- и ультрамикроэлементы, пищевые волокна. Сбалансированное питание — полноценное питание, характеризующееся оптимальным количеством и соотношением всех компонентов пищи. Белки, жиры и углеводы — основные компоненты пищи и главные источники энергии.
Учитель технологии.
Количество энергии в науке о питании оценивается в килокалориях (ккал).
Например, 1 г жира дает человеку 9 ккал, 1 г белка или углеводов — 4 ккал. Пользуясь этими цифрами, врачи рассчитывают потребность разных людей в энергии и определяют калорийность суточных рационов. Калорийность питания должна соответствовать расходу энергии на различные виды деятельности, выполняемые в течение дня, а также на поддержание жизнедеятельности организма.
В настоящее время на любой упаковке продукта питания, кроме указания состава, сообщаются сведения о содержании в 100 г готового продукта белков, жиров, углеводов, витаминов и его калорийность. Эти свойства продуктов используют для составления рациона питания .
Учитель биологии.
В ходе практической работы на уроке мы познакомимся с правилами и порядком составления суточного рациона питания.
II этап. Проведение практической работы по составлению суточного пищевого рациона.
Учащиеся распределяются по парам, каждая пара выполняет четыре задания.
Задание 1
Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14—17-летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки — 2600 ккал. Пользуясь данными табл. 1, подсчитайте, сколько вы расходуете килокалорий в сутки (можно округлять до получаса). Таблица 1
Расход энергии на различные виды деятельности
Вид деятельности | Энергозатраты, ккал/ч |
Сон и отдых лежа | 65-77 |
Уборка постели, умывание | 102-144 |
Чтение, просмотр телевизионных передач | 90-100 |
Мытье посуды, глаженье белья | 130-144 |
Вытирание пыли, подметание полов | 167-180 |
Стирка белья, мытье полов | 200-270 |
Чтение учебника | 100-110 |
Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа | 100-120 |
Выполнение лабораторной работы | 120-150 |
Занятие спортом | 200-600 |
Езда в транспорте | 100 |
Учитель технологии.
Задание 2
Рассчитайте дневной рацион питания,
исходя из собственной потребности в килокалориях. Наиболее оптимален четырехразовый прием пищи. Помните, что калорийность завтрака и ужина должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки, обед —35%, полдник — 15%. Для составления меню используйте данные табл. 2. Суточный объем пищи (вместе с выпиваемой жидкостью) должен быть в пределах 2,5—З кг.
Таблица 2
Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд
Наименование продукта, блюда | Масса, г | Калорийность, ккал |
Хлеб ржаной | 50 | 109 |
Хлеб пшеничный | 50 | 123 |
Масло | 20 | 76 |
Яйцо | 1 шт. | 133 |
Чай с сахором | 200 | 86 |
Кофе с молоком и сахаром | 200 | 139 |
Сыр российский | 50 | 104 |
Колбаса вареная | 50 | 103 |
Каша гречневая | 200 | 102 |
Каша геркулесовая молочная с маслом | 200 | 200 |
Йогурт | 200 | 100 |
Творог полужирный | 100 | 174 |
Молоко | 180 | 111 |
Кефир | 180 | 109 |
Бульон куриный с вермишелью | 200 | 260 |
Борщ со сметаной | 300 | 169 |
Говядина отварная | 90 | 134 |
Треска жареная | 100 | 162 |
Котлета говяжья отварная | 100 | 168 |
Овощи тушеные | 225 | 140 |
Картофель отварной с маслом | 250 | 280 |
Зелёный горошек | 100 | 40 |
Сельдь слабой соли | 100 | 120 |
Макароны отварные с маслом | 200 | 364 |
Орехи грецкие | 100 | 565 |
Мороженное пломбир | 100 | 226 |
Шоколад молочный | 50 | 233 |
Печенье | 100 | 298 |
Огурец свежий | 100 | 30 |
Салат из свежий капусты с растительным маслом | 155 | 100 |
Отвар шиповника с сахаром | 200 | 161 |
Яблоко, груша ,апельсин | 100 | 42 |
Сок фруктовый | 200 | 90 |
‘ При составлении меню помните, что на завтрак полезно съедать молочную кашу или другой молочный продукт; обед по возможности должен включать закуску (салат из свежих овощей), первое блюдо (любой суп), второе (мясо или рыба с гарниром) и третье (сок, компот или напиток); в течение дня обязательно съедать несколько свежих фруктов.
Запишите в таблицу составленный суточный рацион.
Таблица 3
Суточный рацион питания
Прием пищи | Наименование блюд | Общая масса, г | Общая калорийность |
Завтрак | | | |
Обед | | | |
Полдник | | | |
Ужин | | | |
Задание 3.
Определите оптимальное для вас время приема пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4—4,5 ч, а минимальный перерыв был не менее З ч. Кроме того, учтите, что интервал между ужином и отходом ко сну не должен быть меньше 2 ч. Данные запишите в табл.4 и сравните их с рекомендуемыми.
Таблица 4
Часы приема пищи
Прием пищи | Индивидуальное время | Рекомендуемое время |
Завтрак | | 7.30-8.00 |
Обед | | 1230- 13.30 |
Полдник | | 15.30- 16.30 |
Ужин | | 18.30-19.30 |
Задание 4
Рассчитайте нормальную массу тела, соответствующую вашему росту и возрасту по формуле:
Масса тела (в кг) = 50 + 0,75(Т — 150) + + (А— 20)74
Т — рост в см; А — возраст (в годах).
III этап. Обсуждение результатов практической работы и формулировка принципов рационального питания.
На данном этапе урока обсуждаются и подобранные заранее поговорки и пословицы о здоровом питании и продуктах, в которых точно и образно обобщен народный опыт, а также изречения великих людей. Например:
«Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод или жажда», «МЫ живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить (Сократ); «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами»(Гиппократ).
Приведем примеры подобранных учителем и школьниками пословиц и поговорок о правильном питании и продуктах..
- Где пиры да чаи, там и немочи.
-Через рот сто болезней входит.
-Ешь правильно - и лекарство не надобно.
-Хорошо прожуешь - сладко проглотишь.
-Покуда ем, так глух и нем.
-Самые точные часы — желудок.
-Укоротить ужин — удлинить жизнь.
-Ужин не нужен, был бы обед. .-
-Не ложись сытым — встанешь здоровым.
-Ешь досыта, а делай до поту.
-Кто жаден до еды, тот дойдет до беды.
-Спеши на работе, а не за едой.
-Лакомств тысяча, а здоровье одно.
-Обед без овощей — праздник без музыки.
-Ешь щи — будет шея бела, голова кудревата.
-Поешь рыбки — будут ноги прытки.
-Лук — от семи недуг.
-Лук да баня все исправят.
-Морковь прибавляет кровь.
-Там, где нет мяса, — свекла герой.
-Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце.
На основе выполненной практической работы и анализа пословиц и поговорок в ходе фронтальной беседы формулируются следующие принципы рационального питания:
• соотносить калорийность пищи и истраченные калории;
• следить за своим весом;
• принимать пищу в установленные часы, ничего не есть в промежутках между основными приемами пищи;
• обязательно завтракать (каша или кисломолочные продукты);
• обязательно за обедом съедать первое блюдо;
• необходимо употреблять в пищу свежие овощи и фрукты;
• не переедать перед сном;
• не есть до явного пресыщения, когда в подложечной области возникает ощущение тяжести, а вид пищи и воспоминание о ней вызывают отвращение;
• не торопиться во время еды, так как плохо прожеванная пища хуже усваивается, раздражает стенки пищевода, желудка, кишечника;
• не есть очень холодную или очень горячую пищу; частое охлаждение или обжигание слизистой оболочки пищевода и желудка способствуют возникновению воспалительных процессов.
Для закрепления знаний о здоровом питании и навыков составления рациона питания в качестве домашнего школьникам разработать меню на следующий день.