МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА г.ДОНЕЦКА
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №113
Интегрированный урок
по предмету «Окружающий мир» на тему:
«Какой вода бывает, что она может»
Подготовила:
учитель начальных классов
Бобкина А.В.
Донецк, 2021
Тема: «Какой вода бывает, что она может»
Цель: дать учащимся представление о свойствах воды (прозрачная, жидкая,
без цвета, без запаха, растворяет некоторые вещества), об изменениях состояний
воды (твердый, жидкий,газообразный); развивать активное познавательное отношение к природе, исследовательский подход к познанию свойств воды; рассказать о значении воды для растений, животных, человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Упражнение «Погода»
- Какой сегодня день?
- Какой месяц? А число?
- Каково состояние неба?
- Был ветер, когда вы шли в школу? А осадки?
- Как изменилась погода за эту неделю?
2. Отгадывание загадки
• Бывает облачком она,
пушинкою бывает,
Бывает, как стекло,
Прозрачна и тверда -
Конечно, это ведь ... (вода).
3. «Юные профессоры» (проведение опытов)
Перелейте воду из одного сосуда в другой.
Почему это так быстро удалось сделать?
(Потому что вода жидкая.)
Вывод. Вода бывает жидкой.
Если налить воду в блюдечко и поставить в морозильную камеру, что случится с водой? (Она превращается в лед.)
Вывод. Вода бывает твердой.
Когда в чайнике кипит вода, выходящая из его носика? (Пар)
Вывод. Вода бывает газообразной.
Ученики рассматривают рисунки.
- Какова вода в стакане?
- Какая вода падает с облаков на землю летом? А зимой?
- Какая вода выходит из носика чайника, находящегося на огне?
- Какой же бывает вода?
4. Отгадывание загадок
• Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет,
Ну конечно, это … (лед)
Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом.
(туман)
Кто это такой садовник —
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и цветы? (Дождь)
5. Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
6. Игра «Слова о воде»
Один человек - Фея Воды. У нее в руках чашка с водой. Фея Воды обходит детей и брызгает на них со своей чашки. Тот, на кого попали капли воды, должен сказать какое-нибудь одно слово, которое у него ассоциируется с водой. Например: водопровод, умывание, душ, напиток и тому подобное.
После игры нужно провести беседу.
7. Рассказ учителем авторской сказки «Капелька»
Стукнула капелька в окошко. Посмотрела девочка на стекло и видит: одна единственная дрожит на окне кругленькая прозрачная капелька. Прислушалась Даша и слышит тихий плеск, как – будто обращается к ней несчастная капелька.
- Девочка, я потерялась! Там на небе моя мама - большая туча, там много моих сестер - больших капелек. А я погибну на этом стекле! Спаси меня!
Только хотела Даша открыть окошко и погладить бедную капельку, как целый поток капель затараторил в окно и подхватил с собой одинокую капельку. А девочке показалось, что тысячи капель, взявшись за руки, стекали на землю и журчали. Как будто пели вечную песню воды.
Вопросы
1. Из чего состоит водяной ручей?
2. Вам приходилось слушать песню воды? Какая она?
3. Нарисуйте капельку и ее маму.
Вывод. Вода необходима всем живым существам. Растения, животные и люди пьют воду для того, чтобы постоянно пополнять ее запасы в организме. Без воды живой организм погибает. Для некоторых животных, например, рыб, вода, кроме всего, является единственным местом жизни. Без воды не могут жить растения.
8. Итог урока
- Где встречается вода в природе?
- Могут жить без воды растения, животные?
- В каких трех состояниях может находиться вода?
- Какие свойства воды?