СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по музыке и ИЗО

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уметь понять замысел композитора. Изобразить картины природы.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по музыке и ИЗО»







Интегрированный урок

(музыка и ИЗО)



















Задача: уметь понять замысел композитора и изобразить картины

Природы при помощи художественных средств.




Ход урока:

Вход: «Утро» Салманов.

Учитель музыки: На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что музыка всегда что-то выражает или изображает. Музыка может изображать танцы (Р. Щедрин «Золотые рыбки» - изображает морское царство, «Шествие гномов» Грига) – это все мы с вами на уроках прослушали. А сегодня поговорим о пробуждении природы. Послушаем произведение Э. Грига «Утро», постараемся представить себе то, что изобразил в этом произведении композитор, и попробуем нарисовать в своих альбомах восход солнца, пробуждение природы так, как каждый из вас себе его представляет.

- Но сначала давайте с вами поговорим, что такое утро? Что такое восход? Солнце?

Представьте себе, что все в природе спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеек тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зеленым листочком снятся маленькие зелененькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мама белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит – (тихое звучание музыки «Утро»).

А небо – синее-синее.

А звезды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от нее лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где кажется, что небо сходится с землей, показалась светлая полоска. Она растет, ширится, а звезды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина (музыка звучит громче)

И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землею. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается.

Начинается новый день.

Какое это событие? (Радостное, яркое, доброе, интересное, хорошее).

- А вот, ребята, как описал восход солнца поэт Есенин:

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Лучи солнышко высоко

Отразили в небе свет.

И рассыпались далеко

От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

- А вот Пушкин (вместе с детьми хором).

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

- Красиво?

- Утро описал в своем произведении и норвежский композитор Григ.

Григ любит утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя, он встретил девочку. Маленькая девочка была так хороша, добра и ласкова, что Григу захотелось ей что-то подарить, но у него ничего с собой не было. И тогда он решил подарить ей музыку. «Только не сейчас, - сказал он – маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через 10 лет». И вот девочка выросла, и когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18 лет. И девочка вспомнила свою встречу в лесу с седым старичком и его обещание. Так было написано произведение «Утро», которое предлагаю вам послушать.


Прослушивание «Утро» Грига

- Вот что представила себе Дагни: стало все просыпаться, раскрылись цветочки, протирают сонные глазки белочки и бурундучки.

Веточки и листья тянутся к первым лучам солнца…

… И вот взошло солнце и поплыло по небу величаво и добро… И теплые лучи стали согревать землю, траву, луга и горы.

… Нежная фея Волшебная Заря с хрустальной палочкой стала будить все, к чему ее палочка прикасалась, а хрустальные корабли в море взбивали пену морских волн…

- Ребята, а какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы?

1) Грубые они или нежные?

(Вы же постепенно открываете глаза после сна).

2) Тихие или громкие?

(где громче – появляется солнце, а где тихо?)

3) Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

4) Грустные или радостные? Новый день – всегда радость, мы ждем только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.

5) Какими еще звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (Мелодичные, ласковые, волшебные, чудесные, волнующие, приветливые, спокойные, прозрачные, веселые, чарующие, величавые).

Учитель ИЗО: Многие художники изображали утро на своих полотнах. (Рылов «В голубом просторе», «Зимние узоры», И. Левитан «Март», М. Сарьян «Склоны Арагаца», И. Чуйков «Утро»)

- Посмотрите, ребята, какими красками пользовались художники? (Желтой, оранжевой, розовой, голубой, зеленой) Сейчас я раздам вам открытки с изображением утренних пейзажей, вы посмотрите, как художники написали это время суток. А мы с вами попробуем изобразить утро в своих альбомах. Время года можно выбрать любое.

- Я покажу вам, как мы будем рисовать (приклеен чистый лист к доске)

Рисовать будем приемом «А-ля-прима», т.е. сразу, без контуров карандашом. Берем акварель, предварительно размачиваем ее большим количеством воды. Делим лист пополам, проводим линию горизонта, выше будет небо, ниже – земля.

Рисуем утреннее небо: краска – голубая, кистью водим слева направо, по одному месту несколько раз проводить нельзя – скатается бумага. Краски будут стекать вниз, перемешиваться, и утренняя картина не получится. Я вот так себе его представлю, а как вы – покажите. Внизу могут быть горы, цветы, все что угодно (дети рисуют).

Учитель музыки: Чтобы вам было приятнее и легче рисовать, я включу сейчас еще раз произведение Грига «Утро». Может, кто-то нарисует ту волшебницу, которую представила себе Дагни. Ведь все люди талантливы, и вы тоже покажите, как представляете рассвет (дети рисуют).

Выбираются более удачные работы. Оформляется стенд «Рисуем музыку».

Итог: Итак, дети сегодня мы с вами слушали произведение Грига «Утро» и рисовали картину под впечатлением этой музыки. Музыка всегда помогает в работе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!