СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по литературе в 10 классе по теме «Биография Чарльза Диккенса. Рождественская история». (урок истории и литературы) (технологическая карта)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку литературы в 10 классе в соотсветствии с ФГОС. Урок по теме  «Биография Чарльза Диккенса. Рождественская история».

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе в 10 классе по теме «Биография Чарльза Диккенса. Рождественская история». (урок истории и литературы) (технологическая карта)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс

10

Предмет

литература

Тема урока

Чарльз Дикенс. «Рождественские повести»

Тип урока (урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок контроля и оценки)

урок постановки учебной задачи

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой на урок.



Приветствие. Приводят в порядок свое рабочее место. Настраиваются на урок.


принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

Проверка домашнего задания (может быть, может отсутствовать)

-

-

-

Актуализация субъективного опыта учащихся

Вступительное слово учителя. Об истории Англии во времена Чарльза Дикенса.

Историческая справка. Остроги, работные дома, принудительные работы… Слова, привычные для английской действительности 30-40хгодов 19 века. В 1834 году в Англии был принят закон, который «породил» такое позорное явление, как работные дома. Они появились в Англии еще в XVII веке и представляли собой благотворительные заведения, где бедняки трудились в обмен на пищу и кров. До 1834 года работными домами ведали приходы. Они же предоставляли обнищавшим прихожанам еще один вид помощи — хлеб и мизерные суммы денег. Адресная помощь приходилась как нельзя кстати рабочим и крестьянам, утратившим трудоспособность. На фабриках, где не соблюдались правила безопасности, существовал тысяча и один способ покалечиться, да и частые болезни подрывали здоровье. Но откуда же взять средства на поддержку калек, нищих, сирот и вдов? С обеспеченных прихожан взимали налог в пользу прихода, что их, конечно же, не радовало. Тем более, что в XVII–XVIII веках бедняки, оставшиеся без средств к существованию, должны были возвращаться за помощью в тот приход, где родились. При виде понурых оборванцев, да еще и с выводком ребятишек, прихожане начинали роптать: «Понаехали! Теперь повиснут на шее у прихода». Как же в таких условиях позаботиться о бедняках, которых становилось все больше? Зловещего 13 августа 1834 года парламент принял новый закон о бедных. На смену устаревшей системе приходской благотворительности пришла новая система на основе работных домов. Отдельные приходы объединялись в союзы попечения о бедных, и в каждом союзе строился работный дом. Туда и поступали бедняки, превращаясь из прихожан в национальную собственность. Работными домами управлял местный попечительский совет, который назначал надзирателя и экономку, рассматривал заявки от бедняков, ведал вопросами бюджета, расследовал случаи злоупотребления. Журналист Джеймс Грант так описывал судьбу бедняков: «Когда они входят в ворота работного дома, им начинает казаться, что они попали в огромную тюрьму, откуда их вызволит только смерть… Многие обитатели работного дома считают его гробницей, в которой их похоронили заживо. Это могила всех их земных надежд». Что же ожидало нищую семью в работном доме, при одном упоминании которого по спине пробегал холодок? День в работном доме был расписан по часам. Спать его обитатели ложились в 9 вечера, а просыпались затемно. О смене деятельности им сообщал звон колокола: вставать, одеваться, читать молитвы, в молчании есть завтрак, и работать, работать, работать! Наравне со взрослыми трудились и маленькие дети в свободное от школьных занятий время. Кроме того, детей отдавали в подмастерья или же старались устроить в услужение.
Протест против закона 1834 года был реализован Чарльзом Диккенсом в публичном выступлении, которым стали «Рождественские повести», написанные в течение 1843-1848 годов. Английский писатель считал, что в современном ему обществе важно начать с бесед в рождественский вечер. Он надеялся на силу любви каждого человека к своим ближним, к детям, ко всем тем, кто в этой любви и сострадании нуждался.

Учащиеся воспринимают информацию. Слушая, отвечают на вопросы:

1. Что из себя представляли работные дома в Англии 19 века?

2. Кто попадал в работные дома?

3. Какова цель создания произведения Рождественская история»?

О соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Сообщение темы. Постановка задач урока

Слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Чарльза Дикенса. С творчеством писателя с мировым именем.

Вечером 7 февраля 1812 года в Портсмуте в семье Диккенсов родился второй ребенок – Чарльз. С раннего детства мальчик поражал необычайной наблюдательностью: «Уже взрослым он вспоминал сад возле дома на Хок-стрит, где он на неверных ножках ковылял за старшей сестрой, отчетливо помнил он и как его водили смотреть на солдат, обучавшихся маршировке, и зимний Портсмут, покрытый снегом в день их отъезда в Лондон.
Самым счастливым в жизни маленького Чарльза были годы, когда в 1817 г. семья переехала в Чатем, где Джон Диккенс занял ответственный пост в расчетной части Адмиралтейства. В это время отец устраивал катанья с детьми по реке, прогулки за город; посещали театр, дома декламировали, ставили пьесы, смотрели волшебные картины.
К сожалению, отец будущего писателя, милейший человек, добродушный, общительный и щедрый, любил безрассудно тратить деньги, поэтому семья вскоре оказалась на краю катастрофы. «Декламация, пение, миражи волшебного фонаря – все было забыто». Для мальчика самой большой отрадой становится чтение.
«Целую неделю – ни много, ни мало, - я был Томом Джонсом. Я создал свой собственный образ Родерика Рэндома и в течение месяца играл его роль. Когда я начинаю вспоминать, одна картина сразу встает передо мной: летний вечер, мальчики играют на церковном дворе, а я сижу на кровати и читаю, читаю».
Вскоре отца арестовали за долги, и любимые книги были отданы в ломбард. За ними последовали стулья, картины, столы, посуда. Видя, в каком тяжелом положении находится семья, дальний родственник миссис Диккенс Джеймс Лемерт, хозяин фабрики ваксы, предложил Чарльзу работу с жалованьем шесть шиллингов в неделю.
«В царстве ваксы», в грязном строении, «кишевшем крысами и пропитанном затхлым запахом гниющей древесины», у мальчика появился друг Боб Феджин. Он заступался за Чарльза перед старшими мальчиками, всячески помогал и ухаживал за ним во время тяжелого приступа колик, которые мучали ребенка еще с младенческих лет.
Однажды Боб вызвался проводить Чарльза домой, но мальчик ни за что не хотел этого: «А вдруг он узнает, что наши живут в тюрьме? Никогда! Я был слишком горд. Под разными предлогами я пробовал от него отделаться, но Боб Феджин по доброте душевной и слушать ничего не желал. Тогда я сделал вид, что живу у моста Саусварк на стороне Серри, и распрощался с Бобом у подъезда какого-то дома. На случай, если он вдруг обернется, я, помнится, для пущей убедительности постучался в дверь и, когда мне открыли, спросил, не здесь ли живет мистер Роберт Феджин».
Шесть месяцев на фабрике ваксы были для будущего писателя временем страданий. Он чувствовал себя униженным, беспомощным, лишенным всякой надежды.
Вскоре дела семьи поправились, и вот уже Чарльз становится учеником частной школы. Через 2 года он рассыльный фирмы стряпчих, стенографист судебных заседаний, со временем – преуспевающий парламентский репортер, при этом он прилежно занимался в Британском музее, брал уроки у актера-профессионала, выучил немало ролей.
Чарльзу Диккенсу было всего 26 лет, когда его имя появилось в списке сорока самых знаменитых британских литераторов, деятелей искусства и науки.
Но детские впечатления остались с ним навсегда. И много лет спустя в частном письме он признается: «О том, что я страдал тайно и горько, никто и не подозревал». Он хорошо знал жизнь, но видел в ней не только темные, но и светлые стороны. В его душе, душе писателя, хранились неисчерпаемые запасы нежности и милосердия, которыми он щедро делился со своими читателями.

Чтение учебника. Ответы на вопросы учителя.

1. Какую роль значение имеет творчество Чарльза Диккенса в русской литературе?

Что привлекало в романах писателя русского читателя?

Какая жизненная школа определила гуманистическую направленность прозы Дикенса?

Что привлекало Дикенса журналистская деятельность?

Какую роль отводил Дикенс литературе?

О соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Мотивирование к учебной деятельности. Создание ситуации затруднения

Слово учителя: Мы сегодня с вами поговорим о произведении Ч. Дикенса «Рождественские истории». В литературе есть такое понятие, как «Рождественские рассказы» Они связаны с чем – то добрым, с надеждой на чудо.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Как вы думаете, почему именно Рождество?

Какие рождественские рассказы вы уже читали?

Имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

Изучение нового материала

Анализ «Рождественской истории»

«Скрудж был единственным доверенным лицом Марли, его единственным уполномоченным во всех делах, его единственным душеприказчиком, его единственным другом и единственным человеком, который проводил его на кладбище». (Отрывок 1)

«Начать с того, что Марли был мертв», - это первая строка произведения Ч.Диккенса. Только ли Марли «был мертв»?

Почему автор несколько раз повторил слово «единственным»? Насколько важно это слово в тексте?

Выразительное чтение учителем отрывка «Ну и сквалыга же он был, этот Скрудж! – последнее признание».

Работа в парах. Составление схемы №1. Индивидуальное задание. Составьте «словарик» этого описания (с. 104 учебника). В отрывке выделяются словосочетания с глаголами: «выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать,

вымогать», «прятался, как устрица», «холод заморозил», «заострил», «сморщил, сковал», «заставил посинеть губы и покрасить глаза, сделал ледяным… голос», «подбородок, … волосы и брови… заиндевели от мороза», вносил леденящую атмосферу, «не позволял ей оттаять», «тепло не могло обогреть», «мороз… не пробирал»; с прилагательными: «старый греховодник», «холоден и тверд», «скрытный, замкнутый, одинокий», «душевный холод», «старческие черты», «крючковатый нос», «скрипучий голос», «леденящая атмосфера»; сравнение героя с яростным ветром, с лютой метелью, проливным дождем.

Отрывок 2

Какова роль нагнетания глаголов, прилагательных в характеристике Эбинизера Скруджа?

Почему в день сочельника Скрудж не видел основания веселиться?


Почему Скрудж стал таким жадным и «Мертвым?


Что изменило главного героя?

Учащиеся отвечают на вопросы. (чтение отрывка 1)

Отрывок 1

«Начать с того, что Марли был мертв», - это первая строка произведения Ч.Диккенса. Только ли Марли «был мертв»?


Почему автор несколько раз повторил слово «единственным»? Насколько важно это слово в тексте?


Отрывок 2

Какова роль нагнетания глаголов, прилагательных в характеристике Эбинизера Скруджа?


Почему в день сочельника Скрудж не видел основания веселиться?

Почему Скрудж стал таким жадным и «Мертвым?


Что изменило главного героя?

Почему Срудж стал злым?

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

Закрепление изученного материала

Обобщающая беседа

Вопросы:

Какова идея произведения?

Какие выводы можно сделать для себя, прочитав «Рождественскую историю»?

А кто виноват в том, что человек становится одиноким?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке


оценивают собственную учебную деятельность.

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


Подведение итогов урока. Рефлексия

Что вы можете сказать об отношении автора к главному герою «Рождественской песни»?

В чем это отношение проявилось?

Отвечают на вопросы

Что вы можете сказать об отношении автора к главному герою «Рождественской песни»?

В чем это отношение проявилось?

оценивают собственную учебную деятельность.

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


Домашнее задание

Учебник, С. 66 – 76, читать

Учащиеся записывают домашнее задание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!