Интегрированный урок по химии и математике "Решение задач по теме "Смеси"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока по химии и математике для 9 класса

 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по химии и математике "Решение задач по теме "Смеси"»


Интегрированный  урок по математике  и  химии
 на тему:
 
«Решение задач на сплавы и растворы»


Цель урока: 
Рассмотрение   алгоритма  решения  задач  на  смеси: 
знакомство с приемами решения задач в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов.
Задачи урока:

Образовательные:

1.       Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.

1.1.  Формировать практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.

1.2. Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.


Развивающие:

2.       Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.

2.1 Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.

2.2 Развивать умение оценивать собственные возможности.


Воспитательные:

3.       Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

3.1.       Воспитывать  у  учащихся  внимательность, умение слушать учителя.

3.2.      Учить учащихся самооценке, самоконтролю.

Тип урока:
Интегрированный урок
Комбинированный урок

Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки, письменная проверка

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности


ТСО и наглядность:  Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.


Ход урока.


1этап.  Организационный момент. (Слайд 1.)

Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач.

Учитель химии: Здравствуйте! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях.

Учитель химии: А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

(Демонстрация химического опыта «метод стаканчиков»)

2этап. Актуализация.

Учитель химии: Наливаю в 2-а химических стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).

Учитель математики:  А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества. (Слайд 2.)

Итак, тема урока  « Решение задач на смеси растворы».

Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси, ознакомление с приемами решения задач в математике и химии, формирование целостной картины о взаимосвязях предметов в школе.) (Слайд 3.)

- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)

- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.

Учитель химии: ( Рефлексия настроения (слайд) )

На слайде вы видите смайлики,  определите,  какому смайлику соответствует  ваше настроение, и на полях тетради нарисуйте данный смайлик. (Слайд 3.)

Девизом нашего урока будут слова французского писателя, поэта Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери: «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» (Слайд 4).


Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения , поэтому начнем с кроссворда

Устная разминка:(Слайд № 3)

Кроссворд:





1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)

3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)

4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.

5 . Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)


Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.

- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)

- Как выразить процент некоторого числа в виде десятичной дроби?  

Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.

Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)

(Математическая разминка). (Слайд 5-15.)

 Учитель химии:

– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

3 этап.  Закрепление и систематизация знаний, полученных ранее.

 

Учитель химии: Предлагаю решить задачу №1. (Слайд 17)

«Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько граммов марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ 75г).


Дано: Решение:

ω % =15% ω %= (m(в-ва)/ m(р-ра))*100%

m(р-ра) – 500г m(в-ва)= m(р-ра) •ω     

m(в-ва)=? m(в-ва)= 500*0,15=75г ответ: 75г марганцовки



Учитель математики.

– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты мы применим  при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)

    Найти  15%  от  500.
1)  15% = 0,15
 2)  500*0,15=75(кг)
Ответ: 75 г.

– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.

Сообщение учащегося . «Растворы на кухне и в домашней аптечке».

4. Физкультминутка – зарядка для глаз. (Слайд 17.)


Учитель математики:   (Слайд 18.)  Задачам на смеси в школьной программе по математике  уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. Рассмотрим еще одну задачу, при решении которой мы будем пользоваться вспомогательной таблицей, позволяющей быстро найти ход решения.

 Задача №2.      Сплавили 300г сплава олова

И меди, содержащего 60 % олова, и 900 г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?

О чем говорится в этой задаче? (о сплавах.)

Что происходит с веществами? (сплавляют.)


Решение: Составим  таблицу


Олово медь олово медь олово медь

60%


+

80%


=

Х%


300 г 900 г 1200 г

Данную задачу можно решить 2-мя способами: относительно массы олова, и относительно массы меди. Решим задачу относительно массы олова.

1) 300*0,6=180г

2) 900*0,8=720г

3)( 1200*Х):100=12Х

Составим уравнение и решим

180+720=12Х

Х=75

Ответ: 75%


Учитель химии: А сейчас мы разберем химический способ решения этой задачи.

Учитель химии:

Задача . Какой объем воды необходимо добавить к 50г уксусной эссенции, массовая доля уксусной кислоты в которой равна 70%,чтобы приготовить 3% уксус?

Учитель химии: А сейчас мы решим экспериментальную задачу

Необходимо приготовить 20г 5% -ого раствора поваренной соли.

(Слайд 20)

Решение                     1.Расчётная  часть

Дано:                              

ω%=5%  

m(р-ра)=20г                

m(в-ва)=?                   m(в-ва) = m(р-ра) ·ω                          

V(р-ля) = ?                    m(в-ва) = 20 · 0,05 = 1 г.

                                   m(р-ля) =  m(р-ра) -   m(в-ва)

                                   m(р-ля) =  20 – 1 = 19 г

                                   V(р-ля) =   m(р-ля) : ρ= 19г : 1г/мл = 19 мл

                      Ответ: 1 г соли и 19 мл воды.

 2.  Экспериментальная  часть  ( Соблюдать правила  техники безопасности).

1.      Уравновесить весы.

2.      Взвесить необходимое количество соли.

3.      Отмерить мерным цилиндром  воду.

4.      Смешать воду и соль в стакане.


4. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 3.)


Учитель химии: Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили?  (дети отвечают). Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на смеси.) Действительно, во всех задачах фигурируют расчеты, связанные с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики: Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)

При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

5.  Домашнее задание.

Учитель математики: Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ОГЭ? Наш урок подошел к концу, запишите домашнее задание. (Слайд 21.)


Учитель химии:  И мы предлагаем вам написать СМС товарищу, был ли полезным для вас этот интегрированный урок, используя словосочетания на данном слайде. (Слайд 22.)

И на полях в тетради укажите свое настроение после урока.                       

 


Учитель математики: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать. (Слайд 23.)

Уже знаю, скрыть
Вы уже знаете о суперспособностях учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Скачать

© 2021 12 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей