СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по химии и изобразительному искусству "Химия и цвет"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке учащиеся расширияют знания  о влиянии строения атома и вещества на возникновение цвета,  проводимые опыты помогают увидеть, как окрашиваются молекулы в разные цвета, а также   межпредметную  связь химии и изобразительного искусства через картины художников.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по химии и изобразительному искусству "Химия и цвет"»

Интегрированный урок химии и изобразительного искусства по теме

« ХИМИЯ И ЦВЕТ» в 9 классе.

Эпиграф урока «ВСЁ ЖИВОЕ СТРЕМИТСЯ К СВЕТУ» В. Гете

ЦЕЛИ: познакомить обучающихся с влиянием цвета на эмоциональное состояние человека, с тем, как устроены молекулы окрашенных веществ и отчего зависит их цвет.

ЗАДАЧИ:

обучающая - дать возможность увидеть межпредметную связь химии и изобразительного искусства, рассмотреть, как под действием условий вещества приобретают окраску и могут менять её , расширить знания обучающихся о влиянии строения атома и вещества на возникновение цвета, способствовать положительному эмоциональному восприятию цветоощущения, дать возможность выразить обучающимся личное эмоциональное состояние в практической работе по химии и изобразительному искусству;

развивающая - повторить основные понятия химии- свойство, вещество, атом, молекула, ион, диссоциация, продолжить формирование представления о веществах их строении и свойствах.

воспитывающая – раскрыть место цвета в жизни человека, продолжить развитие культуры общения, формировать познавательный интерес и положительную мотивацию к изучению химии и изобразительного искусства.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, образцы минералов , малахит,

химические реактивы и оборудование для проведения опытов (сульфат меди(III), хлорид меди (II), вода, фильтрованная бумага, хлорид натрия, хлорид лития, спиртовка, спички, гидроксид натрия, фенол-фталеин, свекольный сок, уксусная кислота, раствор соды, дихромат алюминия);

краски, кисти, бумага для рисования.





ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Учитель ИЗО:

“Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат белые листочки. В верхнем углу нарисован смайлик, возьмите цветной карандаш и закрасьте его тем цветом, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас.

- Тех кто выбрал зеленый , ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный - желают общаться.

Желтый – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!


2. Актуализация знаний, мотивация.

Учитель химии. Наш урок сегодня будет необычным, вместе со мной его будет проводить ещё и учитель изобразительного искусства. Я думаю, что этот урок вызовет у вас интерес и к химии и к изобразительному искусству.

Учитель ИЗО

-Ребята, все вы знаете слово «красота». Поделитесь своими впечатлениями о том, что особенно красивого вы видели дома, в гостях , в школе или другом месте. (высказывания учащихся)

-Что же такое красота? ( Ответы детей)

В словаре Ожегова такое определение: «Красота – это всё красивое, прекрасное, все то, что доставляет нам эстетическое и нравственное наслаждение».

Учитель химии

Демонстрируются минералы.

-Красивые? Опишите мне их. Чем они отличаются или сходны? Как одним словом можно назвать все признаки описанного минерала? (свойство) Что такое свойство? Чем они отличаются друг от друга? (цвет) Что такое цвет? О чём пойдет речь сегодня на уроке?

Тема нашего урока «Химия и цвет»

Какие цели мы поставим? (определение целей урока)

1. Что такое цвет?

2.Как он возникает?

3.От каких условий зависит цвет?

4.Какое значение имеет цвет?


3. Изучение нового материала.

1. Почему вещества отличаются разными свойствами? От чего это зависит?

2.Какое строение имеют вещества?

3. Что такое молекула?

4.Что такое атом? Минералы, которые я вам показала это в основном соли. Какое строение они имеют?

5.Что такое соли? А с точки зрения электролитической диссоциации соли это электролиты?

6.Что такое электролиты? Как их можно получить? (растворить в воде или расплавить) опыт – растворение в воде сульфата меди(2) и хлорида меди(2).

7. Чем отличаются? Что такое диссоциация? Что образовалось в растворе?

8. Что такое катион и анион?

Чем же определяется цвет раствора?

Задание: запишите уравнение диссоциации растворенных веществ

-Подумайте, можно ли предсказать состав вещества, если посмотреть на него? (показываю малахит) Что можете предположить есть в его составе?(Ответы детей)

-Правильно, ионы меди. Знания о цвете помогли вам высказать предположение о составе вещества.

Учитель ИЗО

- Скажите, при каком условии отсутствует цвет? (тьма)

Значит, для того чтобы наблюдать цвет, необходимо освещение.

А из чего состоит свет? Свет – это спектр, это поток частичек, очень маленьких, точнее сказать поток энергетических частичек отличающихся друг от друга энергией.


Учитель химии.

-Но вернемся к растворам. Откуда возник цвет раствора? В растворе есть ионы. Что такое ионы? Что такое атом? Из каких частиц состоит атом? Ядро и электронная оболочка. А если атом присоединяет или отдает электрон получается ион. Электроны иона способны прыгать с уровня на уровень, но при условии , что они поглощают энергию. Откуда берется энергия, необходимая для прыжка электрона? ( из солнечного света). Проходя через раствор хлорида меди(2), ионы меди поглощают все лучи, кроме синего и поэтому раствор нам кажется синим, проходя через раствор хлорида хрома – зелёным. Цвет раствора это результат работы электронов. Вот мы уже и у цели. Давайте проверим это на опыте.

Практическая часть.

Опыт 1. Смочите кусочки фильтровальной бумажки растворами солей натрия, калия, лития, кальция. Закрепите кусочки бумаги в держателе и внесите в пламя спиртовки. Что наблюдаете? Пояснение: соли этих металлов окрашивают пламя в характерные цвета, соль натрия – в жёлтый, калия – в фиолетовый, лития – в карминно-красный, кальция – в кирпично- красный. Это свойство используется для обнаружения солей и при изготовлении фейерверков и сигнальных ракет.

Опыт 2. Влияет ли температура на цвет раствора? Налейте в две пробирки гидроксида натрия и добавьте по капельке фенолфталеина. Что наблюдаете? Одну пробирку нагрейте. Что наблюдаете? Окраска исчезает.

Пояснение : Константа диссоциации воды сильно зависит от температуры. Пробирка с фенолфталеином обесцвечивается, так как среда становится менее щелочной.

Опыт 3.У вас в трёх пробирках находится свекольный сок. Отметьте его цвет. В 1 пробирку долейте уксусную кислоту, во 2 пробирку прилейте раствор соды, а в 3 пробирку воды. Что наблюдаете? Пояснение. Сок обыкновенной свеклы может служить в качестве примера зависимости цвета природных красителей от кислотности среды. В первом случае среда кислая – цвет раствора пурпурный, во втором – раствор голубоватый, так как среда щелочная, в третьей пробирке среда нейтральная, цвет бордово- коричневый и возможно выпадение хлопьев.

Итак, цвет раствора – это результат работы определенного количества электронов иона и зависит цвет от температуры и среды раствора.

Отвлечемся от химии. Где, в каком искусстве цвет выступает основным инструментом деятельности? (ответы детей- в изобразительном искусстве)

Учитель ИЗО.

Живопись – это искусство воздействия цвета на сознание и чувства человека. С помощью цвета художники могут выразить какую- то определенную идею, передать настроение. Глядя на картину, человек может заряжаться энергией, у него возникают различные чувства – радости, тревоги, печали, покоя. Цвета можно разделить на две группы – теплые и холодные. Назовите, какие цвета относятся к теплым? (красный, желтый); к холодным? (зеленый, синий).

Разные цвета вызывают разные чувства и могут влиять на организм человека. Желтый – радость, оранжевый – жизнерадостность, зеленый – покой, синий – прохладу. Поэтому важно правильно подбирать цвет для разных помещений, предназначенных для работы и отдыха. Например, яркие, темные цвета угнетают, а спокойные располагают к отдыху. Так же с давних времён цвету придавалось особое символическое значение. Например, красный цвет- это огонь, тепло, жизнь. Выражает торжественность, означает почет и уважение, праздник. Давайте посмотрим, какие чувства вызывают работы художников на примере красного цвета. Красный цвет – один из основных - имеет множество оттенков - от светло-розового до красно-коричневого. О них превосходно сказал Александр Грин в «Алых парусах», что мне остается только повторить эти великолепные строки.

«Грэй смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет.
Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» — «прекрасно» — «великолепно» — «совершенно»;

В складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана… Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя… Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй.
В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени — ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения».


К. Брюллов «Последний день Помпеи». Эта картина показывает катастрофу, унесшую жизни многих людей. В 1827 году, побывав на раскопках Помпеи в Италии, под большим впечатлением от увиденного, Карл Брюллов начал работу над картиной «Последний день Помпеи». Картина давалась мастеру тяжело. Несколько долгих лет творил художник. Закончил работу он только в 1833 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге .Размер — 456,5 × 651 см.

Первое, что бросается в глаза, это контраст темного и светлого.  На картине преобладают темные цвета. Брюллов таким образом подчеркивает "мрак", который поглощает Помпеи, всю неизбежность гибели. Светлые тона в правом верхнем углу картины ограничены насыщенными тёмными тонами, которые поглощают свет. Мы видим, как на светлом фоне сокрушаются статуи, которые когда-то придавали величия и духовности этому городу.

Так же мы видим много красного. Здесь красный цвет вызывает чувство тревоги, опасности, неотвратимое возмездие огненной стихии. Картина именно "кричит" о своей трагичности. Себя тоже художник написал на этой картине- в красных одеждах мужчина, пытающийся спасти предметы искусства.  Карл Брюллов признавался, что красный цвет – его любимый.



Учитель химии. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.

Опыт «Вулкан» (Тип реакции здесь – разложение).

Учитель ИЗО. Путём опытов мы получили разные цвета. С помощью цвета в искусстве можно выразить разные чувства, настроение.

Задание: нарисовать все то, о чем мы говорила сегодня на уроке, и в правом нижнем углу закрасить цветным карандашом смайлик, выразив свое настроение в конце урока. А затем поместите свою работу на доску.(выставка работ) . Красиво? ( (ответы детей)

Учитель ИЗО. Человек, хотя и «царь», но он часть природы и его не могут не трогать великолепие и разнообразие окрасок, цветов и расцветок, которыми щеголяют представители животного и растительного мира нашей планеты. Каким бедным, мертвенным и сухим был бы мир без цвета! Цвет не оставляет человека равнодушным. В настоящее время твёрдо установлено, что любой однородный цветовой фон утомляет глаз, который уже не способен различать этот цвет. В этом причина, по которой папуасы Новой Гвинеи не способны различать зелёный цвет, а в стихах Гомера нет эпитета «синий». Цвет – необходимое условие существования человека, и до тех пор, пока на Земле будет существовать человек, не прекратятся попытки всё глубже и глубже проникнуть в суть явления цвета.

Учитель химии. Нами выявлено, что основа для объяснения цвета = состояние электронов в молекуле. Подвижность электронов, их способность переходить с одного энергетического уровня на другой, перемещаться от одного атома к другому – всё это создаёт возможность появления цвета. Процесс появления и исчезновения цвета определяются состоянием электронов в конкретной системе атомов и молекул.

Учитель ИЗО. Красители и краски не только украшают нашу жизнь, но и помогают в технике, различных отраслях хозяйства, защищают металлы от коррозии, делают более прочными изделия из полимеров и стекла, охраняют нас от вредных веществ, сигнализируя своей окраской об опасности заражения вредными веществами.

Учитель химии. В медицине цветные реакции помогают вовремя обнаружить болезни, светящиеся красящие вещества помогают следить за приборами в полумраке кабины автомобиля, в космическом корабле и на капитанском мостике океанского лайнера. Мир цвета познаваем, и с каждым открытием перед человеком всё полнее раскрывается гармония этого мира.



5. Подведение итогов.

Учитель ИЗО. Так что же такое красота? Доставило ли вам наслаждение от того, что увидели на нашем уроке.

Учитель химии. Давайте посмотрим, достигнуты ли цели урока, которые мы поставили. Понравился ли вам урок? Кто испытал затруднение?

Домашнее задание. Повторить &1, 6, 7.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!