Интегрированный урок окружающего мира и технологии
по теме «Зачем строят корабли?»
1 класс (программа «Школа России»)
Цели: познакомить детей с назначением и устройством кораблей, создать аппликацию «Корабль».
Задачи: актуализация знаний детей о водном транспорте, развитие речи учащихся, памяти, воображения и мыслительных операций (анализ, сравнение), обогащение словаря, развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий с ножницами и бумагой.
Планируемые результаты: различать по внешнему виду основные группы судов; уметь объяснить, зачем строят корабли, знать правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
Оборудование, материалы и инструменты необходимые для урока: глобус, демонстративный материал – виды плавательных средств, устройство корабля, разрезной материал, ребус; картон, цветная бумага, ножницы, клей, фломастер чёрного цвета, образец работы.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели. Тихо мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Пожелаем друг другу добра.
Нам урок начинать пора.
Повторение пройденного материала
- На прошлых уроках мы говорили о транспорте.
- Ребята, скажите, какие виды транспорта вы знаете?
- Чем отличается железнодорожный транспорт от автомобильного?
Постановка учебной задачи
-Чтобы догадаться, о чем пойдет речь на уроке, разгадайте ребус (корабль)
-К какому виду транспорта можно отнести корабли?
- Прочтите на с.64 тему урока.
- На уроке мы научимся объяснять назначения судов, различать их основные виды.
4. Изучение нового материала
- Что у меня в руках? (глобус) Если мы посмотрим на нашу Землю, то увидим, что большую ее часть занимают моря и океаны. Несколько тысяч лет назад отважные мореплаватели отправлялись в опасные, полные приключений плавания в поисках неизведанных земель. Так, бороздя моря и океаны, они открывали новые острова и континенты, такие как Америка и Индия. А как же начиналось мореплавание?
- Посмотрите на картинки на доске. Что у них общего? (это плавательные средства)
- Какие из них появились еще в глубокой древности, а какие – современные? (Высказывания детей.)
- Люди заметили, что дерево не тонет в воде. Они догадались связать несколько брёвен вместе - получился плот.
- Позднее человек изобрел лодку. Древние люди выдалбливали лодки из целого ствола дерева. Они удаляли лишнюю древесину при помощи своих простых инструментов.
-Затем появились первые корабли - парусники. Они двигались по воде с помощью парусов и ветра. Парус – кусок толстой ткани, привязанный к мачте. Так люди сделали ветер своим помощником. Он нес корабли через моря и океаны. Сейчас парусники тоже существуют, используются они для спортивных соревнований.
- От строительства лодок и плотов человек перешёл к более сложным кораблям - судам. Они приводятся в движение топливом – углем или бензином. Называют такие суда пароходами и теплоходами.
Физминутка.
- Ребята, а зачем строят корабли? (Звучат произвольные ответы детей)
- Я вам предлагаю поработать группами: соберите картинку из частей и предположите, для чего используют это судно (Дети, рассматривая рисунок, читают названия кораблей и рассказывают о назначении каждого судна)
Пассажирское судно.
Этот корабль курсирует по морю между несколькими странами и городами; он перевозит не только пассажиров, но и автомобили, автобусы. Корабль огромный - вмещает сотни и даже тысячи пассажиров. Для них на корабле кроме кают со всеми удобствами есть магазины, рестораны, танцевальные и спортивные залы, бассейны и многое другое.
Рыболовное судно.
Само название говорит о том, что на этом судне ловят рыбу и другие морепродукты. Такие суда оснащены сетями.
Военное судно.
Военные моряки защищают морские границы Родины.
Грузовое судно.
На таких судах перевозят различные грузы: песок и уголь, машины и целые вагонные составы. Танкеры перевозят нефть, из которой производят бензин. Другие грузовые судна привозят фрукты и овощи из жарких стран в наши широты.
- Хотя корабли разные, но устроены они похоже. (Рассматривается устройство корабля)
Корма – задняя часть судна, противоположная носу.
Нос – передняя часть судна.
Борт –верхний край боковой стенки судна, а также сам бок судна.
Палуба - горизонтальное перекрытие в составе корпуса судна, расположенное по всей его длине.
Якорь – конструкция, предназначенная для удержания корабля.
Закрепление изученного материала
- Поднимите руки те, кто плавал на каком-нибудь плавательном средстве. Хотите сейчас отправиться в путешествие?
-Я вам предлагаю сделать коллективную аппликацию – вот такой корабль (демонстрируется готовая поделка). Работать нужно дружно и аккуратно.
-Для работы нам понадобятся следующие материалы и принадлежности: цветная бумага, белый картон, ножницы, клей, фломастер черного цвета.
-Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами (ответы детей)
Практическая часть.
Вырежите элементы из цветной бумаги.
Создайте композицию на картоне.
Приклейте элементы к картону.
Дорисуйте фломастером канаты, соединяющие паруса и мачту, чаек.
Работа готова.
-Какой отличный корабль у вас получился!
- Сделайте вывод, что такое корабли.
- Прочитайте вывод на с.65.
6. Итог урока
- К какому виду транспорта относятся корабли?
- Назовите виды караблей.
- Зачем строят корабли?
-Из каких частей состоит корабль?
7. Рефлексия
- У вас на партах лежат смайлики. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению. Спасибо за урок!