I. Мотивация учебной деятельности. | - Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Много интересного нас ждёт впереди. Сядем ровно и пожелаем друг другу счастливого пути. Я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко. (слайд №2) - Пусть каждый его лучик заглянет только обогреет вас, но и придаст сил и уверенности в знаниях. | Психологически настраиваются на урок | Личностные УУД : - Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
III. Актуализация знаний | - Внимательно слушаем и дружно на вопросы отвечаем. Самые точные ответы будут отмечены жетонами, и вы станете участниками игры. 1. Назовите части растений. 2. Что необходимо для жизни растений? 3. Как могут размножаться растения? 4. Каких хищных животных вы знаете? Почему они так называются? 5. Как называются детёныши барана, козы, коровы, лошади? 6. Какие продукты питания получаем мы от домашних животных? 7. Может ли человек обойтись без растений и животных? - За каждый свой ответ вы получили жетоны. Они помогут вам узнать в каком туре вы будете играть. «Птицы» «Животные» «Растения» - « Барабан» у нас необычный, на нём вместо баллов – оценки, которые победитель может получить по Окружающему миру. (слайд №4) | Отвечают на вопросы. Слушают ответы. Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки | Коммуникативные УУД: - умение вести диалог Регулятивные УУД: - умение высказывают свои версии, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
IV. Решение учебной проблемы | (слайд №5) 1ТУР. «Птичий» - Эта птица живёт в степях. У неё много врагов. Взрослых птиц уничтожает беркут. На яйца охотятся лисы и волки. Она хорошо бегает и неплохо летает. ( ДРОФА) (слайд №6) - Посмотрите на эту птицу. Ей по праву есть чем гордиться. И красива, и стройна. Деток своих очень любит она. Чтение информации о ДРОФЕ Дрофа обыкновенная, или дудак,— одна из самых крупных птиц в фауне России, размером с большого индюка (масса достигает 16 кг, в редких случаях даже 21 кг). Окраска оперения сверху рыжая с черными пестринами, снизу — белая. Самцы крупнее самок и отличаются наличием бледно-серого цвета усов в виде пучка длинных нитевидных перьев по бокам горла. Дрофа хорошо бегает и неплохо летает, хотя поднимается в воздух тяжело, с разбега. Летит затем обычно против ветра, низко, постепенно набирая высоту. На земле держится осторожно, издали замечая приближение человека или животного. Основные местообитания дроф — богатые растительностью степи (ковыльные, типчаковые), разнотравные луга, озимые поля. Здесь они находят пропитание в виде семян злаков и различных трав, молодых всходов и луковиц дикого лука и чеснока, различных насекомых, лягушек, ящериц, мышей. (слайд №7) 2 ТУР.«Животный» - Это животное с виду похоже на дикую лошадь, но отличается длинными ушами и коротким хвостом с кистью на конце. Питается колючками, полынью и пьёт горько-солёную воду. (КУЛАН) (слайд №8) - Держатся куланы табунами, пасутся над высокими холмами. От врагов очень быстро убегают, и копытами себя защищают. Чтение информации о КУЛАНЕ Это травоядное млекопитающее. Рацион питания состоит из трав, кустарников, растений. Большая часть жидкости поступает вместе с пищей. В то же время животные много путешествуют от одного источника воды к другому. Особенно это характерно для самок, вскармливающих своё потомство. Они живут с жеребятами небольшими стадами. Доминирующие самцы защищают районы, прилегающие к воде и спариваются с самками, которые приходят пить. Активны куланы на рассвете и в сумерках, так как в это время суток температура низкая. Представители вида при беге могут развивать скорость до 70 км/ч. Эти животные могут жить в неволе, но не приручаются. (слайд №9) 3 ТУР. «Растительный» - Это растение удивительное по красоте. Оно растёт в водоёмах. Имеет большие округлые листья и крупные белые цветки. (слайд №10) (КУВШИНКА) - Тишина. Лишь кое-где скрипнет камышинка. Спит на розовой воде белая кувшинка. - Кто из вас видел этот цветок? - Если вы не видели ещё это растение, знайте, у вас всё ещё впереди. Вы подрастёте, станете взрослыми и обязательно встретитесь с водяной лилией, так часто называют белую кувшинку. Чтение информации о КУВШИНКЕ Это бесстебельное многолетнее травянистое и водяное растение с крупными, плавающими листьями. Оно относится к кувшинковым. У него ползучее корневище, к нему примыкают листья, напоминающие по форме сердце, а также длинные цветоножки с белыми одиночными цветками. Цветки с большим количеством белых лепестков, издают легкий аромат, плавают на воде. Чашечка их – четырехлистная, зеленая. ФИНАЛЬНАЯ ИГРА. (слайд №11) - Посмотрите какие красивые животные, птицы и растения. - Животные и растения не умеют читать, но у нас для них есть своя особая книга, где записаны многие виды. (КРАСНАЯ КНИГА) (слайд №12) А как вы думаете для чего же создана Красная книга? | Выдвигают гипотезы Отгадывают слова. Читают новую информациюо животном и растительном мире Рассматривают иллюстрации | Регулятивные УУД: - умение высказывают свои версии, решать учебную проблему. Познавательные УУД: - умение моделировать, структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения |
V.Систематизация знаний. | - Почему они занесены в Красную книгу? (их мало, они исчезают) -А почему они исчезают? (нечего есть, негде жить) - И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Люди вырубают леса, распахивают поля, охотятся на животных, вылавливают рыбу и поэтому их становится всё меньше. -Так что же такое Красная книга? (Это книга, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений) -Давайте теперь подумаем, почему назвали именно «Красная книга», а не жёлтая, например. Вспомните, что обозначает красный цвет светофора? (Стоп. Это сигнал опасности, тревоги). (слайд №13) Красная книга создаётся с 1966 года. Страницы у неё разноцветные: на красных страницах исчезающие виды, на жёлтых страницах быстро сокращающиеся виды, на белых страницах редкие виды, на серых страницах малоизученные виды, на зелёных страницах восстановленные виды, на чёрных страницах не сохранившиеся виды,. Красная книга: информирует о видах растений и животных, находящихся в опасности, призывает изучать редкие виды растений и животных, советует, как сохранить редкие виды растений и животных, предупреждает об исчезновении растений и животных.) | Выступают по очереди | Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться Познавательные УУД: - умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), делать выводы |
VII. Практическая работа. Составление правил поведения в природе. | - Лучше создавать, чем губить, я надеюсь, вы в этом сегодня сможете убедиться! - Сегодня мы с вами сделаем свою мини-версию Красной книги, которую вы сможете забрать домой. - На партах лежат шаблоны страниц книги, животные и подписи страниц для наклеивания. Вырежьте всё необходимое, потом подойдите ко мне, и я скреплю вам страницы стиплером. После этого мы начнём вместе раскрашивать страницы и распределять животных. - Не забывайте о правилах работы с ножницами. (Звучит спокойная музыка, дети выполняют работу) ВЫСТАВКА РАБОТ -Мы узнали сегодня лишь о малой части животных, которые занесены в Красную книгу. Учёные создают Красные книги, а что же мы с вами можем сделать для природы? Давайте составим правила поведения в природе. (слайд №15) Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе! Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. Не лови диких животных и не уноси их домой. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы. Не шуми в лесу. -Давайте будем соблюдать эти правила, следить за тем, чтобы и другие их выполняли. | Дети работают в трёх группах. Распределяют работу. По шаблонам выполняют цветы. Составляют правила поведения в природе | Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться Личностные УУД: - умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. -самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе. |
VIII. Итог урока. Домашнее задание. | -Какую цель на уроке мы поставили? С какой книгой познакомились? - Можем мы обойтись без Красной книги? Почему? Красная книга – это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы. -О чём заставил задуматься урок? -Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. | Отвечают на проблемный вопрос, делают выводы по уроку | Познавательные УУД. - поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей |