Разницина А.И.
Интегрированный урок - одно из новшеств
современной методики
Аннотация
Данная статья затрагивает актуальные вопросы методики преподавания английского языка и географии, реализации ФГОС, важности интегрированных уроков в пенитенциарной системе. Внедрение интегрированных методик в преподавании уроков английского языка и географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня. Будущее нашей школы неразрывно связано с осмыслением огромного потока информации, в структурированных занятиях, представляющих определённое единство, где происходит взаимосвязь школьных дисциплин. Эти идеи всё настойчивее проникают в школьную практику, так как формируют деятельностный подход в обучении: помогают познавать, работать в коллективе. У обучающихся формируется критическое мышление, нестандартные подходы в решении задач урока, формируется разностороннее представление о стране и её традициях, повышается собственная самооценка.
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в современные школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Большинство школьных предметов имеют интегрированный характер, часто взаимопроникновение знаний одного предмета плавно переходит в другой предмет. Страноведческий, например, курс по географии невозможен без языковых познаний, традиций народов. Изучение отдельных стран, их экономики предполагает параллельное изучение истории народов, политических предпочтений. В современном изучении географии интеграция может происходить внутри предмета или межпредметно. В учебных программах географии и английского языка можно увидеть очень много общих тем, где рассматриваются одни и те же вопросы, проблемы, даже изучаются похожие объекты и явления. Английский язык считается особым предметом, он, как никакой другой учебный предмет, носит коммуникативный характер. Его изучают как средство общения между странами мира, англоязычными странами, в него проникают различные области знания, он преобразует культуру многих стран и сам преобразовывается благодаря другим культурам. Кроме того, ни один в школе предмет не даёт таких широких практических навыков, которые бы способствовали оценке демографических, экологических, экономических проблем, которые бы готовили человека к современному восприятию мира. Без географических знаний будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся обществе, воспринимать большой поток информации из разного рода источников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
– предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
– логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
– большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации такого урока мы учитывали следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому важно было правильно определить главную цель интегрированного урока.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требовалось тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителям (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
В форме интегрированного урока мы выбрали обобщающий урок, на котором попытались раскрыты проблемы, наиболее важные для предмета английский язык и предмета география.
Формирование мировоззрения – главное в обучении. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.
Мы всё сильнее осознаем причастность ко всему, что происходит на Земле. Важно дать учащимся единое представление о природе, обществе и своем месте в нем, соединять в восприятии учащихся основные знания по каждому предмету в широкую, целостную картину мира.
На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.
Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Опираясь на опыт других педагогов и используя, свой собственный, в данной работе я попыталась сформулировать цели и задачи интегрированного урока, а также разработала интегрированный урок по географии и английскому языку, данный урок был проведён мной и моей коллегой. Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире.
Основная идея интегрированного урока - способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении географии и английского языка, интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Задачи интегрированного урока – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся. Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии и английского языка. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса. Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить учащихся думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Новые методики появляются в связи с требованием времени. Меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков, формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у учеников возникает целостное восприятие мира. В своём интегрированном уроке мы старались использовать такие технологии, которые были бы направлены на совершенствование приёмов воздействия на учащихся при решении дидактических задач, рассмотрим их кратко:
1. Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных умений.
2. Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Данная технология прослеживалась на этапе «Разминка», когда учащиеся обдумывали и находили ответы на вопросы по географии и по английскому языку.
3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.
4. Технология формирования приемов учебной работы.
Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего–либо.
5. Технология формирования учебной деятельности школьников.
Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач.
В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников. Данная технология применили на этапе урока «Жители Северной Америки», учащиеся активно сначала обсуждали жителей Северной Америки, затем в театрализованной постановке увидели истинных жителей Северной Америки. Мнение учащихся о жителях практически совпало.
6. Технология учебно-игровой деятельности.
Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много. В нашем уроке была игра «Ромашка Блума».
7. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приёмами беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. Данная технология была применена в задании «Работа с интерактивной картой».
Таким образом, применяя интегрированные уроки в своей деятельности мы сделали процесс обучения более полным, интересным насыщенным. При пересечении предметных областей географии и английского языка такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия. С разработкой урока можно ознакомиться в приложении к данной статье.