СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе по теме «Поговорим о здоровье на языке процента»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: решение задач  по теме «Проценты». Установить связь между теорией и практикой на основе материала о здоровом образе жизни, развивать логическое мышление, способствовать глубокому и прочному усвоению изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе по теме «Поговорим о здоровье на языке процента»»

Коровкина Надежда Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение Китовская средняя школа

Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе по теме «Поговорим о здоровье на языке процента»

Цель урока: решение задач по теме «Проценты». Установить связь между теорией и практикой на основе материала о здоровом образе жизни, развивать логическое мышление, способствовать глубокому и прочному усвоению изученного материала.


Целевые установки на достижение планируемых результатов:

  1. Предметные: использовать понятие процента в процессе реальной, жизненной ситуации и решать основные типы задач на проценты.

  2. Личностные: работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

  3. Метапредметные: воспроизводить понятие процента, выбирать способы решения задач, обрабатывать информацию на основе материала взятого из биологии , контролировать и оценивать результаты своей деятельности.


Задачи урока:

  1. Образовательные: (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач, применять алгоритмы при решении, создать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты» с использованием материала биологии.

  2. Воспитательные: (формирование коммуникативных личностных УУД): слушать и вступать в диалог, формировать внимательность и аккуратность в вычислениях, воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому труду, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

  3. Развивающие: (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся, повысить познавательный интерес к предмету, развитие навыков и способностей критического, логического и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.


Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока



Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД


1.

Мотивация (самоопределение) к учебной

деятельности



Учитель создает эмоциональный настрой на урок.


- Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть вас на уроке. Сегодня мы с вами проводим необычный урок математика + биология. На нашем уроке присутствуют гости. А также группа журналистов, медиков и экологов.

Надеемся , что у вас хорошее настроение, как у солнышка на слайде, и вы готовы начать работу.

Слайд

Французский философ Ж.Ж. Руссо (1712-1778г) сказал: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой. ставить новые цели и стремиться к их достижению,,,» Как вы понимаете эти слова?


Учитель биологии: - Почему сегодня отсутствуют ребята на уроке.

-Ребята, а почему человек болеет?

- Какие факторы влияют на здоровье?

- Что нужно делать человеку, чтобы укреплять своё здоровье?



Сегодня мы обсудим тему «Здоровый образ жизни», которая в настоящее время является одной из самых актуальных для нашего общества.

Слайд

«Поговорим о здоровье на языке процента»

  • Как вы думаете : Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Наша с вами цель сегодня:

расширить знания о ЗОЖ,

познакомиться с биологическими аспектами проблемы на примерах математических задач на проценты.


Учитель математики:

  • Давайте вспомним, что же такое процент?

  • Где мы встречаемся с этим понятием?

В повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, (например: узнать содержание жира в продуктах), биологии (процентное содержание витаминов), физике. При сдаче ОГЭ, ЕГЭ обязательно предлагают текстовые задачи на проценты. Поэтому нам важно научиться решать эти задачи уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.




Слушают и высказывают своё мнение.




Не надо останавливаться на достигнутом, а нужно двигаться вперед, ставить перед собой цели и достигать их.


Отвечают на поставленный вопрос

(Плохо себя чувствуют – болеют.) Питание, чистый воздух, двигательная активность, режим дня и курение в нашей жизни.





Отвечают на поставленный вопрос (Процент – одна сотая часть любой величины.

1 % = = 0,01)

В магазине, и в банке, и в аптеке. Данные в процентах даются и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)



Л: формирование устойчивой мотивации к обучению; познавательного интереса к урокам математики.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Чтоб работать нам быстро и ловко, нам нужна для ума тренировка.


Устная работа (по слайдам)

  1. Задание: замените дроби процентами,


  1. Задание : проценты замените десятичными дробями

Вывод:

Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо…


А теперь открыли тетради и записали сегодняшнюю дату. Записали №1.

Слайд.

Народная мудрость

«Здоровье человека лишь на 2/25 зависит от медицинской помощи, на 3/20- от генетических факторов, на 1/5- от экологии, и более чем на 1/2- от образа жизни».

Восстановите в этой народной мудрости проценты, выраженные дробями.


Учащиеся устно выполняют предложенные задания.










Умножить на 100.






















Разделить число процентов на 100.





2/25 = 8 %

3/20 = 15 %

1/5 = 20 %

½ = 50 %







П: умение анализировать


К: умение оформлять свои мысли в устной форме.



3.

Выявление места и причины затруднений

Учитель биологии: С чем у вас ассоциируется понятие Здоровый образ жизни?




Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится».

Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение.

Что же является незаменимым источником нашего питания вы узнаете , разгадав этот кроссворд

Слайд.


Ответ: витамины.

Овощи и фрукты – вот незаменимые составляющие нашего рациона. Они являются источником многих необходимых человеческому организму витаминов.

Слайд.



Отвечают на вопрос.

























Ответы учащихся:

  1. Морковь

  2. Редис

  3. Петрушка

  4. Баклажан

  5. Помидор

  6. Малина

  7. Чеснок

  8. Тыква


П: умение ставить и формулировать проблему;

умение ориентироваться в своей системе знаний.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.



4.

Построение проекта выхода из затруднения

Учитель математики.

Задача № 1, Изюм один из самых полезных сухофруктов, он сохраняет практически все свойства свежего винограда, до 70-80% витаминов и микроэлементов. При сушке винограда изюм составляет 32% массы используемого винограда. Сколько изюма получится из 10 кг винограда?



Решение:

10: 100 32 = 3,2 кг


.



Задача № 2. Если суточная потребность организма в каротине 4,5 мг, то потребность организма в витамине А составляет 30% от потребности каротина. Какова суточная потребность организма в витамине А? (Источником для образования витамина А в организме человека служит каротин (провитамин А), содержащийся в овощах, плодах шиповника и особенно в моркови и томатах.)


Решение: 4,5: 100 30 = 1,35 мг



5.

Реализация построенного проекта

Задача 3 . В 100 г моркови содержится 20% витамина А. В день нужно съедать 8% витамина А. Сколько грамм моркови нужно съедать в день?



Задача 4. Из молока получается 8 % творога. Сколько творога получиться из 300 кг молока.


Учитель биологии.

Витаминами называются органические вещества , которые не образуются в человеческом теле. Человек получает витамины из пищи. Витамины не несут энергетическую нагрузку, а являются биологически активными веществами. Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года.

А сейчас мы послушаем журналистов, что они нам скажут по этому поводу.



Сообщения одноклассников

Журналисты.

Журнал «Здоровья» информирует :

  1. Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты,  повышающие жизнедеятельность организма.

  2. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма.

  3. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.

  4. Витамины оказывают сильное влияние на рост, развитие, обмен веществ,

  5. При отсутствии в пище того или иного витамина возникают заболевания – авитаминозы


А что скажут медики по этому вопросу.

  1. Для нормальной жизни человеку нужно около 20 витаминов.

Познакомимся с некоторыми из них.

Витамин А содержится в сливочном масле, рыбьем жире, яичном желтке, молоке, моркови, помидорах, абрикосах и др. При его недостатке дети плохо растут, у них нарушается формирование зубов, волос, поражаются дыхательные пути, кожа, развивается “куриная слепота”, неспособность видеть при слабом освещении.

  1. Витамин В содержится в неочищенных зёрнах злаков, молоке, твороге, яичном желтке, печени и др. Учитывая интенсивную скорость роста у детей, надо понимать, что потребность в кальции очень высока. Дефицит кальция ведёт к нарушению формирования костей и зубов, задержке роста. Молоко можно заменять кефиром, кефир – йогуртом.

  2. Исключительно важным является витамин С. В больших количествах он содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, капусте, петрушке, луке и др.


  1. В последнее время резко возросло количество случаев рахита и остеопороза у детей , проблем с скелетом – у взрослых. Это заболевание, в первую очередь, вызвано недостатком витамина Д и кальция.

Дефицит витамина D и кальция, приводит к размягчению костей и симптомам искривления ног, задержки роста и слабости. Витамин D содержится в рыбе, молочных продуктах, яичных желтках, грибах, капусте , кабачке и других.

  1. Человеку для здоровья

Витамины все нужны,

Ешьте ягоды и фрукты

В жизни ведь они важны.

Ешьте клюкву, перец, лук,

Помидоры, апельсины,

Баклажаны, мандарины.

И тогда всегда вы будете

здоровы!


1) 100:20=5 г моркови в 1 %;

2) 5 ˑ 8 = 40 г – необходимо.


300 :100 *8= 24(кг)


Обучающиеся слушают сообщение, подготовленное одноклассником:


.  А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ.


Р: умение работать по составленному плану.

П: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение делать предположения и обосновывать их.


К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.




Задание по биологии. Каждая группа получает набор картинок с продуктами. Их нужно распределить по наличию в них витаминов А, В, С, Д . Каждая группа получает карточек с изображением продуктов.


А ,

В

С

Д






Проверяем правильность заполнения таблицы.


6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Вывод: Итак, витамины необходимы для нормального функционирования организма человека. Их недостаток приводит к ослаблению иммунитета, появлению разнообразных болезней, нарушению обмена веществ, излишней полноте. Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание. Они улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. Давайте и мы с вами подвигаемся.



К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7.

Физкультминутка

А сейчас, ребята, встали.

Руки медленно подняли.

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз, так постоять.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь, вы все садитесь

И за дело вновь беритесь.


Один ученик проводит физкультминутку


8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель математики: - Ну а теперь поговорим о том, что вредит здоровью.

Для этого разгадайте кроссворд

Какие же бывают привычки?

Об одной из таких привычек вы узнаете выполнив задание.

Слайд. Расшифруйте

Запишите обыкновенные дроби в процентах. Расшифровав код, вы узнаете, что пагубно влияет на наше здоровье.

8/100

1/4

17/100

3/10

1/10

1/2

1/5

8

25

17

30

10

50

20

к

у

р

е

н

и

е

Р-17%, Е-30%, Н-10%, К-8%,

Е-20%, И-50%, У-25%

О том насколько вредно курение, вы узнаете решив задачи № 4, 5

Задача № 5

Норма суточной потребности человека в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?




Решение задач разбираем на доске.













Проверяем решение на доске


Решение:


125;100*20 = 25 (г)



П: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Р: отличать способ и результат своих действий с заданным эталоном.



Задача 6. Было опрошено 75 обучающихся. Из них, как оказалось, 4% - курят, 16 % - пробовали, остальные не курят. Выясните сколько обучающихся курят, сколько пробовали курить и не курят совсем.




Учитель биологии:

Вывод: С возрастом эту вредную привычку приобретают все больше и больше учащихся. Эти дети подвержены большему риску заболеваний и в 3 раза чаще болеют простудными заболеваниями. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6-10 минут.


А сейчас заслушаем мнение медиков по данному вопросу.

1-й ученик:

В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 650 – 900 градусов. При этом образуется около 6 000 веществ, из которых 120 ядовиты, 28,7% общей токсичности приходится на никотин. За 30 лет курильщик поглощает приблизительно 1 кг никотина. Выкуривая пачку сигарет в день, он получает дозу облучения в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. За 20 лет курения в легких скапливается до 6 кг сажи.

2-й ученик:

Подсчитано, что курение ответственно за 90 % случаев гибели от рака легкого, 75% - от бронхита; 25% – от ишемической болезни сердца.

3 ученик Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память. Всякому курильщику нужно держать в голове, что курение табака вредно сказывается не только на состоянии его собственного здоровья, но и на здоровье тех, кто его окружает.


Экологи:

  1. «Во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курить на рабочем месте. Курящему человеку могут отказать в приеме на работу, а не курящему дать более высокую заработную плату. Некоторые фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим


  1. «Народная мудрость гласит: «Один курит - весь дом болеет». Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина, еще часть разрушается при сгорании, остальное количество, т.е. половина, загрязняет воздух, помещение в котором курят.

  2. Человек ,который в течении часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты.»


Учитель математики.

Состояние вашего здоровья, физическое развитие и успеваемость в школе. еще зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.


75 : 100 * 4 = 3 ( чел.) – курят

75 : 100 * 16 = 12 (чел.) – пробовали

75- (3+12) = 60 (чел)


К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Р: понимать перспективы дальнейшей работы.



Задача № 7 . В 8 классе 25 учеников по итогам проведенного анкетирования выяснилось , что 40% учащихся класса ложатся спать после 23.00. Вычислите, сколько же одноклассников не выполняют режим дня.


У таких одноклассников снижается работоспособность, наблюдается вялость , усталость. Поэтому режим дня соблюдать нужно.

Решение:

25 ; 100 *40 = 10 (чел.)




Домашнее задание

Из учебника математики №1069, 1070.



9

Подведение итогов урока.


Наш урок подходит к концу. Подведём итог урока

– чем занимались,

что полезного узнали,

какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?








Ребята, вы сегодня очень хорошо и активно работали. Молодцы! А сейчас я попрошу каждую группу оценить работу каждого участника группы, т.е вы сообща подумаете и поставите каждому оценку за его вклад в сегодняшний урок.


Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.


- сегодня решали различные задачи на проценты;

- говорили о здоровье на языке математики;

-говорили о некоторых факторах влияющих на здоровье (правильное питание, двигательная активность, свежий воздух, курение и режим дня).

Выполняют самооценку своей учебной деятельности.

: умение оценивать себя на основе критерия успешности.

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке



















- А знаете ли вы, что положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.



У вас на партах лежат заготовки (изготовленные контуры лица, на котором нарисованы только глаза). В зависимости от отношения к проблеме здорового образа жизни, веры в личные возможности сделать свою жизнь счастливой, полной оптимизма, нарисуйте различные выражения лица – чем шире улыбка, тем больше уверенности в завтрашнем дне и в свои силы. Прикрепите магнитом к доске.

Сегодняшний урок хотелось бы закончить стихотворением.


Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, что бы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить. .

















Читает ученик
















Р: понимать перспективы дальнейшей работы.





Приложение 2

Таблица витаминов,

содержание витаминов в продуктах

Название витамин

Для чего нужен

Дневная норма

Признаки

нехватки

Лучшие

источники

  А
(здоровье кожи)

• Помогает расти.
• Делает кожу мягкой и эластичной.
• Оздоравливает слизистые оболочки.
• Полезен для зрения

1 мг в день, 100-200 г указанных продуктов

• Ухудшение зрения в сумерках
• Сухая и шероховатая кожа на руках, икрах ног
• Сухие и тусклые ногти
• Конъюнктивиты.
• У детей – задержка роста

Морковь, петрушка, сухие абрикосы (урюк), финики, масло сливочное, мороженное сливочное, брынза.

 B1

(здоровье кишечника)

• Способствует нормальной функции нервов.
• Поддерживает рост и работу мышц.
• Делает кожу гладкой и бархатистой.
• Улучшает работу кишечника

1-2,0 мг в день, в 300г указанных продуктов.

• Отсутствие аппетита
• Запоры
• Усталость и раздражительность
• Плохой сон

Соя, семечки,

горох, фасоль, крупа овсяная, гречневая, пшено, печень, хлеб с отрубями.

 B2

(здоровье губ и глаз)

• Защищает слизистые оболочки.
• Участвует в обмене жиров, белков и углеводов.
• Полезен для глаз.
• Защищает от ультрафиолета

1,5-2,4мг в день, 300-500г указанных продуктов.

• Воспаление слизистых оболочек
• Зуд и резь в глазах
• Сухость губ
• Трещины в уголках рта
• Выпадение волос

Горошек зеленый, хлеб пшеничный, баклажаны, орехи грецкие, сыр.

 B6

(здоровье волос и ногтей)

• Участвует в обмене аминокислот и жира.
• Помогает работе мышц, суставов и связок.
• Препятствует атеросклерозу.
• Улучшает функции печени.

2,0 мг в день, в 200-400 г указанных продуктов.

• Возникает дерматит
• Развитие артрита, миозита, атеросклероза и болезней печени
• Возбудимость, раздражительность, бессонница

Овсяные хлопья, грецкие орехи, гречневая, перловая и ячневая крупа, изюм, тыква, картофель, фундук, творог

 D

(здоровье костей)

"витамин солнца"

• Обмен кальция и фосфора.
• Рост и укрепление костей.
• Поддерживает иммунитет.

При совместном приеме с витаминами А и С помогает в профилактике простудных заболеваний, помогает в лечении конъюнктивитов

2,5 мкг в день, в 100-200 г указанных продуктов.

• Утомляемость, вялость.
• У детей – рахит.
• У взрослых – остеопороз

Яичный желток, белые грибы, сливочное масло, сметана, сливки, сыр "Чеддер".

 E


• Защищает от канцерогенов.
• Защищает от стресса.
• Поддерживает кожу в здоровом состоянии.
• Способствует усвоению белков и жиров.
• Благотворно влияет на половые железы.
• Помогает работе витамина А.

10 мг в день, в 10-50 г указанных продуктов.

• Мышечная слабость
• Бесплодие
• Эндокринные и нервные расстройства

растительное масло, орехи, зерновые и бобовые проростки, кукуруза, овощи.

 С

(здоровье всего организма)

• Защищает от инфекций
• Укрепляет слизистые оболочки
• Препятствует атеросклерозу и укрепляет сосуды
• Нормализует деятельность эндокринной системы
• Препятствует старению

от 75 до 150 мг

• Иммунитет слабеет и перестает давать отпор простуде и насморку

1. Облепиха,

2. Черная смородина,

3. Болгарский перец (зеленый),

4. Петрушка,

5. Укроп,

6. Шиповник,

7. Брокколи,

8. Киви, 9. Хрен,

10. Капуста.
Для сравнения: апельсины на 12-м месте, лимоны – на 21-м, а грейпфруты лишь на 23-м. 





Список использованной литературы

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013.

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2014.














7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!