СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок (математика + биология) по теме "Здоровье в процентах. Табакокурение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные: 

  • Продолжить формирование навыка решения практических  задач по математике  (решение задач на дроби и на проценты, нахождение части от целого и целого по его части).
  • Доказать математическим  способом возможный вред от курения.

Воспитательные: 

  • Пропагандировать  здоровый образ жизни.
  • Познакомить учащихся с отрицательным воздействием на организм вредных привычек (табакокурение).

Развивающая: 

  • расширить знания учащихся о вредном воздействии табака на организм, выработать навыки, сохраняющие здоровье человека.

 

Возраст детей: 13-14 лет (7-8 класс)

 

Форма работы: групповая.

 

Оборудование:

  • Рабочие тетради учащихся.
  • Электронное приложение к уроку (презентация).
  • Мультимедийное оборудование.
  • Плакаты, высказывания о вреде курения для оформления кабинета.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (математика + биология) по теме "Здоровье в процентах. Табакокурение"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

имени Героя Советского Союза Д.E.Кудинова

г. Вязьмы Смоленской области















Интегрированный урок (математика + биология) по теме

"Здоровье в процентах. Табакокурение"







Авторы: Бояршинова Марина Викторовна,

учитель биологии и географии,

Шаткова Елена Валерьевна, учитель математики

МБОУ СОШ № 10

г. Вязьмы Смоленской области














Вязьма, 2021



Цели урока:

Образовательные: 

  • Продолжить формирование навыка решения практических задач по математике (решение задач на дроби и на проценты, нахождение части от целого и целого по его части).

  • Доказать математическим способом возможный вред от курения.

Воспитательные: 

  • Пропагандировать здоровый образ жизни.

  • Познакомить учащихся с отрицательным воздействием на организм вредных привычек (табакокурение).

Развивающая: 

  • расширить знания учащихся о вредном воздействии табака на организм, выработать навыки, сохраняющие здоровье человека.


Возраст детей: 13-14 лет (7-8 класс)


Форма работы: групповая.


Оборудование:

  • Рабочие тетради учащихся.

  • Электронное приложение к уроку (презентация).

  • Мультимедийное оборудование.

  • Плакаты, высказывания о вреде курения для оформления кабинета.

 
























Эпиграф:

«Человек сам себе злейший враг»


УБ - учитель биологии

УМ - учитель математики


УМ

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас интегрированный урок математики и биологии "Здоровье в процентах", на котором речь пойдет о такой вредной привычке человека, как курение.

На нём мы будем решать не просто математические задачи, а постараемся математическим способом доказать возможный вред от курения. (слайд № 1)


УБ

Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.

Анатолий Гришин

УМ

Разобраться в этих сложных вопросах нам поможет медиажурнал "Хочу всё знать!"

В нашем журнале 8 страниц. Открывая каждую из них, вы узнаете много нужной и полезной для жизни информации. (слайд № 2)


УБ

Очень часто окружающие взрослые (учителя, родители) убеждают вас в том, что нужно бережно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, стараются уберечь от вредных привычек. К сожалению, вы редко прислушиваетесь к этим нравоучениям.

Сегодня мы не будем в очередной раз убеждать в этом, а постараемся подтвердить реальный вред курения фактами и математическими расчётами. Кроме того, попробуем показать вам, что курение оказывает негативное влияние не только на физическое состояние организма, разрушая его, но и на другие сферы нашей жизни.

А для начала – немного истории о появлении и распространении этой пагубной привычки:


Сообщение учащегося:

Табак родом из Америки. 12 октября 1492 года Христофор Колумб во время первого путешествия в новый свет причалил к неизвестному острову (Сан – Сальвадор, Багамские острова). Он увидел, что жители острова курят плотно свернутые в трубочку тлеющие листья какого-то растения. Растение это называлось КАОБА, а трубки для вдыхания курительной смеси – ТАБАКО (отсюда появилось слово «табак»). Сначала туземцы курили сами, а потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбное действие. Испанцы не хотели портить отношения с туземцами – они были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.

После второго путешествия Колумба семена растения табака были завезены в Испанию, а оттуда во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовала появлявшаяся тяга к курению.

В Россию табак был завезен в 1585 году через Архангельск английскими купцами.

Распространению табака в России способствовал царь Петр I. По его мнению, нельзя было отставать от западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни. Сам царь простудился, заболел и вследствие курения и ослабленных легких – умер до срока.


УБ

О вреде курения люди узнали ещё очень давно. Как же в разных странах на протяжении многих столетий проходила борьба с этой пагубной привычкой? (1 часть документального фильма «Опасная привычка» об истории борьбы с курением).

1 страница «В дыму сигарет» (слайд № 3)

УБ

А знаете ли вы, что такое сигаретный дым? (слайд № 4)

В момент затяжки температура на кончике сигареты достигает 6000-9000 С. При такой температуре происходит сухая перегонка табака, в результате которой образуются ядовитые вещества, крайне опасные для организма.

Проведя анализ, химики установили, что в табачном дыме содержится более 4000 химических соединений, из них более 40 особо опасны, так как вызывают рак, а так же несколько сотен ядов: никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, синильную кислоту и т.д. Концентрация большинства из них в табачном дыме выше, чем предельно допустимая концентрация (ПДК) этих соединений в воздухе.

Токсичность табачного дыма в 4,5 раза выше токсичности выхлопных автомобильных газов и в 248 раз дыма газовой горелки. При выкуривании 20 сигарет человек фактически дышит воздухом, загрязнение которого в 580-1100 раз превышает гигиенические нормы.

В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут.

Никотин по своей ядовитости равен синильной кислоте. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг или 2-3 капли. Именно такая доза поступает в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. (слайд № 5)


Задача № 1. (слайд № 6)

В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50% от количества никотина. Табачного дёгтя в 10 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет  80% от количества табачного дёгтя. Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.

УБ

Как можно опровергнуть поговорку: «Капля никотина убивает лошадь». А почему же курильщики не умирают?


2 страница «Курение и подросток» (слайд № 7)

УБ

Всем известно, что курить вредно. Так почему же люди курят? По какой причине люди чаще всего начинают курить? (анализ таблицы социологического исследования). (слайд № 8)


Задача № 2. (слайд № 9)

По статистике среди курящих подростков мальчиков 60%, девочек 40%. Определить, сколько курящих подростков в школе, если в 9-11 классах учатся 80 девочек и 70 мальчиков.


Задача №3. (слайд № 10)

В одном из отделений больницы находятся 60 человек, которые получили заболевания в результате курения. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых, так как детский организм наиболее подвержен воздействию табака. Сколько подростков могли бы остаться здоровыми?


3 страница. «Сердце, тебе не хочется покоя?» (слайд № 11)

УБ

Какой же вред оказывает на организм человека курение? Давайте узнаем об этом подробнее. (2 часть документального фильма «Опасная привычка» о вреде курения). (слайды № 12-13)


Задача № 4. (слайд № 14)

При проверке состояния здоровья группы учеников школы, состоящей из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания (органов дыхания и пищеварения). Определить, сколько учащихся этой группы имеют по два заболевания.


4 страница «Эх, жизнь моя» (слайд № 15)

Выступление обучающегося:

Как глупо этот мир устроен:
Из четырёх - курящих трое.
Хотя известно, что табак -
Опасный и коварный враг.
Как это всё-таки возможно?
Где наши ум и осторожность?
Нам, что же, жизнь не дорога?
И почему в плену врага
Находимся мы добровольно,
Затяжку делая, довольны?
Мы что забыли, что табак -
Коварный и смертельный враг?
Вот цифры мировой статистики,
Приводим их без всякой мистики.
Курение зло - это всем уже ясно,
Курение - это смертельно опасно.

(слайд № 16. звук метронома)

  • Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.

  • Курение убивает в 50 раз больше людей, чем СПИД.

  • Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением.

  • Каждый год от курения умирает 3 млн. человек.

  • Некоторые ученые полагают, что к концу 2020 года от болезней, вызванных курением табака, умрут 8,5 млн. жителей нашей планеты.

  • Если человек курит в день: (слайд № 17)

От 1 до 9 сигарет, то он сокращает свою жизнь (в среднем) на 5 лет;

От 10 до 19 сигарет - на 6 лет;

От 20 до 39 сигарет - на 7 лет.


Задача № 5. (слайд № 18)

Средняя продолжительность жизнь в России 60 лет. Курящие дети сокращают себе жизнь в среднем на 15%. Определить, какова средняя продолжительность жизни людей, курящих с детства.


5 страница «Если хочешь быть здоров…» (слайд № 19-21)

Упражнения на снятие напряжения с глаз:

  • Обвести каждую фигуру 3 раза по часовой стрелки, против часовой стрелки;

  • Закрыть глаза столько раз, сколько кругов (треугольников, квадратов);

  • Обвести глазами все желтые (красные, зеленые) фигуры.


6 страница «Папа, мама, я:?» (слайд № 22)

УБ

Часто детям подают пример родители. Дети в семьях курильщиков чаще страдают простудными заболеваниями (бронхитом, пневмонией), сниженной физической активностью, аллергическими заболеваниями, расстройствами сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем, малокровием, более раздражительны.

Л. Н. Толстой писал: «Курение мужчины - беда, курение женщины - дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: для самой курильщицы и для её ребёнка».

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам, они значительно чаще заболевают эпилепсией, отстают от сверстников в умственном развитии.


Задача № 6. (слайд № 23)

Средний вес новорождённого ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка курящий отец, то его вес будет на 4% меньше нормы. А если курящая мать - меньше на 10%. Определите, сколько теряет в весе новорождённый, если

а) курит отец; б) курит мама.


УБ

К сожалению, полностью здоровым этот малыш уже не будет никогда. Всю свою дальнейшую жизнь он будет расплачиваться за легкомыслие своих родителей.


7 страница «Курим всё ровно:» (слайд № 24)

УБ

Весь мир борется с табаком. Во многих странах запрещено курение в общественных местах, кафе, барах, нельзя курить на рабочих местах. Запрещена реклама сигарет по телевидению. Серьёзный работодатель может не принять на работу курящего. На сегодняшний день в развитых странах за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза, в нашей стране, наоборот, увеличилось в 3 раза и значительно помолодело. Не смотря на все предупреждения число курильщиков в России, ежегодно увеличивается на 5%.


Задача № 7. (слайд № 25)

В 2019 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин - 40. В 2020 году курили 84 мужчины и 42 женщины из 100. Определите ежегодный прирост курящих в России.


8 страница «Пассивное курение» (слайд № 26)

УБ

Курение – это не только личное дело каждого человека. Курильщикам необходимо помнить, что 2/3 ядовитых веществ поступает в организм того, кто курит, а остальная часть в воздух. Следовательно, заболеть рискует и некурящий человек, вдыхающий табачный дым (пассивный курильщик).

Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым действует в радиусе 10 м от зажженной сигареты.


Задача № 8. (слайд № 27)

В лаборатории проводился следующий опыт: поместили 20 мышей в банки и периодически наполняли их табачным дымом. У 4/5 мышей развился рак. Сколько мышей заболели?


Задача № 9. (слайд № 28)

1 пачка сигарет в среднем стоит 20 рублей. Сколько процентов годового дохода тратит на покупку сигарет, выкуривающий 1 пачку сигарет в день человек, если его ежемесячная зарплата составляет 10 тыс. рублей. (Считать в 1 месяце - 30 дней)


Задача № 10. (слайд № 29)

Зарубежные фирмы устанавливают за одну и ту же работу курильщика заработную плату на 15% ниже, чем не курящим. Предположим, что этот закон введён в России. Средняя заработная плата рабочего 12000 рублей в месяц. Сколько денег получит курящий человек в конце месяца?


Задача № 11. (слайд № 30)

Перед тем, как пойти с друзьями на дискотеку, Витя решил выкурить сигарету. Чтобы его не увидели прохожие, он спрятался в кустах возле своего дома в 12 час 57 мин.9 сек. Ровно в 13 часов на балкон 12 этажа вышла с ведром воды его бабушка. Увидела курящего внука и вылила на него ведро воды. Вода долетит до земли за 9 секунд. Сколько времени останется сухим Витя? Попадет ли он на дискотеку?


Задача № 12. (слайд № 31)

Два других приятеля – курильщика решили укрыться на огороде, имеющем квадратную форму, длина всех сторон которого 80 метров. Однако они не рассчитали, что к столбу в центре огорода хозяин посадил на цепь злую собаку. Длина цепи 9 м70см и голова собаки 30 сантиметров. Останется ли безопасное для курильщиков место на огороде? Какова его площадь? Захотят ли приятели курить?


Анонимное анкетирование (Приложение)


Подведение итогов урока


1

2

3

4

5

6

7

8

9

19

Отметка

Ответ













Рефлексия (приём «Незаконченное предложение»)

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

  • сегодня на уроке было…


У2

Вот и закончился наш урок. Мы надеемся, что наша совместная работа поможет вам принять правильное решение при выработке привычек и предостережёт вас от неверного шага.

Выступление обучающегося:

Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкою дружить.
Чтобы любая хворь не подступила,
Чтоб билось ровно сердце, как мотор,
Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,
Улыбкой победить любой укор.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем сильны и красивы
Тогда года нам будут не беда!

Лена Одинцова

(слайд № 32)



























Список использованных источников:


Литература:

  1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л. Г. «Математика. 5 класс», «Математика. 6 класс»;

  2. Колесов Д. В. «Предупреждение вредных привычек у школьников»;

  3. Сибнеева Е. П. «Классные часы в средней школе»;

  4. Суравегина И. Т. «Здоровье и окружающая среда».


Интернет-источники:

  1. http://kam-school15.ucoz.ru/Metod_kop/Udina_tabak.doc

  2. http://window.edu.ru/resource/088/28088/files/prosv025.pdf

  3. https://millionstatusov.ru/stihi/zdorove.html

  4. https://millionstatusov.ru/stihi/zdorove.html

  5. https://noisefx.ru/skachat-zvuk-metronoma.html

  6. https://urok.1sept.ru/articles/576022

  7. https://www.youtube.com/watch?v=LBeNc3k_5MQ

  8. https://www.youtube.com/watch?v=unpjR-9CLzw





























Приложения

Анкета

  1. Кто в твоей семье курит?

папа □ дедушка □никто

мама □ сестра

бабушка □брат

2. Тебе нравится запах сигаретного дыма?

да □ нет

3. Тебе уже предлагали закурить?

да □ нет

4. Ты уже пробовал курить?

да □ нет

5. Если ты уже пробовал курить, тебе это понравилось?

да □ нет

6. Тебе нравится смотреть, как другие курят?

да □ нет

7. Ты думаешь, что будешь курить, когда вырастешь?

да □ нет

________________________________________________________________________


Анкета

  1. Кто в твоей семье курит?

папа □ дедушка □никто

мама □ сестра

бабушка □брат

2. Тебе нравится запах сигаретного дыма?

да □ нет

3. Тебе уже предлагали закурить?

да □ нет

4. Ты уже пробовал курить?

да □ нет

5. Если ты уже пробовал курить, тебе это понравилось?

да □ нет

6. Тебе нравится смотреть, как другие курят?

да □ нет

7. Ты думаешь, что будешь курить, когда вырастешь?

да □ нет









Индивидуальные карточки для рефлексии

«Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • урок дал мне для жизни…


«Незаконченное предложение»

  • было интересно…

  • я понял, что…

  • я приобрел…

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

  • сегодня на уроке было…


«Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • урок дал мне для жизни…


«Незаконченное предложение»

  • было интересно…

  • я понял, что…

  • я приобрел…

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

  • сегодня на уроке было…


«Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • урок дал мне для жизни…


«Незаконченное предложение»

  • было интересно…

  • я понял, что…

  • я приобрел…

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

  • сегодня на уроке было…


1

2

3

4

5

6

7

8

9

19

Отметка

Ответ













________________________________________________________________________



1

2

3

4

5

6

7

8

9

19

Отметка

Ответ













_______________________________________________________________________



1

2

3

4

5

6

7

8

9

19

Отметка

Ответ













________________________________________________________________________



1

2

3

4

5

6

7

8

9

19

Отметка

Ответ













________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!