Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
имени Героя Советского Союза Д.E.Кудинова
г. Вязьмы Смоленской области
Интегрированный урок (математика + биология) по теме
"Здоровье в процентах. Табакокурение"
Авторы: Бояршинова Марина Викторовна,
учитель биологии и географии,
Шаткова Елена Валерьевна, учитель математики
МБОУ СОШ № 10
г. Вязьмы Смоленской области
Вязьма, 2021
Цели урока:
Образовательные:
Продолжить формирование навыка решения практических задач по математике (решение задач на дроби и на проценты, нахождение части от целого и целого по его части).
Доказать математическим способом возможный вред от курения.
Воспитательные:
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Познакомить учащихся с отрицательным воздействием на организм вредных привычек (табакокурение).
Развивающая:
расширить знания учащихся о вредном воздействии табака на организм, выработать навыки, сохраняющие здоровье человека.
Возраст детей: 13-14 лет (7-8 класс)
Форма работы: групповая.
Оборудование:
Рабочие тетради учащихся.
Электронное приложение к уроку (презентация).
Мультимедийное оборудование.
Плакаты, высказывания о вреде курения для оформления кабинета.
Эпиграф:
«Человек сам себе злейший враг»
УБ - учитель биологии
УМ - учитель математики
УМ
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас интегрированный урок математики и биологии "Здоровье в процентах", на котором речь пойдет о такой вредной привычке человека, как курение.
На нём мы будем решать не просто математические задачи, а постараемся математическим способом доказать возможный вред от курения. (слайд № 1)
УБ
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.
Анатолий Гришин
УМ
Разобраться в этих сложных вопросах нам поможет медиажурнал "Хочу всё знать!"
В нашем журнале 8 страниц. Открывая каждую из них, вы узнаете много нужной и полезной для жизни информации. (слайд № 2)
УБ
Очень часто окружающие взрослые (учителя, родители) убеждают вас в том, что нужно бережно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, стараются уберечь от вредных привычек. К сожалению, вы редко прислушиваетесь к этим нравоучениям.
Сегодня мы не будем в очередной раз убеждать в этом, а постараемся подтвердить реальный вред курения фактами и математическими расчётами. Кроме того, попробуем показать вам, что курение оказывает негативное влияние не только на физическое состояние организма, разрушая его, но и на другие сферы нашей жизни.
А для начала – немного истории о появлении и распространении этой пагубной привычки:
Сообщение учащегося:
Табак родом из Америки. 12 октября 1492 года Христофор Колумб во время первого путешествия в новый свет причалил к неизвестному острову (Сан – Сальвадор, Багамские острова). Он увидел, что жители острова курят плотно свернутые в трубочку тлеющие листья какого-то растения. Растение это называлось КАОБА, а трубки для вдыхания курительной смеси – ТАБАКО (отсюда появилось слово «табак»). Сначала туземцы курили сами, а потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбное действие. Испанцы не хотели портить отношения с туземцами – они были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.
После второго путешествия Колумба семена растения табака были завезены в Испанию, а оттуда во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовала появлявшаяся тяга к курению.
В Россию табак был завезен в 1585 году через Архангельск английскими купцами.
Распространению табака в России способствовал царь Петр I. По его мнению, нельзя было отставать от западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни. Сам царь простудился, заболел и вследствие курения и ослабленных легких – умер до срока.
УБ
О вреде курения люди узнали ещё очень давно. Как же в разных странах на протяжении многих столетий проходила борьба с этой пагубной привычкой? (1 часть документального фильма «Опасная привычка» об истории борьбы с курением).
1 страница «В дыму сигарет» (слайд № 3)
УБ
А знаете ли вы, что такое сигаретный дым? (слайд № 4)
В момент затяжки температура на кончике сигареты достигает 6000-9000 С. При такой температуре происходит сухая перегонка табака, в результате которой образуются ядовитые вещества, крайне опасные для организма.
Проведя анализ, химики установили, что в табачном дыме содержится более 4000 химических соединений, из них более 40 особо опасны, так как вызывают рак, а так же несколько сотен ядов: никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, синильную кислоту и т.д. Концентрация большинства из них в табачном дыме выше, чем предельно допустимая концентрация (ПДК) этих соединений в воздухе.
Токсичность табачного дыма в 4,5 раза выше токсичности выхлопных автомобильных газов и в 248 раз дыма газовой горелки. При выкуривании 20 сигарет человек фактически дышит воздухом, загрязнение которого в 580-1100 раз превышает гигиенические нормы.
В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут.
Никотин по своей ядовитости равен синильной кислоте. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг или 2-3 капли. Именно такая доза поступает в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. (слайд № 5)
Задача № 1. (слайд № 6)
В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50% от количества никотина. Табачного дёгтя в 10 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 80% от количества табачного дёгтя. Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.
УБ
Как можно опровергнуть поговорку: «Капля никотина убивает лошадь». А почему же курильщики не умирают?
2 страница «Курение и подросток» (слайд № 7)
УБ
Всем известно, что курить вредно. Так почему же люди курят? По какой причине люди чаще всего начинают курить? (анализ таблицы социологического исследования). (слайд № 8)
Задача № 2. (слайд № 9)
По статистике среди курящих подростков мальчиков 60%, девочек 40%. Определить, сколько курящих подростков в школе, если в 9-11 классах учатся 80 девочек и 70 мальчиков.
Задача №3. (слайд № 10)
В одном из отделений больницы находятся 60 человек, которые получили заболевания в результате курения. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых, так как детский организм наиболее подвержен воздействию табака. Сколько подростков могли бы остаться здоровыми?
3 страница. «Сердце, тебе не хочется покоя?» (слайд № 11)
УБ
Какой же вред оказывает на организм человека курение? Давайте узнаем об этом подробнее. (2 часть документального фильма «Опасная привычка» о вреде курения). (слайды № 12-13)
Задача № 4. (слайд № 14)
При проверке состояния здоровья группы учеников школы, состоящей из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания (органов дыхания и пищеварения). Определить, сколько учащихся этой группы имеют по два заболевания.
4 страница «Эх, жизнь моя» (слайд № 15)
Выступление обучающегося:
Как глупо этот мир устроен:
Из четырёх - курящих трое.
Хотя известно, что табак -
Опасный и коварный враг.
Как это всё-таки возможно?
Где наши ум и осторожность?
Нам, что же, жизнь не дорога?
И почему в плену врага
Находимся мы добровольно,
Затяжку делая, довольны?
Мы что забыли, что табак -
Коварный и смертельный враг?
Вот цифры мировой статистики,
Приводим их без всякой мистики.
Курение зло - это всем уже ясно,
Курение - это смертельно опасно.
(слайд № 16. звук метронома)
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
Курение убивает в 50 раз больше людей, чем СПИД.
Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением.
Каждый год от курения умирает 3 млн. человек.
Некоторые ученые полагают, что к концу 2020 года от болезней, вызванных курением табака, умрут 8,5 млн. жителей нашей планеты.
Если человек курит в день: (слайд № 17)
От 1 до 9 сигарет, то он сокращает свою жизнь (в среднем) на 5 лет;
От 10 до 19 сигарет - на 6 лет;
От 20 до 39 сигарет - на 7 лет.
Задача № 5. (слайд № 18)
Средняя продолжительность жизнь в России 60 лет. Курящие дети сокращают себе жизнь в среднем на 15%. Определить, какова средняя продолжительность жизни людей, курящих с детства.
5 страница «Если хочешь быть здоров…» (слайд № 19-21)
Упражнения на снятие напряжения с глаз:
Обвести каждую фигуру 3 раза по часовой стрелки, против часовой стрелки;
Закрыть глаза столько раз, сколько кругов (треугольников, квадратов);
Обвести глазами все желтые (красные, зеленые) фигуры.
6 страница «Папа, мама, я:?» (слайд № 22)
УБ
Часто детям подают пример родители. Дети в семьях курильщиков чаще страдают простудными заболеваниями (бронхитом, пневмонией), сниженной физической активностью, аллергическими заболеваниями, расстройствами сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем, малокровием, более раздражительны.
Л. Н. Толстой писал: «Курение мужчины - беда, курение женщины - дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: для самой курильщицы и для её ребёнка».
У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам, они значительно чаще заболевают эпилепсией, отстают от сверстников в умственном развитии.
Задача № 6. (слайд № 23)
Средний вес новорождённого ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка курящий отец, то его вес будет на 4% меньше нормы. А если курящая мать - меньше на 10%. Определите, сколько теряет в весе новорождённый, если
а) курит отец; б) курит мама.
УБ
К сожалению, полностью здоровым этот малыш уже не будет никогда. Всю свою дальнейшую жизнь он будет расплачиваться за легкомыслие своих родителей.
7 страница «Курим всё ровно:» (слайд № 24)
УБ
Весь мир борется с табаком. Во многих странах запрещено курение в общественных местах, кафе, барах, нельзя курить на рабочих местах. Запрещена реклама сигарет по телевидению. Серьёзный работодатель может не принять на работу курящего. На сегодняшний день в развитых странах за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза, в нашей стране, наоборот, увеличилось в 3 раза и значительно помолодело. Не смотря на все предупреждения число курильщиков в России, ежегодно увеличивается на 5%.
Задача № 7. (слайд № 25)
В 2019 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин - 40. В 2020 году курили 84 мужчины и 42 женщины из 100. Определите ежегодный прирост курящих в России.
8 страница «Пассивное курение» (слайд № 26)
УБ
Курение – это не только личное дело каждого человека. Курильщикам необходимо помнить, что 2/3 ядовитых веществ поступает в организм того, кто курит, а остальная часть в воздух. Следовательно, заболеть рискует и некурящий человек, вдыхающий табачный дым (пассивный курильщик).
Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым действует в радиусе 10 м от зажженной сигареты.
Задача № 8. (слайд № 27)
В лаборатории проводился следующий опыт: поместили 20 мышей в банки и периодически наполняли их табачным дымом. У 4/5 мышей развился рак. Сколько мышей заболели?
Задача № 9. (слайд № 28)
1 пачка сигарет в среднем стоит 20 рублей. Сколько процентов годового дохода тратит на покупку сигарет, выкуривающий 1 пачку сигарет в день человек, если его ежемесячная зарплата составляет 10 тыс. рублей. (Считать в 1 месяце - 30 дней)
Задача № 10. (слайд № 29)
Зарубежные фирмы устанавливают за одну и ту же работу курильщика заработную плату на 15% ниже, чем не курящим. Предположим, что этот закон введён в России. Средняя заработная плата рабочего 12000 рублей в месяц. Сколько денег получит курящий человек в конце месяца?
Задача № 11. (слайд № 30)
Перед тем, как пойти с друзьями на дискотеку, Витя решил выкурить сигарету. Чтобы его не увидели прохожие, он спрятался в кустах возле своего дома в 12 час 57 мин.9 сек. Ровно в 13 часов на балкон 12 этажа вышла с ведром воды его бабушка. Увидела курящего внука и вылила на него ведро воды. Вода долетит до земли за 9 секунд. Сколько времени останется сухим Витя? Попадет ли он на дискотеку?
Задача № 12. (слайд № 31)
Два других приятеля – курильщика решили укрыться на огороде, имеющем квадратную форму, длина всех сторон которого 80 метров. Однако они не рассчитали, что к столбу в центре огорода хозяин посадил на цепь злую собаку. Длина цепи 9 м70см и голова собаки 30 сантиметров. Останется ли безопасное для курильщиков место на огороде? Какова его площадь? Захотят ли приятели курить?
Анонимное анкетирование (Приложение)
Подведение итогов урока
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 19 | Отметка |
Ответ | | | | | | | | | | | |
Рефлексия (приём «Незаконченное предложение»)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
сегодня на уроке было…
У2
Вот и закончился наш урок. Мы надеемся, что наша совместная работа поможет вам принять правильное решение при выработке привычек и предостережёт вас от неверного шага.
Выступление обучающегося:
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкою дружить.
Чтобы любая хворь не подступила,
Чтоб билось ровно сердце, как мотор,
Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,
Улыбкой победить любой укор.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем сильны и красивы
Тогда года нам будут не беда!
Лена Одинцова
(слайд № 32)
Список использованных источников:
Литература:
Дорофеев Г.В., Петерсон Л. Г. «Математика. 5 класс», «Математика. 6 класс»;
Колесов Д. В. «Предупреждение вредных привычек у школьников»;
Сибнеева Е. П. «Классные часы в средней школе»;
Суравегина И. Т. «Здоровье и окружающая среда».
Интернет-источники:
http://kam-school15.ucoz.ru/Metod_kop/Udina_tabak.doc
http://window.edu.ru/resource/088/28088/files/prosv025.pdf
https://millionstatusov.ru/stihi/zdorove.html
https://millionstatusov.ru/stihi/zdorove.html
https://noisefx.ru/skachat-zvuk-metronoma.html
https://urok.1sept.ru/articles/576022
https://www.youtube.com/watch?v=LBeNc3k_5MQ
https://www.youtube.com/watch?v=unpjR-9CLzw
Приложения
Анкета
Кто в твоей семье курит?
□ папа □ дедушка □никто
□ мама □ сестра
□ бабушка □брат
2. Тебе нравится запах сигаретного дыма?
□ да □ нет
3. Тебе уже предлагали закурить?
□ да □ нет
4. Ты уже пробовал курить?
□ да □ нет
5. Если ты уже пробовал курить, тебе это понравилось?
□ да □ нет
6. Тебе нравится смотреть, как другие курят?
□ да □ нет
7. Ты думаешь, что будешь курить, когда вырастешь?
□ да □ нет
________________________________________________________________________
Анкета
Кто в твоей семье курит?
□ папа □ дедушка □никто
□ мама □ сестра
□ бабушка □брат
2. Тебе нравится запах сигаретного дыма?
□ да □ нет
3. Тебе уже предлагали закурить?
□ да □ нет
4. Ты уже пробовал курить?
□ да □ нет
5. Если ты уже пробовал курить, тебе это понравилось?
□ да □ нет
6. Тебе нравится смотреть, как другие курят?
□ да □ нет
7. Ты думаешь, что будешь курить, когда вырастешь?
□ да □ нет
Индивидуальные карточки для рефлексии
«Незаконченное предложение» сегодня я узнал… было трудно… я выполнял задания… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни… | «Незаконченное предложение» было интересно… я понял, что… я приобрел… я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… сегодня на уроке было… |
«Незаконченное предложение» сегодня я узнал… было трудно… я выполнял задания… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни… | «Незаконченное предложение» было интересно… я понял, что… я приобрел… я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… сегодня на уроке было… |
«Незаконченное предложение» сегодня я узнал… было трудно… я выполнял задания… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни… | «Незаконченное предложение» было интересно… я понял, что… я приобрел… я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… сегодня на уроке было… |
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 19 | Отметка |
Ответ | | | | | | | | | | | |
________________________________________________________________________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 19 | Отметка |
Ответ | | | | | | | | | | | |
_______________________________________________________________________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 19 | Отметка |
Ответ | | | | | | | | | | | |
________________________________________________________________________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 19 | Отметка |
Ответ | | | | | | | | | | | |
________________________________________________________________________