СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок (литература+музыка) "Мечта и реальность в феерии А.Грина "Алые паруса" + музыка в отечественном кино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (литература+музыка) по феерии А.Грина "Алые паруса"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (литература+музыка) "Мечта и реальность в феерии А.Грина "Алые паруса" + музыка в отечественном кино"»

Урок по повести А. Грина «Алые паруса» + музыка «Музыка в отечественном кино»

Класс: 6 «Б»

Учитель: О.Н.Дмитракова, Л.В.Шеламова

Цели урока: познакомить обучающихся с краткой биографией А. Грина, повестью «Алые паруса»; сформировать понятие о произведении такого жанра, как феерия; совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы; находить ответы на поставленные вопросы; показать роль музыки в художественном произведении; развивать устную связную речь обучающихся, логическое и образное мышление; прививать интерес к литературе и музыке в отечественном кино.


Оборудование: портрет Александра Грина, мультимедийный проектор, экран.


Ход урока

I. Организационное начало.

1. Приветствие.

2. Установление дисциплины.

3. Проверка готовности к уроку.


II. Повторительно-обучающая работа.

1. Исполнение песни «Ребята, надо верить в чудеса» (2 куплета).


III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.

1. Определение темы и целей урока.

Фотоматериалы с изображением океана.

- «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости»


- Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врывается в комнату.


-То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина «Алые паруса», о которой сегодня на уроке поговорим.


- Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное, несбыточное возможно.


«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.


2. Знакомство с жизнью и творчеством автора.

- Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.

-Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Небольшой посёлок Каперна, где живёт маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.

А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик, который чуть позже произнесёт  такие слова:

«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину».

Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

Итак, знакомьтесь – Александр Грин.


- Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой. Грин старался уйти от неё. «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Алые паруса» - вслушайтесь в эти названия!

- Пленительную повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде, в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.


3. Словарная работа:

Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия?

Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.

 В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией.

- Что же напоминает нам о сказке в повести?

(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)


4. Работа по комплексному анализу произведения.

- Давайте вспомним главных героев (работа в группах).

1 группа: Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.


1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

2. Какой была Мария, его жена?

3. Почему не помогли ей в трудную минуту?

4. Расскажите о детстве девочки. А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

5. Найдите описание Ассоль. Автор использует оригинальный ход при описании её внешности. Какой и зачем?

6. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

7. Почему Лонгрен сторонился земляков?

8. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?


2 группа: Сказка, рассказанная Эглем.

1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)

2. Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)

3. Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

4. Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

5. Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».



3 группа: Артур Грэй.

1. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание. Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

5. Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

6.Случайно ли название шхуны «Секрет»?

7. Каким секретом владел и поделился с командой Грэй?

.

Физкультминутка (релаксация – просмотр фотографий моря под классическую музыку)

- А сейчас давайте на минутку представим себе необыкновенную красоту моря, послушаем шум волн.


- Подумайте, случайна ли встреча Ассоль и Грея. (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

- Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю)

- Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)

- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)

- Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

 (Она в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)







IV. Работа по выработке умений и навыков.

1. Беседа с учащимися о роли музыки в произведении.

Учитель музыки:

- Рядом с героями феерии Грина на протяжении почти половины текста мы постоянно слышим звуки музыки.

- Какую роль играет музыка в "Алых парусах" Грина? (раскрытие внутреннего мира героев, их душевная красота)

- Музыка играет особую роль и в фильме «Алые паруса», поставленного А. Птушко, а музыку сочинил Игорь Владимирович Морозов.

- О каких музыкальных инструментах упоминает Грин?

- Весь сюжет сопровождается классической музыкой, что помогает ощутить волнение моря чувство героев, характер, настроение.

2. Викторина по музыкальным фрагментам повести «Алые паруса» (с просмотром фрагментов).

1 Способностью понимать музыку писатель наделяет какие души?

а) тёмные;

б) «светлые» и чистые.

2. В каком мире жила Ассоль?

а) в волшебном;

б) в музыкальном.

Просмотр фрагмента

3. Что больше всего любил Эгль?

а) сказки, предания, легенды, песни;

б) рассказы, повести, романы

Просмотр фрагмента

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор показывает эту сказку в фильме?

4. Первая встреча Ассоль и Грея

- Какие чувства, настроения передаются в музыке?

- Какой солирует инструмент?

- Почему именно скрипка?

Просмотр фрагмента

5. На каких инструментах играли музыканты?

а) фортепиано, гитара, контрабас, туба, валторна;

б) тромбон, кларнет, корнет-а-пистон, скрипки, барабан, виолончель.

Просмотр фрагмента.

6. Для кого ещё музыка-сама жизнь? (Грея)

Предлагая собрать оркестр, Грэй говорит: "Соберите оркестр, но не из щеголей с парадными лицами мертвецов, которые в музыкальном буквоедстве или, что еще хуже, – в звуковой гастрономии забыли о душе музыки и тихо мертвят с эстрады своими замысловатыми шумами, - нет. Соберите своих, заставляющих плакать простые сердца кухарок и лакеев, соберите своих бродяг. Море и любовь не терпят педантов" . Музыка для Грэя – сама жизнь, а не теория. Музыка может задеть струны души только тогда, когда она исполняется людьми, знающими жизнь, исполняющими мелодию от сердца и тонко чувствующими.

Просмотр фрагмента.

- Какое настроение передает нам музыка в финале? (торжественное, праздничное, волшебное)


3. Беседа по фрагменту фильма.
- Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне? (Все всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег)
- Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришёл. Узнала ли ты меня?» Вспомните, что отвечает Ассоль? («Совершенно такой»)
- Что же увидел в глазах любимой Грей? («В них было всё лучшее человека…»)

V. Подведение итогов.

1. Беседа по повести.

- Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?

- В чем смысл названия повести?

- Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания).

2. Выставление отметок за урок.

3. Рефлексия.


VI. Задание на дом: составить синквейн по феерии (Ассоль, Грэй, Александр Грин)

+ выучить 3 и 4 куплеты песни «Ребята, надо верить в чудеса».

























Опиши одним предложением:


На уроке я научился __________________________________________________________

Мне было трудно ____________________________________________________________

Теперь я знаю, что ___________________________________________________________

Меня удивило _______________________________________________________________

Я бы хотел узнать, почему _____________________________________________________



Опиши одним предложением:


На уроке я научился __________________________________________________________

Мне было трудно ____________________________________________________________

Теперь я знаю, что ___________________________________________________________

Меня удивило _______________________________________________________________

Я бы хотел узнать, почему _____________________________________________________



Опиши одним предложением:


На уроке я научился __________________________________________________________

Мне было трудно ____________________________________________________________

Теперь я знаю, что ___________________________________________________________

Меня удивило _______________________________________________________________

Я бы хотел узнать, почему _____________________________________________________


Опиши одним предложением:


На уроке я научился __________________________________________________________

Мне было трудно ____________________________________________________________

Теперь я знаю, что ___________________________________________________________

Меня удивило _______________________________________________________________

Я бы хотел узнать, почему _____________________________________________________


Опиши одним предложением:


На уроке я научился __________________________________________________________

Мне было трудно ____________________________________________________________

Теперь я знаю, что ___________________________________________________________

Меня удивило _______________________________________________________________

Я бы хотел узнать, почему _____________________________________________________



Опиши одним предложением:


На уроке я научился __________________________________________________________

Мне было трудно ____________________________________________________________

Теперь я знаю, что ___________________________________________________________

Меня удивило _______________________________________________________________

Я бы хотел узнать, почему _____________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!