СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок химии и литературы в 8 классе «Из химической лаборатории в творческую мастерскую»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 

Обучающие:

- представить целостную картину познания мира средствами химии и поэтического творчества;

- показать неразделимость науки и творчества;

- обобщить знания о физико-химических явлениях;

- совершенствовать умение написания поэтических миниатюр (буриме, синквейн, диамант, хокку).

Развивающие:

- развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся;

- развитие устной и письменной речи;

- развитие критического мышления, внимания, умения наблюдать и проводить эксперимент;

- развитие навыков самостоятельной деятельности;

- развитие познавательного интереса учащихся к изучаемым предметам;

- развитие умения видеть научные явления в окружающем мире и рассказать о них языком науки и поэтического творчества.

Воспитывающие:

- воспитание умения работать сообща в группах;

- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;

- воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

 

Тип урока: интегрированный.

 

Оборудование:

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- химические реактивы для проведения опытов;

- слайды с фотографиями;

- презентация «Добро пожаловать в творческую мастерскую»;

- видеоролик «Физико-химические явления в быту»;

- видеоопыт «Возгонка йода»;

- свечи.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок химии и литературы в 8 классе «Из химической лаборатории в творческую мастерскую»»

8



Меховская И.А., учитель русского языка

и литературы,

Баженова О.Ю., учитель химии

МБОУ СОШ № 11 им. Г.С. Титова ЩМР МО



Интегрированный урок химии и литературы в 8 классе

«Из химической лаборатории в творческую мастерскую»



Цели урока:


Обучающие:

- представить целостную картину познания мира средствами химии и поэтического творчества;

- показать неразделимость науки и творчества;

- обобщить знания о физико-химических явлениях;

- совершенствовать умение написания поэтических миниатюр (буриме, синквейн, диамант, хокку).

Развивающие:

- развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся;

- развитие устной и письменной речи;

- развитие критического мышления, внимания, умения наблюдать и проводить эксперимент;

- развитие навыков самостоятельной деятельности;

- развитие познавательного интереса учащихся к изучаемым предметам;

- развитие умения видеть научные явления в окружающем мире и рассказать о них языком науки и поэтического творчества.

Воспитывающие:

- воспитание умения работать сообща в группах;

- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;

- воспитание эстетического отношения к окружающему миру.


Тип урока: интегрированный.


Оборудование:

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- химические реактивы для проведения опытов;

- слайды с фотографиями;

- презентация «Добро пожаловать в творческую мастерскую»;

- видеоролик «Физико-химические явления в быту»;

- видеоопыт «Возгонка йода»;

- свечи.


Ход урока


1. Оргмомент. Приветствие.


2. Вступительное слово. Мотивация урока и его цели.


Учитель русского языка:

Кто б ни был ты, прекрасный гений,

Твои творения окажутся пустыми,

Когда ты будешь сух и нелюдим.

И знай, тебе скажу без наставлений,

Будь ты биолог, физик или химик –

Учитель химии:

Ты должен быть искусством вдохновим.

Не станешь ты творцом открытий разных,

Не сможешь воплотить свои мечты,

Когда к литературе безучастен,

Поэзию не понимаешь ты.


Учитель русского языка:

- Неважно, чем ты занимаешься – химией, математикой, физикой, нужно уметь красиво мыслить и грамотно свои мысли выражать. Человек должен быть всесторонне развитым, только тогда он сумеет лучше познать мир.


Появляется поэт:

Как сладко речи ваши здесь звучат,

Друзья мои, поклонники науки!

Какой предмет исследовать хотите?

В какие тайны погрузить сознанье?

Ответьте любопытному поэту!


Учитель химии:

- А исследовать мы будем физико-химические явления, которые происходят как в химической лаборатории, так и вокруг нас. Только говорить о них мы будем красиво.


Учитель русского языка:

- Позвольте пригласить вас, милый сударь, быть гостем нашим.


Поэт:

- Почту за честь.

Позвольте к вам присесть.


3. «В химической лаборатории»


Учитель химии:

- Ну что, отправляемся в химическую лабораторию, и мне, конечно, понадобятся помощники.

Мы продемонстрируем вам опыты. А вы подумайте, какие явления здесь происходят. Ваши мысли оставьте на бумаге. В конце урока каждая группа сдает заполненную таблицу, за что и получит оценку. Помните, вы одна команда: успех зависит от каждого.


А) Демонстрация опытов


1. Опыт «Волшебные растворы»

В четыре пробирки с щелочью добавляют поочередно: фенолфталеин, метилоранж, хлорид железа (II), сульфат железа (III).


Ученики: Произошли химические явления.

Учитель химии:

- В чем суть химических явлений или реакций?


Ученики:

Химические явления- явления, при которых образуется новое вещество.

Учитель химии:

- А какие еще существуют явления?


Ученики:

- Физические явления- явления, при которых нового вещества не образуется, а лишь меняется агрегатное состояние, форма, размер.


Учитель химии:

- А по каким признакам вы определили, что в опыте произошли химические явления, или превращения?


Ученики:

признаки реакции:

  • Выпадение осадка

  • Изменение окраски

Учитель химии:

- А какие признаки химических реакций еще существуют, но в опыте мы их не наблюдали?

  • Появление запаха

  • Выделение газа

  • Выделение или поглощение тепла и света

2. Опыт «Возгонка йода» (запись видеоопыта; комментирует ученик)

Ученики:

- Произошло физическое явление: изменилось агрегатное состояние йода – из твердого в газообразное.


3. Опыт «вулканчик»

Насыпаем горкой дихромат аммония и подносим зажженную лучину.

(NH4)2Cr2O7 –t Cr2O3 + N2­ + 4H2O


Ученики:

- Произошли химические явления, признаком которых является изменение окраски с оранжевой на зеленую, выделение света и газа.


Поэт:

Позвольте мне, я здесь не зря сижу.

Представить труд мой, маленький, но верный

Я восхищен уменьем сих талантов

Повелевать любыми веществами,

Соединять их так, чтоб все сверкало

И представляло царственный Везувий.


Б) Работа по группам: представление творческих домашних заданий.


Учитель химии:

- Каждая группа получила творческое задание: представить то или иное физическое или химическое явление в необычной форме.


Учитель русского языка

- Начнем с меня.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.


- Я люблю осень, необычайную, таинственную, удивительную, и люблю песню «Листья желтые...». Давайте все вместе споем припев из этой песни. Слова – у вас на столах.

(Звучит мелодия к песне, на экране идут слайды – осенние фотографии.)


Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится...


Учитель химии:

- Как же красиво рассказывает автор о том, что происходит в окружающем нас мире. О каком явлении идет речь?


Ученики:

- Речь идет о физико-химическом явлении. Хлорофилл (зеленый пигмент) с приходом осени начинает разрушаться. Хромопласты (красные, желтые пигменты – ксантофилл, багряный – антоциан, оранжевый – каротин) остаются.


Учитель химии:

- А теперь слово предоставляется 1 группе.


Ученики.

Анна Ахматова

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово.


- Какое явление представлено в этом стихотворении?


Ученики:

- Речь идет о химическом явлении - окислении металлов и физическом - изменении формы мрамора.


Учитель химии:

- Слово - 2 группе.


Ученики.


На экране демонстрируется слайд-фильм, звучит мелодия. Ученики читают стихотворение Ю. Великова «В ночном полумраке горела свеча»


В ночном полумраке горела свеча:

Стекали слезинки по телу потоком.

Никто её в комнате не замечал

И было от этого ей одиноко.


Казалось свече: что горит она зря,

И искорку света никто не заметит.

Ведь жители ночью, как правило, спят

И вряд ли есть тот, кто нуждается в свете.


Но вдруг силуэт увидала свеча:

К ней женщина вышла из сумрака ночи:

На бледном лице отражалась печаль

И свечке всем сердцем хотелось помочь ей.


В причудливом танце плясал огонёк

И женщина робко слезинку смахнула.

Отбросив на тумбочку мокрый платок,

Озябшие руки к свече протянула.


Почувствовав сердцем частичку тепла,

Душа засветилась сияньем лучистым.

А хрупкая свечка так рада была

Свой свет человеку дарить бескорыстно.


Обнявшись, к окну подошли две свечи,

Как две самых близких и лучших подруги.

Вдруг ветер подул из холодной ночи

Скозь щели не плотно закрытой фрамуги.


Тревожно забился на нитке огонь

И маленькой свечке грозила опасность,

Но путь в темноту преградила ладонь:

Большая свеча не дала ей загаснуть.


Вот так и стояли они у окна

В надежде на то, что, быть может, заметит

Их кто-то ещё, кому помощь нужна,

Кто очень сегодня нуждается в свете.


- О каком явлении идет речь в этом стихотворении?


Ученики:

- Химическое явление и физическое. Физическое – плавление парафина, химическое – горение фитиля, парафина и образование углекислого газа, сажи и воды.


Учитель химии:

- Значит, горение свечи химиками рассматривается как физико- химическое явление.

Теперь - слово 3 группе.


Ученики:

- Мы представим вам песню, написанную к кинофильму «Весна», столь любимому нашими родителями.

(На экране идут слайды «Весеннее таяние снега», звучит мелодия из кинофильма)


Журчат ручьи,
Кричат грачи,
И тает лед и сердце тает.
И даже пень
В апрельский день
Березкой снова стать мечтает.
Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,
Кричат задорные, веселые скворцы,
Кричат скворцы во все концы:
«Весна идет! Весне дорогу!»


- Скажите, о каком же явлении говорится в этой песне?


Ученики:

- Речь идет о физическом явлении. Новое вещество не образуется, а лишь меняется агрегатное состояние воды: из льда (твердого вещества) превращается в воду (жидкое состояние).


Учитель химии:

- Свое задание представляют ребята из 4 группы.


Ученики:

- Мы сняли видеофильм о физических и химических явлениях, которые происходят вокруг нас. Они всегда присутствуют, их нужно только увидеть.

Идет демонстрация видеофильма.


Ученики :

- Химические явления: растворение «Упса» в воде, изменение окраски чая от сока лимона.

Физические - растворение сахара в чае, кипение воды, конденсация пара на стекле, растворение пакетика чая в кипятке.


4. «В творческой лаборатории»


А) Презентация


Поэт:

- Видел, слышал, смотрел. Все понравилось. Много прекрасных слов сказано поэтами о физико-химических явлениях. Ну, а где же ваше творчество? Сумеете ли вы так же красиво рассказать о них? Приглашаю вас в творческую мастерскую.


Показывает презентацию «Добро пожаловать в творческую мастерскую».


В поэзию можно играть,

И имя игре – буриме.

По рифмам ты можешь создать

Любое стихотворение.


Сложные идеи, чувства, представления

В нескольких словах трудно передать.

Если ты научишься сочинять синквейны,

О любом предмете сможешь рассказать.


Контраст – основа жизни

Природы и людей.

Если диамант напишешь

Из семи ты строк,

Значит, о контрасте

Расскажешь, мой дружок!



Вершины творчества достигнешь,

Когда хайку ты сочинишь.

Лишь три строки, за ними – образ,

А в нем весь мир изобразишь.


Любой предмет меняется, если

научиться писать о нем стихи.

Желаю всем творческих успехов!


Б) Выполнение творческих заданий по группам.


Учитель русского языка:

- Готовы проявить себя как юные поэты?

Каждая группа расскажет о представленном физико-химическом явлении в иной форме:


1 группа – составляет диамант к песне «Листья желтые»

2 группа – синквейн к отрывку из стихотворения Анны Ахматовой

3 группа – буриме «Свеча»

4 группа – хокку к песне из кинофильма «Весна»


В) Афиширование творческих работ.


Учащиеся готовятся 5 минут и затем читают свои работы.


Поэт:

- Молодцы, у меня есть последователи!


5. Подведение итогов урока.


Учитель химии:

- Великий химик Дмитрий Иванович Менделеев говорил: «Наука тогда плодотворна, когда воспринимается не только умом, но и сердцем». Как вы, ребята, считаете: возможен ли союз науки и поэтического творчества?


Мнения учащихся.


Учитель русского языка:

- О науке можно говорить языком поэтического творчества. И наука, и искусство, а русский язык и литература – это искусство слова, решают одну задачу – помочь человеку познать окружающий мир, а настоящие открытия совершают те, кто не замыкается в одной области науки.


Спасибо за урок.


Творческие работы учащихся


Диамант


Лист дерева


1. Рождение

2. Зеленый, яркий

3. Появляющийся, растущий, живущий

4. Солнце, фотосинтез, хлорофилл, кислород

5. Желтеющий, опадающий, гниющий

6. Старый, сухой

7. Смерть


Синквейн


1. Окисление

2. Долгое, губительное

3. Проникает, изменяет, разрушает

4. «Ржавеет золото и истлевает сталь»

5. Печаль



Буриме


На столе моем плачет свеча,

Фитиль, сгорая, тает,

Как угасающая мечта,

Воск по свече стекает.


Хокку


Я был снегом,

Летящим по небу, упавшим на землю,

Недолго.


Вода

Проникла к корням,

Впитавшись в землю.


Туман

Воспарил с прогретой земли к небу

Бесшумно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!