СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок как средство повышения мотивации в изучении биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от мотивации. В настоящее время мы сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности обучающихся. На уроке не желание самостоятельно работать, да и просто учиться.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок как средство повышения мотивации в изучении биологии»

Интегрированный урок

как средство повышения мотивации в изучении биологии



Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от мотивации. В настоящее время мы сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться.

Учение – это очень сложная деятельность и перед нами стоит задача организовать ее, определить содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ученика на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.

   Создание данных условий на уроках биологии осуществляется через организацию активной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии путем вовлечения каждого учащегося в процесс освоения знаний, умений и навыков. Все эти проблемы можно частично решать с помощью интегрированных уроков.

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто, да и не всегда есть такая возможность.

В нашей школе это как раз тот случай, когда надо стимулировать интерес учащихся к занятиям естественно – научного цикла. Найти союзника в проведении интегрированного урока не сложно, т.к. любой предметник стремится заинтересовать учащихся и пробудить интерес к своему предмету. Я не буду описывать всю методику проведения такого урока, а приведу примеры тех уроков, которые я проводила с учителями других предметов. Проводится подготовительная работа.

  • состав интегрирования, определяется

  • ведущий системобразующий и вспомогательный компоненты;

  • форму интегрирования;

  • методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

  • распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;

  • формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Примеры интегрированных уроков.

Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе

Ведущей дисциплиной, выступающей интегрантом является география.

ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции. Демографическая политика»

На уроке ставятся цели и адачи.

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, проблемный, поисковый. Использование ИКТ

Урок начинается с Организационный момента. Актуализация знаний

Учитель географии ставит проблему:

Изучая вопросы темы «Численность и воспроизводство населения» мы с вами выяснили что одним из факторов которые значительно изменяют социально- экономическую обстановку в странах являются эпидемии различных заболеваний, но самыми весомыми последствиями оказались последствия заражения населения Земли ВИЧ – инфекцией.

III Изучение нового материала

Учитель географии:

Сегодня у нас интегрированный урок по географии и биологи на тему «Социально-экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции. Демографическая политика»

Эту проблему мы рассмотрим с 2-х точек зрения: географии и биологии.

Учитель биологии - рассказывает об открытии вируса, строении вирусов, о механизмах и путях распространения ВИЧ-инфекции; об открытии вируса,об собенности ВИЧ- инфекции с точки зрения общей биологии, а также рассмотрим распространение эпидемии в странах мира.

В конце урока сделаем вывод о социально- экономических показателях регионов, которые могут измениться под влиянием эпидемии ВИЧ- инфекции.

Учитель географии:

ВИЧ- инфекция распространена во все странах мира. В тоже время, она крайне неравномерно распространена на территориях различных регионов.

Обратим наше внимание на слайд, который отражает распространение ВИЧ в разных регионах мира.

Исходя из всего увиденного и услышанного на уроке, какими, на ваш взгляд, могут быть социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции:

Учащиеся высказывают свои предположения:

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель биологии говорит о том что принят закон « О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека. Закон гарантирует регулярное информирование населения о мерах предупреждения ВИЧ, надзор, лечение, доступность выявления ВИЧ- инфекции, бесплатную мед. помощь.

Далее комментируется д.з по географии (население мира) и биологии (вирусы)

                Интегрированный урок по биологии и физике- 11 класс

Ведущей дисциплиной, выступающей интегрантом является биология.

   Раздел Эволюция человека

Учитель биологии: называет тему урока «Историческое прошлое людей или кто умнее?»

Образовательная цель: сравнить объем мозга древнейших людей и современного человека.

Задачи:

-Изучить предшественников человека разумного;

-Сформировать понятие о сходстве и различии во внешнем строении черепа современного человека со своими предками;

-Повторить решение задач на нахождение объема. (Физика)

Оборудование: рисунки древних людей, измерительная лента, мультимедийная презентация, инструкции по выполнению практической работы.

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала

Методы: объяснительно иллюстративный, исследование

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала

Учитель биологии: называет тему урока «Историческое прошлое людей или кто умнее?», акцентирует внимание учащихся на вопросе, стоящем в теме урока, на который они попытаются ответить в конце урока. Рассказывает – ход урока: форма работы - групповая.

Учитель биологии рассказывает о появление предшественников людей — австралопитеков, о древнейших людях, о древних, о кроманьонцах, о морфологических особенностях строения их черепа, (Все данные из рассказа учителя биологии учащиеся заносят в таблицу)

Предки человека

Историческая эпоха

Биологические особенности

Объем головного мозга



Далее учитель физики подводит учащихся к практической работе, он говорит:

            Головной мозг человека состоит из многих частей, и у каждой части свои функцию. С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 млр клеток и число это до самой смерти не увеличивается, а только сокращается, сокращается с возрастом и объем мозга. После 25 лет число клеток сокращается на 100 тыс в день. Все системы мозга связаны в единую динамичную надсистему, параллельно делающую миллионы разных дел. А сейчас выполним практическую работу (у учащихся на столах раздаточный материал по физике)

Практическая работа: работа в группах.

Вычисление объема черепной коробки

Цель работы. По эмпирическим формулам нужно вычислить объём черепной коробки у юноши или девушки, сравнить полученные данные.

(Эмпирической формулой называется математическое уравнение, полученное опытным путём, методом проб и ошибок или как приближённая формула из экспериментальных данных. Эмпирические формулы широко распространены в прикладных исследованиях,

На столах у учащихся инструктивные карточки, используя их учащиеся выполняют практическую работу (проводят исследование) и делают выводы.

Ход работы.

В каждой группе выбирают ученика (юношу или девушку, у которых с помощью см ленты измеряют параметры черепа).

По соответствующей формуле вычисляют объем.

Задачи оформляются на листах, оценка – по физике.

5.Результаты вычислений сравнивают с табличными данными.

6. Делают вывод .

3.Демонстрация видеоролика «Историческое прошлое людей»

Вывод: делают учащиеся совместно с учителями. «Самый большой объем мозга человека разумного, еще раз повторяют отличие человека от животных и человека разумного»

Рефлексия:

Учащимся предлагается ответить за вопросы анкеты о прошедшем интегрированным уроке

Сценарий интегрированного урока-путешествия английского языка и биологии.

Ведущая дисциплина, выступающая интегратором английский язык.

Предметы: Биология, английский язык

Тема: How Different the World is? - «Как разнообразен мир».

Класс: 10

Цели и задачи урока: обобщение и углубление знаний по биологии «Многообразие живого мира» и по теме английского языка «Как разнообразен мир».

Задачи:

Образовательная:

Развивающая:

Учебно - методическое обеспечение

Необходимое оборудование и материалы для занятий: выполненные проекты по английскому языку, карточки - задания, наборы материалов к страничкам «Атласа-определителя», творческие задания.

Ход урока

II.Основная часть

1) Определение темы занятия

Teacher: Сегодня у нас необычный урок, который ведут 2 учителя, урок английского языка и биологии. На уроке мы обобщим и углубим знания по биологии и по последней теме английского языка. Совершив увлекательное путешествие по удивительным уголкам природы. Но прежде чем отправиться в путь нам необходимо заправиться.

  1. Повторение лексики по теме в игровой форме (Учитель английского)

Далее презентация проектов учащихся:

  1. Презентация проектов

Teacher: Let's start our amazing trip (the bus starts the travelling...). You are welcome to New Zealand. Good luck.

(Учитель: Начинаем наше удивительное путешествие (самолет готов к взлету)

Добро пожаловать в Новую Зеландию.)

1st group:

Учитель биологии: рассказывает о Новой Зеландии. В стране обитают 160 видов птиц, большинство из них встречаются только здесь и не случайно символом страны стала нелетающая птица киви. Мировую известность приобрела такахе - птица, считавшаяся вымершей. Но, пожалуй, самое удивительное животное Новой Зеландии - гаттерия, настоящее живое ископаемое. Teacher: Welcome to the North America.

(Учитель: Добро пожаловать в Северную Америку)

2nd group:учитель английского языка- следующая страна которая нас ждет это Северная Америка, там нас встречает учитель биологии:

Красива и разнообразна природа Северной Америки. И многое в ее облике нам знакомо: материк лежит почти в тех же природных зонах, что и наша страна. На Крайнем Севере, у берегов Ледовитого океана, - тундра, там полыхают полярные сияния. Южнее начинаются густые леса. На реке Ниагара между двумя озерами расположен знаменитый Ниагарский водопад - самый мощный в мире водопад по количеству воды, которую он переносит. Teacher: Welcome to Australia.

Дальнейший маршрут нашего следования Австралия, страна где все наоборот.

3rd group:

Учитель биологии об Австралии. навсегда остались царством сумчатых - тут и сумчатый волк, медведь коала, сумчатые белки и крысы, главное сумчатое животное Австралии - кенгуру. Наше путешествие подошло к концу и мы возвращаемся в Россию.

Учитель английского языка: мы вернулись из путешествия и продолжаем нашу работу. Он задает вопросы по проектам.

  1. Вопросы по проектам

(Учитель: Дорогие дети, вы отлично справились со своими проектами. Время отдыхать)

Учитель биологии предлагает учащимся интересные задания:

  1. Национальное дерево нашей страны? (Лиственница, занимает почти половину лесов в стране)

  2. О каком дереве писал Мамин - Сибиряк: «Он стоит на берегу, точно боярин в
    дорогой зеленой бархатной шубе». (О сибирском кедре или сосне кедровой)

  1. Это небольшой хищный зверек, немного меньше домашней кошки, обладает очень красивой и ценной шкуркой. Его мех высоко ценится. Большую часть жизни он проводит на земле, свое гнездо устраивает под корнями деревьев, редко в дупле, невысоко над землей. (Соболь)

  1. Закрепление знаний и умений

Teacher (учитель): S.O.S, ребята, на Земле произошла катастрофа, все организмы перепутались, они не знают, где их места обитания. Давайте поможем им вернуться на свои привычные места. Вам необходимо в форме коллажа составить странички атласа - определителя. Teacher: Time is over. Now, please, present your work-sheets which you have done.

(Учитель: Время подошло к концу. Пожалуйста, сдавайте свои работы)

  1. Подведение итогов

Teacher (учитель): Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, вы многое узнали, вам было интересно. Мы с вами помогли организмам найти привычные для них места обитания, и составили «Атлас - определитель».

1) Рефлексия

Teacher: Have you enjoyed our trip? Congratulations to you we have finished this exiting journey. And before leaving the classroom mind your marks for our lesson Pupils: Express their opinions

(Учитель: Вам понравилось наше путешествие? Поздравляю, вы завершили наше увлекательное путешествие и перед тем как покинуть урок, пожалуйста, оцените его. Ученики высказывают свое мнение)

V. Домашнее задание

(Учитель: Пожалуйста обратите внимание на домашнюю работу:

  1. Составьте рассказ о нашем путешествии (на английском языке).

  2. Составьте кроссворд «Жизнь диких животных».

  3. Вспомните поговорки о природе, животных, погоде.

Интегрированный многопредметного урок имеет несомненные преимущества перед традиционным монопредметным. На таком уроке можно создать благоприятную мативационную среду для развития и стимулирования интереса учащихся к занятиям естественно – научного цикла. условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления (не линейное мышление), научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!