СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок-история и технология: "Тайны старинного полотенца".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок позволяет расширить представления учащихся 4 и 8 классов о таком предмете русского быта-рушнике. Перед уроком проводится подготовителдьная работа: посещение школьного исторического музея, разработка эскиза рушника, знакомство с символами на русском полотенце.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок-история и технология: "Тайны старинного полотенца".»

ТЕМА: ТАЙНЫ СТАРИННОГО ПОЛОТЕНЦА. АППЛИКАЦИЯ.(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК:ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ, УЧАЩИЕСЯ 8 и 4 КЛАССОВ).


ЦЕЛИ; раскрытие традиционных образов как памяти народа, глубокими корнями уходящей в историю; расширение знаний о народном искусстве; формирование умения составлять декоративно-сюжетные композиции по мотивам традиционных древних образов; развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей; воспитывать интерес к искусству своего народа, чувство ответственности за развитие художественных традиций и сохранение памятников народного искусства.


ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

1. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов.

2. Таблица с изображением знаков-символов.

3. Художественные материалы для работы в технике аппликации (бумага формат АЗ или А4; .красная бумага из набора; фломастеры; клей ПВА; ножницы; линейка; карандаш; инструкционная карта.)

4. Подбор иллюстраций с изображением вышитых полотенец.


ПЛАН УРОКА

1. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека. Древние символы в вышивке.

2. Текущий контроль умения и знания приемов работы с бумагой в технике аппликации.

3. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов. Выставка работ.






ЭПИГРАФ УРОКА: Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.



I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

- Сегодня у нас необычный урок - интегрированный, поэтому вести его будут 2 учителя: учитель истории Зотова Виктория Владимировна и учитель начальных классов- Петрова Юлия Геннадьевна. Наш урок я хотела бы начать словами: «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать, воспринимать душой, их надо осваивать».

Теперь я передаю слово Виктории Владимировне и ее помощницам. Они "вас познакомят с тайнами русского полотенца, символами и обрядами старины. Слушайте их внимательно и запоминайте.


III. БЕСЕДА О СИМВОЛИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ПОЛОТЕНЦА В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА.

ЦЕЛЬ: Демонстрация и анализ музейных экспонатов; знакомство с символическими знаками и художественными средствами вышивки.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

- Представьте себе, ребята, русскую избу сто лет назад. Если бы мы вошли в нее, то могли бы вдоволь полюбоваться щедро украшенными предметами обихода и нарядными костюмами.

-Вспомните, какие предметы мы могли бы видеть в русской избе (вы не раз были в школьном музее)?

-Сегодня к нам пришли гости и принесли предмет, о котором сегодня пойдёт речь (входят 2 девочки в русских костюмах, в руках сундук, ставят на стол , загадывают загадку)

Висит на стенке холст как холст,

Совсем не шёлк, но он не прост:

Как только просыпаешься,

С ним первым обнимаешься.(рушник)

Конечно, на самом видном месте полыхали жарким узорочьем постенник, набожник, рукотер, рушник, ширинка, утиральник, утирка - все это название одного из предметов обихода.

- И сегодня мы будем с вами говорить о полотенце.

Длина полотенец была от 2 до 4 метров, ширина соответствовала ширине ткацкого станка. Это обычно 36 - 38 см. Полотенцем украшали красный угол, где на полочке-божнице стояли иконы и теплилась лампада. Пышушие жаром полотенца вешали на стены, на фотографии родственников, на зеркала. У рукомойника также висело расшитое цветами, птицами и другими сюжетами полотенце-утирка. Полотенцем-ширинкой повязывали голову, использовали как салфетку.


1 УЧЕНИЦА:

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимала его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.

Умирал человек - покрывали гроб полотенцем. И полотенце вывешивали у окна в день смерти, знак, что в доме появился покойник. По полотенцу душа должна была отправиться в мир иной.

Полотенце жертвовали в церковь по обету.

В случае эпидемии или засухи, предотвращению града делались коллективно, за одну ночь, обыденные полотенца, которые, как считали наши предки, наделены силой против всякой нечестии.

«Заветную» вышивку выполняли в случае болезни.

Девушка, готовясь к свадьбе, изготавливала не менее 20 полотенец. Полотенце было опознавательным знаком жениха и невесты. Его прикрепляли к головному убору, одежде, вешали на плечо, на шею. Во время венчания полотенцем связывали руки жениха и невесты, символизирующее крепость их будущей совместной жизни.


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

- Если кто-то из вас бывал на современной свадьбе, то мог видеть, что родители и родственники жениха на пороге дома встречали молодых хлебом и солью, преподносили их на узорном полотенце. На следующий день после свадьбы молодая жена развешивала полотенца по стенам своего нового жилища, как бы устраивала своеобразную выставку, по которой родня мужа могла судить о трудолюбие и умение невестки, о ее художественном вкусе и мастерстве.

Расставаясь с любимым, женщина дарила в дорогу полотенце, узоры которого должны были защищать его от злых сил.

- Очень часто на вышитых полотенцах встречаются изображения красивых цветов, деревьев, пышнохвостых птиц-пав, петухов, круглогривых коней с всадниками, горделивых женских фигур. Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла!

Матери передавали свое мастерство и традиционные мотивы в вышивке дочерям. Семилетних девочек матери сажали рядом с собой и показывали приемы вышивки и ткачества, расшифровывали значение узоров-символов.

Многое в символике нам недоступно, но мы сейчас попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки.


2 УЧЕНИЦА: ЗНАКИ СОЛНЦА

Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной - расцветает, летом – плодоносит, осенью - увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила - Солнца. Всякий человек, большой или маленький, умеющий чувствовать красоту природы, радуется, видя, как искрятся капли на травах, как появляется радуга после дождя. Наверное, от этой радости у детей в каждом рисунке - Солнце. За то все многое, что может дать солнце человеку, его и считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы, пели.

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Как же изображали солнце?

Символ солнца - это различные круги. Часто по технологии вышивки Солнце изображалось многоугольником, ромбом, квадратом.


3 УЧЕНИК: ЗНАКИ ВОДЫ

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его.

О дожде молились особенно усердно и старательно. Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с нарядными расписными глиняными игрушками - свистульками, и свистели в них, звали дождевые облака.

А теперь посмотрите, как изображали знаки воды и дождя.

ЗНАКИ ЗЕМЛИ

Труд земледельца связан с землей, пахотой, севом, сбором урожая. Благополучие семьи зависело от урожая, а следовательно - от земли. ПАШНЯ - изображалась в вышивке ромбами, квадратами. СЕМЕНА - в виде точек.

ПЛОДОРОДНАЯ ЗАСЕЯННАЯ ЗЕМЛЯ – ромбами и квадратами с точкой посередине.

Семена смочила вода и они проросли. На прогретой солнцем земле появились всходы - значит, будет урожай. На вышивке изображались и ростки.


1 УЧЕНИЦА

На полотенцах мы встречаем изображения птиц с необычно пышным и красочным оперением. Эти жар - птицы считались вестниками солнца, вестниками весеннего дня.

Прилетела пава,

Села на лаву,

Выпустила перья

Для всякого зелья.

Часто также жар - птицы изображались по сторонам расцветшего куста, вероятно, олицетворяли воздействие солнечного тепла на природу. Птицы - пожелания семейного счастья, любви. На старинных полотенцах встречаются изображения двух птиц, держащих в клювах кольцо – весеннее солнце.

Изображение петуха над крышей дома - это символ того, что хозяин живет по солнцу, встает вместе с солнцем, ложится спать с заходом солнца. Петух прогоняет нечисть своим криком.

Голубь - символ кротости, мирной жизни, любви. На свадебных полотенцах его изображали как пожелание мирной, счастливой.


2 УЧЕНИЦА:

Часто на полотенцах вышивали причудливое древо с раскидистыми ветвями. Это - Древо жизни. Оно воплощало плодоносную силу природы. Древние относились к деревьям как к живому существу. Они считали, что у дерева есть душа, поэтому существовал запрет на рубку старых и молодых деревьев, на рубку плодовых деревьев.

Дерево - символ жизни, единство рода, его продолжения и благополучия. До сегодняшних дней мы стучим по дереву, чтобы огородить себя от неприятностей. Так же дерево изображают как букет.


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на полотенцах и увидели, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней.



IV. ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ.

Люди придумали огромное количество узоров, орнаментов и использовали их при украшении тканей, одежды, посуды, жилищ и др.

- Вспомните, что такое орнамент? (от латинского - украшение, узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы)

- Как вы думаете, где люди могли наблюдать и заимствовать элементы своих орнаментов? (в природе)

Люди всматривались в объекты природы, подмечали в них различные элементы, а затем подключали свое воображение, фантазию. У природы они учатся красоте и неповторимости орнамента.

- Какие существуют орнаменты? (растительного и животного происхождения, в круге, в полосе, изображающий птиц, обереги и т.д.)

Послушайте об этом стихотворение:

На вид орнамент не приметен,

Но он столетия живет.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет

Быть может нитками зигзаги

В узоре вытканы не зря.

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.


- Сейчас мы будем разрабатывать свой орнамент для полотенца, способом аппликации. Но вы должны усвоить, что язык орнамента символичен. В нем отразилось мировоззрение наших предков, вера в добрые и злые силы, отношения к природе. Цвет в орнаменте тоже символичен. Самым любимым цветом в народе был красный. Это символ солнца, огня, крови. Красный цвет - это любовь, красота, смелость, победа. В старину работали с песнями, шутками, потешками.


V. А сейчас перед практической работой давайте исполним русскую народную песню «Изба"/


VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

-У нас созданы три творческие группы. Каждая группа проделала большую работу, создавая свой проект полотенца. И сейчас свои идеи вы реализуете в ходе коллективной работы. Ваша задача использовать те символы, о которых мы сегодня говорили, и создать красочный рушник.

1. Проверка организации рабочего места.

Чтоб работа закипела

Приготовьте все для дела.

Будем клеить, мастерить

Все должно в порядке быть!

2. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Обращайтесь с ножницами очень осторожно. Резать кончиками - нельзя, серединкой можно!

3. Объяснение выполнения работы.

Работа по инструкционным картам, шаблонам. Мелкие детали дорисовать фломастером. Выполняйте аккуратно, фантазируйте.

4. Учителя во время выполнения эскиза оказывают помощь учащимся, разъясняя принципиальные моменты работы.

Обратите внимание на повтор изобразительных моментов, на ритм. Ритм – не только повторность самих фигур, но и расстояние через которые они следуют друг за другом.


VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВКА РАБОТ. ОЦЕНИВАНИЕ.

Все очень старались, но кто хочет рассказать, какую тайну он вложил в эскиз своего полотенца?


VIII. СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА О РУШНИКЕ.


IX. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!