СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок физики и географии по теме: "Виды теплопередачи в природе"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

мпоказать связь между предметами физики и географии

Приветствие. Сообщение темы и формы урока.

Объявление состава команд и капитанов.

Сегодня на уроке в гостях у физики наука география. Тепловые явления играют значительную роль в формировании явлений природы …

Приветствие. Сообщение темы и формы урока.

Объявление состава команд и капитанов.

Сегодня на уроке в гостях у физики наука география. Тепловые явления играют значительную роль в формировании явлений природы …

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок физики и географии по теме: "Виды теплопередачи в природе"»

Интегрированный урок физики и географии по теме:

"Виды теплопередачи в природе"



Учитель физики: Абдрашитова Ф.С

Учитель географии: Хасанова Г.Х

Цель урока: показать связь между предметами физики и географии.



Задачи урока:

Образовательные:

  • Физика: обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме: «Виды теплопередачи».

  • География: повторить и закрепить знания и умения, приобретенные в 6 – 8 классах по теме «Атмосфера, гидросфера и природные явления, связанные с ними»

  • Общая: продолжить формирование у учащихся представлений о целостности окружающего мира при его физическом и территориальном многообразии.

  • Развивать умения и навыки применения знания законов физики в объяснении природных явлений.

Коррекционно–развивающие:

  • В игровой форме развивать у учащихся познавательный интерес к предметам физики и географии, к процессу обучения в целом.

  • Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности и зрительного восприятия через угадывание предмета в «Черном ящике» и решение кроссворда.

  • Развивать интеллектуальные умения и навыки логического соотнесения через задание «Четвертый лишний».

  • Развитие навыков самоконтроля, концентрации внимания и памяти через решение качественных задач.

  • Развивать навыки выявления причинно-следственных связей через беседу.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

  • Воспитывать физико-географическую и экологическую культуру, мотивацию к обучению.



ТСО: Мультимедиа, магнитофон.



Раздаточный материал: лист самоконтроля, карточки-задания, рисунки, кроссворды.

План урока

t,мин

Этап урока

Содержание

Методические особенности

1

3

Орг. момент

Приветствие.

Сообщение темы и формы урока.

Урок начинает учитель физики.

На доске дата, тема урока, табло с названием команд «Океан» и «Энергия»

Объявляется состав команд, выбираются капитаны.

2

2

Мотивация

Стихотворение.

Вступительное слово учителя физики

Выбор цели урока.

Создание положительного эмоционального настроя учащихся. Учащиеся самостоятельно выбирают и ставят себе цель урока в листе самоконтроля.

3

8

Проверка знаний

«Разминка»

Физико-географический диктант «Продолжи предложение»


Проверяется знание основных понятий. Осуществляется самоконтроль.

Учащиеся подсчитывают количество правильных ответов. За правильный ответ 1 балл. (Максимум – 10 баллов)

4

7

Конкурс 1

«Попробуй объяснить!»

Объяснить явления с точки зрения физики

Командам задаются вопросы-задачи. Используются картинки и видеоклип.

За правильный и полный ответ команда и участники получают 2 балла.

(Максимум 4 балла)

5

2

Физ. минутка

Офтальмологическая гимнастика

Используется компьютерная программа снятия усталости глаз «Контраст–тренинг» в сопровождении звуков природы.

6

4

Конкурс 2

«Черный ящик»


Угадать предмет в ящике по наводящим вопросам

В класс вносится «Черный ящик».

За правильно угаданный предмет команда, первая догадавшаяся о том, что находится в черном ящике, зарабатывает 2 балла.

Второй команде предлагается ответить на вопрос о применении этого предмета. За правильный ответ команда получает поощрительный 1 балл.

7

4

Конкурс 3

«Четвертый лишний»

Из ряда слов убрать лишнее.

Посредством мультимедийного проектора на экран выводится ряд понятий. Обсудив внутри команды, учащиеся должны исключить лишнее слово и объяснить причину своего выбора. За правильный ответ команда получает 1 балл. (Максимум 3 балла)

8

5

Конкурс 4

«Кроссворд»

Решение кроссворда с ключевым словом.

За 5 минут каждый ученик должен разгадать как можно больше слов и определить ключевое слово. Количество правильных слов определяет личный результат и вносится в лист самоконтроля. (Масксимум 7 баллов)

9

5

Итоги урока.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Д/З: экологического содержания.

Определение команды–победительницы.

Выяснить достигли ли учащиеся поставленной цели урока. Самооценка. Выставление оценок с учетом мнения капитана команды.

Конспект урока

I. Орг. момент.

Презентация 1

Приветствие. Сообщение темы и формы урока.

Объявление состава команд и капитанов.

Сегодня на уроке в гостях у физики наука география. Тепловые явления играют значительную роль в формировании явлений природы …

II. Мотивация.

Про теплоту начнем рассказ,

Всё вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

Мозги не доведем мы до плавления,

Их тренируем до изнеможенья!

В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!



Проводится инструктаж по работе с «Листом самоконтроля».

Выбор цели урока.

Учащимся предлагается самостоятельно выбирать себе цель урока в листе самоконтроля.



III. Разминка.

В этой части урока учащиеся набирают баллы каждый сам за себя по количеству правильных ответов на вопросы диктанта.

Учитель физики и учитель географии по очереди читаю свои вопросы.

Физико–географический диктант «Закончи предложение»

  1. Физическая величина – степень нагретости тела … (температура)

  2. Газовая оболочка Земли … (атмосфера)

  3. Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела …

(тепловое движение)

  1. Горизонтальное перемещение воздушных масс над поверхностью Земли …

(ветер)

  1. Каким способом на Землю поступает энергия Солнца? (излучением)

  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре … (циклон)

  3. Энергия движения и взаимодействия молекул вещества…

(внутренняя энергия)

  1. Узкая зона соприкосновения воздушных масс с разными физическими свойствами – … (атмосферный фронт)

  2. Вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями вещества …

(конвекция)

  1. Резкое изменение погоды преимущественно связано с прохождением … фронта. (холодного)



Оперативный контроль: учащимся сообщаются ответы, количество правильных ответов – это тот балл, который набирает каждый участник команды и выставляет его в лист самоконтроля. Баллы участников команд суммируются капитаном и сообщаются учителю, вносятся в табло на доске. Объявляется команда–лидер.

IV. Конкурс «Попробуй объяснить! »

В этой части урока учащиеся работают в группах (командах), и если команда отвечает правильно, то каждый участник зарабатывает по 2 балла за правильный и полный ответ, и 1 балл за неполный ответ.

Учитель физики: Во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом ее значение сохраняется. Как называется этот закон природы?

Ответ учащихся: закон сохранения и превращения энергии.

Учитель физики: Например: солнечные лучи несут определенный запас энергии. Попадая на поверхность земли, лучи нагревают ее. Энергия солнечных лучей при этом превращается в энергию почвы и тел, находящихся на поверхности земли. Воздушные массы, нагревшись от поверхности земли, приходят в движение – появляется ветер. Какие превращения энергии происходят при этом?

Ответ учащихся: Происходит превращение внутренней энергии, которой обладают воздушные массы, в механическую энергию.

Учитель географии: (дает задание учащимся)

Задание 1: по рисунку определить и объяснить образование ночного и дневного бриза. (2 балла)











Демонстрация видеоклипа: «Схема образования дневного и ночного бриза»

Задание 2: На острове Барсакельмес на Аральском море гонимые ветром облака при подходе к острову разделяются на две части и обтекают его. Почему над морем идет дождь, а в районе острова сияет солнце?

Ответ: Над островом воздух сильно прогревается, нет рек и озер, поэтому мощные потоки горячего воздуха поднимаются вверх. (2 балла)

V. Офтальмологическая гимнастика.

Контраст–тренинг, мультимедиа, звуки природы (магнитофон)

Презентация 2.

VI. Конкурс «Черный ящик»

В этом конкурсе учащимся необходимо угадать предмет, который находится в «Черном ящике» с помощью наводящих вопросов.

В ящик спрятан предмет – барометр.

Наводящие вопросы:

  1. В ящике неодушевленный предмет.

  2. Состоит из металлических и неметаллических деталей.

  3. Используется в различных областях науки и в повседневной жизни.

  4. Имеет шкалу и стрелку.

  5. С его помощью измеряют важную физическую величину.

  6. Предсказывает погоду.

Команда, первая отгадавшая предмет получает 2 балла.

Вопрос второй команде: А какую физическую величину измеряют с помощью этого прибора?

Ответ: атмосферное давление (поощрительный 1 балл)

VII. Конкурс «Четвертый лишний»

В этом конкурсе из ряда слов необходимо убрать лишнее. Конкурс командный.

Физика:

  • теплопроводность, теплоемкость, излучение, конвекция.

(теплоемкость, так как все остальные – виды теплопередачи)

  • термометр, анероид, астероид, компас.

(астероид – космическое тело, остальные физические приборы)

География:

  • Океанические течения: Гольфстрим, Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров.

(Гольфстрим теплое течение, остальные – холодные)

За правильный ответ – 1 балл команде.

Набранные баллы вносятся в табло на доске.



VIII. Конкурс «Кроссворд»

Каждый участник получает кроссворд и за определенное время должен ответить на большее число вопросов. Количество правильных ответов – это тот балл, который набирает каждый участник команды и выставляет его в лист самоконтроля. Баллы участников команд суммируются капитаном и сообщаются учителю, вносятся в табло на доске.



IX. Итог урока

  • Подсчитав общее количество баллов, набранное каждой командой, объявляется победитель.

  • Домашнее задание: экологического содержания

  • Выставление оценок с учетом мнения капитанов команд.

Максимальное количество баллов – 26, значит:

10–14 – «3»

15–20 – «4»

21–26 – «5»

  • Рефлексия:

    1. выяснить достигли ли учащиеся целей урока, которые они выбрали или поставили для себя сами в начале урока.

    2. предложить учащимся оценить свои чувства от урока и, уходя, прикрепить цветной магнит на мольберт (анонимно)

  • испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно (красный)

  • было легко, чувствовал себя уверенно (синий)

  • ждал звонка с урока. (желтый)

Дата ______________ Ф.И. учащегося ____________________________________

Лист самоконтроля

Интегрированный урок физики и географии по теме: "Виды теплопередачи в природе"

Цели: (выбери или впиши свою, и отметь галочкой слева)

  • Проверить свои знания по физике и географии.

  • Развивать интеллектуальные умения и навыки.

  • Расширить кругозор, представления об окружающем мире.

  • Получить удовольствие от урока

  • _____________________________________________________________________



Разминка «Закончи предложение»

  1. Физическая величина – степень нагретости тела: ___________________________

  2. Газовая оболочка Земли называется ______________________________________

  3. Беспорядочное движение частиц,

из которых состоят тела – это ___________________________________________

  1. Горизонтальное перемещение воздушных масс

над поверхностью Земли называется _____________________________________

  1. Каким способом на Землю поступает энергия Солнца? ______________________

  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре – это _____________________

  3. Энергия движения и взаимодействия молекул

вещества называется __________________________________________________

  1. Узкая зона соприкосновения воздушных масс с разными физическими свойствами – _________________________________________________________

  2. Вид теплопередачи, при котором энергия

переносится струями вещества, называется ________________________________

  1. Резкое изменение погоды преимущественно связано

с прохождением ____________________ фронта.

Количество правильных ответов впишите в квадрат:  1

Конкурс 1 «Попробуй объяснить»:  2

Конкурс 2 «Черный ящик»:  3

Конкурс 3 «Четвертый лишний»:  4

Кроссворд:  5

Общее количество балловМоя оценка ______



Достиг(ла) ли ты целей урока, которые выбрал(а) или поставил(а) для себя сами(а)в начале урока? ______________________________________________________

__________________________________________________________________________

Оцени свои чувства от урока и, уходя, прикрепи цветной магнит на мольберт:

  • Испытывал(а) трудности, чувствовал(а) себя не совсем уверенно (красный)

  • Было легко, чувствовал(а) себя уверенно (синий)

  • Ждал(а) звонка с урока. (желтый)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!