МКОУ Северной СШ.
- проверить усвоение учащимися особенностей и формул, связанных с тем или иным тепловым процессом;
- проверить уровень сформированности умения работать по атласу, описывать климат по плану.
- расширить представления по данным разделам географии и физики, развивать логическое мышление.
- содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
- создавать условия для формирования навыков работы самостоятельно, в паре, в группе;
- содействовать развитию внимания, речи, мышления, познавательных умений.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Примечание |
Организационный момент. | Приветствие. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность, эмоционального комфорта. | Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей. Включаются в работу, слушают, принимают правила поведения на уроке. | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности. Личностные: принять правила поведения на уроке | |
Деление класса на группы | Применяя методику • «конерс» — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам, учитель формирует группы так, чтобы в группы входили представители всех углов. Размещает табличку в центре стола, распределяет учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации учебного процесса в командах. Учитель обозначает сигнал тишины, делая два медленных хлопка и следом три быстрых. | За 30 секунд выбирают какой-то вариант (север, юг, запад, восток), который ближе всего каждому участнику, расходятся по обозначенным углам. Затем в парах объясняют свой выбор. Направляясь по углам, ученики видят, что существует разнообразие точек зрения по данному вопросу. Ученики рассаживаются за сдвоенные парты, образуя группу из четырёх человек. Ученики знакомятся с распределением в группе. Ученики отвечают двумя хлопками, показывая, что они готовы слушать учителя. | Личностные: Самоопределение Познавательные: фиксирование проблемы. Регулятивные: планирование деятельности. Коммуникативные: умение вступать в диалог. | Применяются обучающие структуры сингапурской методики: - «Конерс» - углы, распределение учеников ; - « Мэнэдж Мэт » - управление классом, «коврик управления» - «Хай фай» - сигнал тишины, учит концентрации внимания (хлопок) |
Постановка целей и задач урока | Учитель предлагает учащимся поставить цели и сформулировать задачи урока после озвучивания радиограммы. Подводит итоги обсуждения. Корректирует цели и задачи урока. | Ставят цели урока по предложенной радиограмме: Научно-исследовательское судно «Витязь» терпит бедствие в районе Арктики. На судне случился пожар. Экипажу удалось спасти продукты питания, 5 кг спирта, установку для нагревания, работающую на спирте. Экипаж не имеет воды. Для приготовления чая им необходимо 10 кг кипятка в день. Приблизительные координаты 81 с.ш, 58 в.д.. Озвучивают вопросы для решения возникшей проблемы. (Определите точное местонахождение корабля. Рассчитайте сколько дней может продержаться экипаж до прибытия помощи). | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели и задач. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, преобразование практической задачи в познавательную; Личностные: смыслообразование. | МИКС (методика исследования ключевой ситуации) |
Актуализация знаний | Учитель выдаёт каждой группе 2 набора карточек для работы по парам (вопрос-ответ) с последующим обменом наборами через 4 минуты (2+2). Объясняет заполнение оценочного листа: каждый правильный ответ – 1б. | Ученики в парах по плечу проводят взаимоопрос (сначала нечётные номера задают вопросы, четные – отвечают, затем меняются; 2 мин+2мин). Результаты заносятся в оценочный лист каждого. | Регулятивные: объяснять явления, контроль, коррекция, оценка Личностные: этическое оценивание усвоенного материала Познавательные: структурирование знаний Коммуникативные: взаимодействие с партнером. Предметные: отработка понятий нагревание, плавление, сгорание, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания, удельная теплота плавления, климат, климатические пояса, воздушные массы, средняя температура. | Структура «КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД» («опроси - опроси – обменяйся карточками») |
География | Организует работу по определению точного местонахождения корабля, корректирует выполнение составленного плана по достижению цели урока. Ставит задачу по определению температуры на острове для решения задачи. Оценивает ответы команд. Знакомит учащихся с дополнительным материалом об острове Рудольфа. | Обучающиеся работают в группах по атласу, определяют объект - о. Рудольфа. Описывают климат о. Рудольфа по плану (работа по атласу): -В каком климатическом поясе находится -Количество осадков -Господствующая воздушная масса -Температура воздуха Определяют температуру в месте бедствия, если известно, что температура на острове была выше на 8 градусов (-16). Баллы за правильные ответы заносят в оценочный лист. Слушают учителя, отвечают на вопросы | Познавательные: объяснять явления, процессы, строить логическое рассуждение Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение. Предметные: отработка навыков работы по атласу. | Структура «клок баддис» (друзья по времени) — выполнение группой конкретного задания за конкретное время |
Физминутка | Проводит физминутку: 1. Приседания. Предлагает ученикам представить нагревание воды в сосуде и показать, в каком направлении движутся струи жидкости. 2. Сгибание, разгибание пальцев. Растирание ладоней. Предлагает ученикам продемонстрировать увеличение внутренней энергии, т.е. нагревание тел (пальцев и ладоней) за счет совершения работы над ними. 3. Прыжки. Предлагает показать переход кинетической энергии учеников в их потенциальную энергию и наоборот. | Выполняют упражнения, комментируют. | | |
Физика | Ставит вопрос: какие процессы с указанием рабочего вещества можно выделить по условию задачи? Объясняет правила выполнения задания. Проверяет выполнение задания, опрашивая команды в произвольном порядке. Демонстрирует правильный ответ. Предлагает выполнить расчеты по каждому процессу (за 2 мин каждый) с проверкой в группе, выбрать ответ группы и озвучить результат. Предлагает обозначить шаги дальнейшего решения задачи. Корректирует ответы, предлагает решить задачу. | Работают самостоятельно, записывая процессы на стикерах. Обсуждают в группе (зачитывает самый высокий): если группа считает ответ верным, процесс выписывают в маршрутный лист группы. Затем процессы перечисляет следующий участник (по часовой стрелке) и т.д. Группа работает 3 минуты, затем озвучивает свой ответ по команде учителя. Обсуждают ответы групп, корректируют свой ответ. Записывают в тетради процессы: Нагревание льда Плавление льда Нагревание воды до кипения Сгорание спирта Рассчитывают количество теплоты: Нагревание льда Q=cm(t2-t1) t2=0 t1= -160C Q1=336000 Дж Плавление льда Q=λm tпл =0 Q2=3400000 Дж Нагревание воды до кипения Q=cm(t2-t1) t2=1000C t1= 0 Q1=4200000 Дж Сгорание спирта Q=qm Qc=135000000 Дж Баллы за правильные ответы заносят в оценочный лист. Выполняют задание в тетради, общий вариант решения записывают в маршрутный лист. Выдвигают предположения, обсуждают, озвучивают решение группы (у кого самые длинные волосы). Решают задачу, обсуждают результат в группе, озвучивают ответ. Необходимое в сутки количество теплоты: Q=Q1+Q2+Q3 Q=7936000 Дж Количество дней: N= Qc/ Q N = 17 дней Баллы за правильные ответы заносят в оценочный лист. Слушают учителя, отвечают на вопросы | Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию. Познавательные: фиксирование проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; объяснение процессов; смысловое чтение; анализ, синтез. Регулятивные: планирование деятельности; коррекция, оценка, самоконтроль Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, умение выражать свои мысли Предметные: умения применять формулы для определения количества теплоты в процессах теплопередачи при нагревании, плавлении, сгорании; составлять уравнение теплового баланса; понимание физической сущности природных явлений, связанных с изменениями внутренней энергии и агрегатного состояния вещества. | Структура «клок баддис» (друзья по времени) — выполнение группой конкретного задания за конкретное время |
Рефлексия, подведение итогов урока | Подводит итоги урока с участием учащихся. Предлагает заполнить лист «Мои достижения». В одном из квадратиков каждый член группы записывает или рисует свои эмоции, свою работу, своё отношение к уроку и передают по часовой стрелке другой команде. После того, как в группу вернётся заполненный лист, выбрать любую строку, любой столбец, любую диагональ и подвести итог урока, составив из выбранных записей небольшое высказывание. Подводит итог урока, сделав акцент на компонентах естественнонаучной грамотности. | Заполняют лист «Мои достижения». Участник с самой короткой стрижкой зачитывает высказывание. | Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Оценка результатов деятельности, осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: Рефлексия способов и условий деятельности. Анализ и синтез объектов. Коммуникативные: Аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества, построение речевого высказывания в устной форме. Предметные: овладение научным подходом к решению различных за- дач, умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты с объективными реалиями жизни. | |