СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок (физика +география) Тема " Тепловые процессы в Арктике"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для обучающихся 8 класса. Цель: Формирование естественнонаучной грамотности. На уроке применялась сингапурская методика.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (физика +география) Тема " Тепловые процессы в Арктике"»

Интегрированный урок по формированию естественнонаучной грамотности

Осипова Галина Анатольевна,

учитель географии

МКОУ Северной СШ;

Коростелёва Лилия Алексеевна,

учитель физики

МКОУ Северной СШ.



Тема урока: Тепловые процессы в условиях Арктики

Цель урока: Формирование естественнонаучной грамотности на интегрированном уроке физики и географии при повторении тем «Тепловые явления» и «Климат России» в 8 классе.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения определять тепловые явления в нестандартной ситуации;

- интерпретировать и использовать полученные данные при решении учебной задачи;

- проверить усвоение учащимися особенностей и формул, связанных с тем или иным тепловым процессом;

- проверить уровень сформированности умения работать по атласу, описывать климат по плану.

Развивающие:

- расширить представления по данным разделам географии и физики, развивать логическое мышление.

- содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные:

- прививать культуру умственного труда;

- создавать условия для формирования навыков работы самостоятельно, в паре, в группе;

- содействовать развитию внимания, речи, мышления, познавательных умений.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Межпредметные связи: география, физика

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, лист самооценки – взаимооценки для каждого ученика, «коврик управления», стикеры для каждой группы, карточки «вопрос-ответ», маршрутный лист для каждой группы, атласы, учебники, тетради.

Ход урока.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Примечание

Организационный момент.


Приветствие. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих.

 Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность, эмоционального комфорта.

Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Включаются в работу, слушают, принимают правила поведения на уроке.


Коммуникативные: 

Умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные: 

Прогнозирование своей деятельности.

Личностные: принять правила поведения на уроке


Деление класса на группы

Применяя методику

• «конерс» — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам, учитель

формирует группы так, чтобы в группы входили представители всех углов.

Размещает табличку в центре стола, распределяет учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации учебного процесса в командах.

Учитель обозначает сигнал тишины, делая два медленных хлопка и следом три быстрых.

За 30 секунд выбирают какой-то вариант (север, юг, запад, восток), который ближе всего каждому участнику, расходятся по обозначенным углам. Затем в парах объясняют свой выбор. Направляясь по углам, ученики видят, что существует разнообразие точек зрения по данному вопросу.

Ученики рассаживаются за сдвоенные парты, образуя группу из четырёх человек.

Ученики знакомятся с распределением в группе.



Ученики отвечают двумя хлопками, показывая, что они готовы слушать учителя.

Личностные: 

Самоопределение

Познавательные:

фиксирование проблемы. Регулятивные:

планирование деятельности.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог.

Применяются обучающие структуры сингапурской методики:

- «Конерс» - углы, распределение учеников ;

- « Мэнэдж Мэт » - управление классом, «коврик управления»

- «Хай фай» - сигнал тишины, учит концентрации внимания (хлопок)

Постановка целей и задач урока

Учитель предлагает учащимся поставить цели и сформулировать задачи урока после озвучивания радиограммы.







Подводит итоги обсуждения. Корректирует цели и задачи урока.

Ставят цели урока по предложенной радиограмме: Научно-исследовательское судно «Витязь» терпит бедствие в районе Арктики. На судне случился пожар.

Экипажу удалось спасти продукты питания, 5 кг спирта, установку для нагревания, работающую на спирте. Экипаж не имеет воды. Для приготовления чая им необходимо 10 кг кипятка в день. Приблизительные координаты 81 с.ш, 58 в.д..

Озвучивают вопросы для решения возникшей проблемы.

(Определите точное местонахождение корабля. Рассчитайте сколько дней может продержаться экипаж до прибытия помощи).

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели и задач.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование,

преобразование практической задачи в познавательную;

Личностные: смыслообразование.

МИКС (методика исследования ключевой ситуации)

Актуализация знаний

Учитель выдаёт каждой группе 2 набора карточек для работы по парам (вопрос-ответ) с последующим обменом наборами через 4 минуты (2+2). Объясняет заполнение оценочного листа: каждый правильный ответ – 1б.

Ученики в парах по плечу проводят взаимоопрос (сначала нечётные номера задают вопросы, четные – отвечают, затем меняются; 2 мин+2мин).

Результаты заносятся в оценочный лист каждого.

Регулятивные:  объяснять явления, контроль, коррекция, оценка

Личностные: этическое

оценивание усвоенного материала

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные: взаимодействие с партнером.

Предметные: отработка понятий нагревание, плавление, сгорание, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания, удельная теплота плавления, климат, климатические пояса, воздушные массы, средняя температура.

Структура «КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД» («опроси - опроси – обменяйся карточками»)


География

Организует работу по определению точного местонахождения корабля, корректирует выполнение составленного плана по достижению цели урока. Ставит задачу по определению температуры на острове для решения задачи. Оценивает ответы команд. Знакомит учащихся с дополнительным материалом об острове Рудольфа.

Обучающиеся работают в группах по атласу, определяют объект - о. Рудольфа.

Описывают климат о. Рудольфа по плану (работа по атласу):

-В каком климатическом поясе находится

-Количество осадков

-Господствующая воздушная масса

-Температура воздуха

Определяют температуру в месте бедствия, если известно, что температура на острове была выше на 8 градусов (-16).

Баллы за правильные ответы заносят в оценочный лист.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Познавательные: объяснять явления, процессы, строить логическое рассуждение

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение.

Предметные: отработка навыков работы по атласу.

Структура «клок баддис» (друзья по времени) — выполнение группой

конкретного задания за конкретное время

Физминутка


Проводит физминутку:

1. Приседания.

Предлагает ученикам представить нагревание воды в сосуде и показать, в каком направлении движутся струи жидкости.

2. Сгибание, разгибание пальцев. Растирание ладоней.

Предлагает ученикам продемонстрировать увеличение внутренней энергии, т.е. нагревание тел (пальцев и ладоней) за счет совершения работы над ними.

3. Прыжки.

Предлагает показать переход кинетической энергии учеников в их потенциальную энергию и наоборот.

Выполняют упражнения, комментируют.



Физика


  Ставит вопрос: какие процессы с указанием рабочего вещества можно выделить по условию задачи? Объясняет правила выполнения задания.

Проверяет выполнение задания, опрашивая команды в произвольном порядке. Демонстрирует правильный ответ.






 Предлагает выполнить расчеты по каждому процессу (за 2 мин каждый) с проверкой в группе, выбрать ответ группы и озвучить результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 Предлагает обозначить шаги дальнейшего решения задачи.




Корректирует ответы, предлагает решить задачу.

Работают самостоятельно, записывая процессы на стикерах. Обсуждают в группе (зачитывает самый высокий): если группа считает ответ верным, процесс выписывают в маршрутный лист группы. Затем процессы перечисляет следующий участник (по часовой стрелке) и т.д.

Группа работает 3 минуты, затем озвучивает свой ответ по команде учителя.

Обсуждают ответы групп, корректируют свой ответ. Записывают в тетради процессы:

Нагревание льда

Плавление льда

Нагревание воды до кипения

Сгорание спирта

Рассчитывают количество теплоты:

Нагревание льда

Q=cm(t2-t1)

t2=0 t1= -160C

Q1=336000 Дж

Плавление льда

Qm

tпл =0

Q2=3400000 Дж

Нагревание воды до кипения

Q=cm(t2-t1)

t2=1000C t1= 0

Q1=4200000 Дж

Сгорание спирта

Q=qm

Qc=135000000 Дж

Баллы за правильные ответы заносят в оценочный лист.

Выполняют задание в тетради, общий вариант решения записывают в маршрутный лист. Выдвигают предположения, обсуждают, озвучивают решение группы (у кого самые длинные волосы).

 Решают задачу, обсуждают результат в группе, озвучивают ответ.

Необходимое в сутки количество теплоты:

Q=Q1+Q2+Q3

Q=7936000 Дж

Количество дней:

N= Qc/ Q

N = 17 дней

Баллы за правильные ответы заносят в оценочный лист.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Личностные: 

формирование мотивации к самосовершенствованию.

Познавательные:

фиксирование проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; объяснение процессов; смысловое чтение; анализ, синтез. Регулятивные: планирование деятельности; коррекция, оценка, самоконтроль Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, умение выражать свои мысли Предметные: умения применять формулы для определения количества теплоты в процессах теплопередачи при нагревании, плавлении, сгорании; составлять уравнение теплового баланса; понимание физической сущности природных явлений, связанных с изменениями внутренней энергии и агрегатного состояния вещества.

Структура «клок баддис» (друзья по времени) — выполнение группой

конкретного задания за конкретное время

Рефлексия, подведение итогов урока


Подводит итоги урока с участием учащихся.

Предлагает заполнить лист «Мои достижения».

В одном из квадратиков каждый член группы записывает или рисует свои эмоции, свою работу, своё отношение к уроку и передают по часовой стрелке другой команде.

После того, как в группу вернётся заполненный лист, выбрать любую строку, любой столбец, любую диагональ и подвести итог урока, составив из выбранных записей небольшое высказывание.

Подводит итог урока, сделав акцент на компонентах естественнонаучной грамотности.

Заполняют лист «Мои достижения».

Участник с самой короткой стрижкой зачитывает высказывание.


Личностные:  самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Регулятивные: 

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Оценка результатов деятельности, осознание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные: 

Рефлексия способов и условий деятельности. Анализ и синтез объектов.

Коммуникативные: 

Аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества,

построение речевого высказывания в устной форме.

Предметные: овладение научным подходом к решению различных за-

дач, умениями формулировать гипотезы,

оценивать полученные результаты с объективными реалиями жизни.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!