Интегрированный урок (физика+биология)по теме «Глаз как орган зрения и оптическая система» (8 класс)
(Как видит глаз. Нарушение зрения §46)
Тема урока. Глаз как орган зрения и оптическая система. Цель урока. Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; рассмотрение анатомического строения глаза, механизмов работы оптической системы глаза; научиться анализировать изучаемые явления; использовать теоретические знания в проектной деятельности.
План урока
Организационный момент
Выражение цели и задач урока (мотивация)
Разъяснение нового материала
Начальное закрепление знаний
Применение полученных знаний (задачи)
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент. Нам всем известна поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем, сто раз услышать». 90% сведений об окружающей действительности мы получаем при помощи зрения. Как называют орган зрения человека? Глаз.
Объяснение нового материала учителем биологии. Согласно турецкой пословице, «Вкус пищи узнают солью, вкус мира — глазами». Красивая пословица, однако с точки зрения физиолога не совсем правильная. Зрительное восприятие происходит благодаря не только глазам, а целиком всему зрительному анализатору. Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Зрительный анализатор включает в себя три части: рецепторный орган, нервный путь и мозговой центр. Рецепторным органов является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение.
У любого ученика перед глазами должна быть схема глазного яблока, по которой они будут наблюдать его части.
Глазное яблоко находится в глазнице черепа и способно двигаться благодаря мышцам, регулирующим его положение. Внешняя поверхность глаза покрыта белковой оболочкой, которая защищает его от механических повреждений и позволяет сохранять форму. В передней части белочная оболочка сообщается с роговицей. Роговица является прозрачной и пропускает свет. Она представляет собой самую сильную «линзу» глаза. Основная часть света преломляется на границе роговицы и водянистой влаги. За белочной оболочкой располагается сосудистая оболочка, которая представляет собой тонкий пигментный слой, не пропускающий световые лучи. Напротив роговицы, в передней части сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, которая может иметь различную окраску в зависимости от числа находящегося в ней пигмента. В середине радужной оболочки есть круглое отверстие — зрачок. Зрачок способен расширяться или сужаться в зависимости от количества света, которое падает на глаз. Наконец, внутренняя сторона глазного яблока выстлана тонкой оболочкой — называемой сетчаткой, которая имеет сложное строение. Что такое сетчатка и какую роль она выполняет, мы узнаем при просмотре фрагмента видеофильма «Зрение».
После рассказа ученики отвечают на вопрос, что же такое сетчатка и какую роль она играет в зрении? Обобщив ответы учеников, учитель подводит класс к выводу, что глаз является только частью сенсорной системы, которая преобразует энергию света в биоэлектрическую энергию.
Объяснение нового материала учителем физики. Для того чтобы понять, как работает глаз, нам необходимы знания о линзах. Линза — прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями. Они бывают собирающими (выпуклыми) и рассеивающими (вогнутыми). Основные характеристики линз — фокусное расстояние (F) и оптическая сила линзы (D): D = 1/F.
На доске изображен ход лучей в линзах (рис. 1).
Рис. 1 Рис. 2
Роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему глаза. Сетчатая оболочка (сетчатка) выступает в роли экрана, где формируется изображение предмета.
Основным элементом оптической системы глаза является хрусталик — эластичное линзоподобное тело (двояковыпуклая линза). В зависимости от рассматриваемого предмета кривизна хрусталика способна меняться за счет гладких мышц ресничного тела. Такое приспособление глаза называют аккомодацией.
Механизм работы оптической системы глаза следующий: лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух — роговица, проходят через хрусталик (линзу с меняющейся оптической силой) и создают изображение на сетчатке. Средняя оптическая сила глаза составляет: + 59 диоптрий. Поскольку фокусное расстояние у такой линзы очень маленькое (17 мм), то все наблюдаемые нами объекты располагаются за двойным фокусным расстоянием. Значит, изображение на сетчатке глаза получается уменьшенным, действительным и перевернутым (мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).
Построение схемы глазного яблока. Нужно изобразить ход световых лучей сквозь оптическую систему глаза таким образом, чтобы они сфокусировались на сетчатке.
Затем необходимо сравнить ход подобных лучей с верным построением. Все действия сопровождаются объяснениями.
Если зрение человека нормальное, световые лучи от предметов проходят, преломляясь, сквозь оптическую систему глаза и фокусируются на сетчатке. В случае нарушения зрения изображения предметов могут проявляться перед или за ней. Если человек страдает близорукостью, изображение находится перед сетчаткой, при дальнозоркости — за ней. В обоих случаях сетчатка воспринимает нечеткое изображение.
Можно исправить дефекты зрения при помощи очков: при близорукости необходимы очки с рассеивающими линзами, а при дальнозоркости - с собирающими линзами. Также корректируют зрение и лечат глазные болезни специалисты глазных клиник - офтальмологи.
Закрепление. В данной таблице перепутаны определения и их соответствия. Нужно их правильно сопоставить.
Хрусталик | самое совершенное и самое поразительное из всех наших чувств __ |
Очки | оптическое тело, имеющее сферическую поверхность |
Аккомодация | способность глаза прилаживаться к видению и на близком, и на далеком расстоянии |
Дальнозоркость | при таком недостатке глаза фокус лежит перед сетчаткой |
Зрение | находится за зрачком, похож на собирающую линзу |
Глаз | иногда называют «живым» фотоаппаратом |
Линза | устройство, корректирующее недостатки зрения |
Ответ:
Хрусталик находится за зрачком, похож на собирающую линзу.
Очки — это устройство, корректирующее недостатки зрения.
Аккомодацией называется способность глаза прилаживаться к видению и на близком, и на далеком расстоянии.
Дальнозоркость — при таком недостатке глаза фокус лежит перед сетчаткой.
Зрение представляет собой самое совершенное и самое поразительное из всех наших чувств.
Глаз иногда называют «живым» фотоаппаратом.
Линза представляет собой оптическое тело, которое имеет сферическую поверхность.
Правила гигиены зрения. У некоторых людей появляются нарушения зрения. Если же следовать несложным правилам, то возможно их избежать. Вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе, чем 30 см от глаз. Когда человек рассматривает предметы на небольшом расстоянии, мышечный аппарат глаза делает усилие, изменяется кривизна хрусталика, появляется быстрое утомление и Ухудшение зрительного восприятия. При частом плохом освещении и неверной посадке появляется привычка рассматривать все вблизи. В итоге появляется близорукость. Пребывание на природе, где существует большой кругозор, является прекрасным отдыхом для глаз. Для обычной работы глаз необходимо хорошее освещение. Стол для занятий необходимо ставить так, чтобы свет падал слева.
Нельзя читать в движущемся транспорте, особенно если в нем Плохое освещение. Из-за частых толчков меняется расстояние между книгой и глазами: то приближается к ним, то отдаляется, то отклоняйся в сторону. В таких условиях кривизна хрусталика то увеличивайся, то уменьшается, а глаза постоянно поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В итоге появляются нарушения зрения. Когда человек читает лежа, положение книги в руке относительно глаз постоянно меняется, и такая привычка наносит огромный вред зрению. Глаза необходимо беречь от травм. Это самая распространенная причин помутнения роговицы и слепоты. Основной причиной глазных трав у детей являются шалости, драки. Пагубное воздействие на зрение оказывает курение, применение спиртных напитков. Никотин, алкоголь и другие токсические вещества могут привести к тяжелым поражениям зрительного нерва и вызвать потерю зрения.
7. Подведение итогов урока. Глаза представляют собой самый ценный и удивительный дар природы. В них проявляются все чувства человека: радость, страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза — это не только зеркало души, но и как бы зеркало общего состояния здоровья. Это один из важнейших органов чувств, и поэтому они заслуживают необыкновенного внимания.