СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок Борьба за существование и ее математическая характеристика

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Борьба за существование и ее математическая характеристика.

Интегрированный урок в 9 классе

«Учиться надо весело…Чтобы переваривать

знания, надо поглощать их с аппетитом…»

Анатоль Франс






Цель урока: Показать потенциальную возможность интеграции предметов естественно – математического цикла.

Слайд 2.

Задачи:

1. Сформировать представление учащихся об особенностях борьбы за существование, о главной роли естественного отбора в процессе эволюции; показать потенциальную возможность безграничного размножения особей и ограниченность жизненных ресурсов; проиллюстрировать законы природы.
2. Закрепить умения и навыки учащихся по решению задач геометрической прогрессии.
3. Формировать научно обоснованное материалистическое мировоззрение.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

  • компьютер, мультимедийный проектор

  • рабочие листы,

Тип урока: урок введения и закрепления нового материала

Методы обучения: проблемный, частично–поисковый

Форма работы: самостоятельная и индивидуальная работа.

Ход урока:

(слайд 2)

Слово учителя математики

Сегодня на уроке мы рассмотрим практическое применение знаний алгебры о числовых последовательностях в биологии. Точки соприкосновения математики с живой природой очевидны. Человек, создавая научные знания, заметил их в природе и перенёс их на применение в своей жизни из своей практики. Сегодня, мы еще раз должны убедится, что все дисциплины, изучаемые в школе взаимосвязаны и в целом создают нам целостную картину мира.

Биолог: Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова французского писателя Анатоля Франса. Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету – постараемся быть активными и поглощать знания с большим желанием.

Слайд 3, 4

Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч. Дарвин обратил внимание на то, что всем живым существам присуща способность практически «безграничного» размножения. Все организмы оставляют значительное, иногда очень многочисленное потомство: особь сельди вымётывает в среднем 40 тыс. икринок, щука – 30 -82 тыс., осётр – 500 - 600 тысяч.

Слайд 5

Озёрная лягушка откладывает от 3000 – 5000 икринок.

Слайд 6

Интенсивность размножения птиц тоже различна: количество яиц в кладке у синицы равно 7 -12 яиц; у куропатки - 20 -25 яиц.

Слайд 7

На одном растении мака ежегодно созревает до 30 - 40 тысяч семян.

Слайд 8.

Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детёнышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают 6 слонят. Расчёты показывают, что даже при такой низкой интенсивности размножения через 750 лет потомство одной пары составит 19 млн. особей.

Слайд 9


Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению в геометрической прогрессии.

Объектом изучения на сегодняшнем уроке станет удивительное растение одуванчик.

Слайд 10

(сообщение учащегося)

У одуванчика множество названий: светик, пушица, пухлянка, солдатики, молочник, дойник, летушки, воздушный цвет, масляный цветок, мартовский куст, грядуница, пустодуй. )

Его семянки, приземлившись в том месте, куда их занес ветер, дадут на следующий год розетку листьев, в центре которой поднимутся желтые корзинки цветков. На месте корзинок вскоре появятся новые пушистые шарики. Тогда вновь и вновь плоды с парашютиками будут покорять расстояния. Великий русский ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев подсчитал, что если на одном стебле одуванчика созреет 100 летучих плодов, то в первый год они могут дать, естественно, 100 дочерних розеток. Семена сохраняются в почве до 10 лет. Чаще всего вегетация длится все лето.

(Новые растения, заняв землю, могут довести численность потомства до 10 000! Через десять лет при такой скорости размножения число одуванчиков, произошедших от единственной пушистой головки, достигнет громадной величины — 1 000 000 000 000 000 000! Представить это обилие растений можно следующим образом. Если один одуванчик занимает площадь около 20 см2, то есть примерно в 10 раз меньше страницы книги, то для размещения такой армии одуванчиков не хватит даже всей поверхности земной суши. Они могут заселить пятнадцать таких планет, как Земля!)



Слайд 11

Математик: Определим возможности геометрической прогрессии в отношении одного растения одуванчика, при условии, что 1 растение занимает площадь примерно 10 м2 и даёт в год 100 летучих семян.

Вопросы:

  1. Сколько квадратных километров площади покроет всё потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии беспрепятственного размножения?

  2. Хватит ли этим растениям на 11 – ый год места на поверхности земного шара?

Примечание: площадь всей поверхности земного шара, включая океаны, составляет 510 млн. км2, а площадь поверхности суши - 148 млн. км2.


Биолог На самом деле одуванчики, так же как и другие организмы, не заполняют собой весь земной шар.

Слайд 12.

Большая часть появившихся на свет особей гибнет, не достигнув половозрелого состояния.


Каковы же причины гибели организмов? (Ответы учеников).

Слайд 13


Отсюда следует второй вывод, сделанный Дарвиным: противоречия между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни неизбежно приводят к борьбе за существование.

«Борьба за существование» - это не совсем удачный перевод английского выражения, употребляемого Ч.Дарвиным, - struggle for life. Слово the struggle означает не только «борьба», но и «напряжение», «усилие», «противодействие». Нельзя видеть в слове «борьба» только кровавую схватку и полагать, что борьба за существование происходит только между волками и зайцами, а между зайцами её нет, поскольку заяц зайца не ест. Дарвин указывал, что этот термин – метафора. В этой борьбе побеждает тот, кто успешно преодолеет неблагоприятные условия и оставит потомство. Борьбу за существование можно уподобить соревнованию. Но приз в этой борьбе не золотая медаль, а право выжить и дать потомство.

В природе происходит непрерывная борьба за существование. Этот термин должен пониматься в широком смысле, как любая зависимость организмов от всего комплекса условий окружающей его живой и неживой природы. Борьба за существование – направляющий фактор эволюции. Где нет борьбы, там эволюция останавливается.

Слайд 14, 15

Задание: заполните таблицу «Формы борьбы за существование одуванчика»

Учитель математики: Решение задач по:

  • Внутривидовой борьбе Слайд 16

  • Межвидовой борьбе Слайд 17, 18, 19

  • Борьба с неблагоприятными условиями Слайд 20

Слайд 21

Биолог Жизнь одуванчика – замечательный пример борьбы за выживаемость. Одуванчик растет на лугах, полях, на лесных полянках, около дорог и человеческого жилья. Цветет растение с начала мая по август.

Одуванчик как будто не реагирует на окружающий мир, смело растет покрвывая своими золотистыми соцветиями лужайки, склоны оврагов на радость малому и старому, как символ солнца и жизни.




Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист ученика»

Оценочный лист ученика 9Б класса


Фамилия и имя ____________________________________________



Математическая задача №1


Решение:

















Задание 2

Заполни таблицу:

(В каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных ниже)

Формы борьбы за существование одуванчиков


Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями






















Математическая задача №2


Решение:



















Математическая задача №3


Решение:
















Математическая задача №4


Решение:




Просмотр содержимого документа
«условия задач»

Математическая задача №1


Одно растение одуванчика занимает площадь примерно

10 м² и дает в год около 100 летучих семян. Сколько квадратных

метров площади:

А) покроет все потомство одной особи одуванчика через 10 лет

при условии, если он размножается в геометрической прогрессии?

Б) Хватит ли на 11-ый год места на поверхности земного шара

всем особям одуванчика?


Примечание: площадь всей поверхности земного шара , включая океаны составляет 510 млн. км², а площадь поверхности суши 148 млн. км²


Математическая задача №2


Одно растение одуванчика занимает площадь 10 м². Даны два

участка площадью 1 га каждый. Первый участок хорошо

освещался, привлекал насекомых запахом и окраской цветов.

Количество семян от одного растения с этого участка составляло

125 штук.

Второй участок – был тенистым, количество семян от одного

растения составляло – 80 штук.

На первом участке плодоносит 80% растений, а на втором – 40%.

Вычислите:

  1. Сколько растений одуванчика произрастает на первом и

на втором участке?

  1. Какой участок дает больше семян?

  2. На каком участке растения будут размножаться и почему?


Математическая задача №3


Вычислите интенсивность гибели организмов.

На зеленый покров из 1200 растений одуванчика лекарственного

и 1200 растений одуванчика позднего выпустили чижей.

Чижи очень уважают семена одуванчика.

Опыт показал, что птицы поедают 75 % семян одуванчика

лекарственного и 45% одуванчика позднего.

Определите:

  1. Число погибших особей;

  2. Число особей, выживших до следующего размножения;

  3. Интенсивность гибели (Е) по формуле

m-n

Е= –––––

m

где m – число особей, выживших до следующего размножения;

N – начальное число особей.






Математическая задача №4


Лето 2012 года было влажным – год благоприятный для развития

Одуванчика. Из 100 семян одуванчика проросли – 92.

Лето 2013 обещает быть засушливым, а одуванчик плохо переносит

засуху. По прогнозам, из 100 семян даст всходы лишь 48 семян

растения. На сколько лето 2012 года благоприятнее лета 2013 года

для всхожести семян подсолнечника.




Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Борьба за существование и ее математическая характеристика

Борьба за существование

и ее математическая характеристика

«Учиться надо весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом…»  Анатоль Франс

«Учиться надо весело…

Чтобы переваривать знания, надо

поглощать их с аппетитом…»

Анатоль Франс

Задачи урока

Задачи урока

  • Показать потенциальную возможность безграничного размножения особей и ограниченность жизненных ресурсов, проиллюстрировать законы природы.
  • Закрепить умения и навыки по решению задач геометрической последовательности.
Интенсивность размножения особей и её математическое выражение Всем живым организмам присуща способность практически «безграничного» размножения.  Интенсивность размножения рыб Виды рыб Количество икры (тыс. штук) Пескарь 1-3 Щука 30-82 Окунь 10-300 Севрюга 400 Осетр 500-600 Судак 300-900

Интенсивность размножения особей

и её математическое выражение

Всем живым организмам присуща способность

практически «безграничного» размножения.

Интенсивность размножения рыб

Виды рыб

Количество икры

(тыс. штук)

Пескарь

1-3

Щука

30-82

Окунь

10-300

Севрюга

400

Осетр

500-600

Судак

300-900

Интенсивность размножения земноводных Озерная лягушка откладывает  от 3000-5000 икринок Жаба откладывает до 10 000 икринок

Интенсивность размножения земноводных

Озерная лягушка откладывает

от 3000-5000 икринок

Жаба откладывает до 10 000

икринок

Интенсивность размножения птиц Синица 7-12 яиц Голуби 2 яйца Чайки 2-3 яйца Куропатки 20-25 яиц

Интенсивность размножения птиц

Синица

7-12 яиц

Голуби 2 яйца

Чайки

2-3 яйца

Куропатки

20-25 яиц

Интенсивность размножения мака В коробочке мака насчитывается до 3000 семян, а таких коробочек на одном растении до 10 штук.

Интенсивность размножения мака

В коробочке мака насчитывается до 3000 семян, а таких коробочек на одном растении до 10 штук.

Интенсивность размножения слонов Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30-90 годами . За 6о лет они рождают 6 слонят. Через 750 лет потомство одной пары составит 19 млн. Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению в геометрической прогрессии.

Интенсивность размножения слонов

Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30-90 годами .

За 6о лет они рождают 6 слонят. Через 750 лет потомство одной

пары составит 19 млн.

Дарвин приходит к выводу о том, что в природе

любой вид животных и растений стремится к

размножению в геометрической прогрессии.

Объект изучения – одуванчик  У одуванчика множество названий:

Объект изучения – одуванчик

У одуванчика множество

названий:

  • Светик
  • Пушица
  • Пухлянка
  • Солдатики
  • Молочник
  • Воздушный цвет
  • Масляный цветок
  • Мартовский куст и т.д.
Математическая задача №1 Одно растение одуванчика занимает площадь примерно 10 м² и дает в год около 100 летучих семян. Сколько квадратных метров площади: А) покроет все потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии, если он размножается в геометрической прогрессии? Б) Хватит ли на 11-ый год места на поверхности земного шара всем особям одуванчика?  Примечание: площадь всей поверхности земного шара , включая океаны составляет 510 млн. км ², а площадь поверхности суши 148 млн. км ²

Математическая задача №1

Одно растение одуванчика занимает площадь примерно

10 м² и дает в год около 100 летучих семян. Сколько квадратных

метров площади:

А) покроет все потомство одной особи одуванчика через 10 лет

при условии, если он размножается в геометрической прогрессии?

Б) Хватит ли на 11-ый год места на поверхности земного шара

всем особям одуванчика?

Примечание: площадь всей поверхности земного шара , включая океаны составляет 510 млн. км ², а площадь поверхности суши 148 млн. км ²

Сегодня одуванчики не заполняют собой весь земной шар. Большая часть появившихся на свет особей гибнет, не достигнув половой зрелости.  Каковы причины гибели организмов?  Недостаток питательных веществ; Нападение врагов; Действие неблагоприятных факторов среды; Борьба за существование  Второй вывод, сделанный Дарвином. Противоречия между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни неизбежно приводят к борьбе за существование.   Борьба за существование - это совокупность  многообразных и сложных  взаимоотношений, существующих между  организмами и условиями среды.      

Сегодня одуванчики не заполняют собой весь земной шар.

Большая часть появившихся на свет особей гибнет,

не достигнув половой зрелости.

Каковы причины гибели организмов?

  • Недостаток питательных веществ;
  • Нападение врагов;
  • Действие неблагоприятных факторов среды;
  • Борьба за существование

Второй вывод, сделанный Дарвином.

Противоречия между интенсивностью

размножения и ограниченностью средств жизни

неизбежно приводят к борьбе за существование.

 

Борьба за существование - это совокупность

многообразных и сложных

взаимоотношений, существующих между

организмами и условиями среды.

 

 

 

Формы борьбы за существование Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями Борьба за существование - направляющий фактор эволюции. Где нет борьбы, там эволюция останавливается.  

Формы борьбы за существование

Внутривидовая

Межвидовая

Борьба с неблагоприятными условиями

Борьба за существование - направляющий фактор эволюции.

Где нет борьбы, там эволюция останавливается.

 

Заполни таблицу: (В каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных ниже) Формы борьбы за существование одуванчиков  Внутривидовая  борьба  Межвидовая  борьба  Борьба с неблагоприятными условиями среды

Заполни таблицу:

(В каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных ниже)

Формы борьбы за существование одуванчиков

Внутривидовая

борьба

Межвидовая

борьба

Борьба с неблагоприятными условиями среды

Причины, приводящие к гибели многих особей одуванчика, не дающих виду занять весь земной шар. 1. Семена вместе с сеном попадают в желудок овцы. 2. Семенами питаются многие птицы. 3. Всходами питаются травоядные животные. 4. Растения топчут люди, давят колёсами тракторов и автомашин. 5. Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром. 6. Сами одуванчики вытесняют друг друга. 7. Семена погибают в пустынях, в Антарктиде, на скалах. 8. Семена погибают и в средней полосе, если они попадут в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия. 9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи. 10. Растения гибнут от болезнетворных микробов и вирусов.

Причины, приводящие к гибели многих особей одуванчика,

не дающих виду занять весь земной шар.

1. Семена вместе с сеном попадают в желудок овцы.

2. Семенами питаются многие птицы.

3. Всходами питаются травоядные животные.

4. Растения топчут люди, давят колёсами тракторов и автомашин.

5. Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром.

6. Сами одуванчики вытесняют друг друга.

7. Семена погибают в пустынях, в Антарктиде, на скалах.

8. Семена погибают и в средней полосе, если они попадут в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия.

9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи.

10. Растения гибнут от болезнетворных микробов и вирусов.

Внутривидовая борьба Математическая задача №2  Одно растение одуванчика занимает площадь 10 м² . Даны два участка площадью 1 га каждый. Первый участок хорошо освещался, привлекал насекомых запахом и окраской цветов. Количество семян от одного растения с этого участка составляло 125 штук. Второй участок – был тенистым, количество семян от одного  растения составляло – 80 штук. На первом участке плодоносит 80% растений, а на втором – 40%. Вычислите: Сколько растений одуванчика произрастает на первом и на втором участке? Какой участок дает больше семян? На каком участке растения будут размножаться и почему?

Внутривидовая борьба

Математическая задача №2

Одно растение одуванчика занимает площадь 10 м² . Даны два

участка площадью 1 га каждый. Первый участок хорошо

освещался, привлекал насекомых запахом и окраской цветов.

Количество семян от одного растения с этого участка составляло

125 штук.

Второй участок – был тенистым, количество семян от одного

растения составляло – 80 штук.

На первом участке плодоносит 80% растений, а на втором – 40%.

Вычислите:

  • Сколько растений одуванчика произрастает на первом и

на втором участке?

  • Какой участок дает больше семян?
  • На каком участке растения будут размножаться и почему?

Межвидовая борьба Математическая задача №3  Вычислите интенсивность гибели организмов. На зеленый покров из 1200 растений одуванчика лекарственного и 1200 растений одуванчика позднего выпустили чижей. Чижи очень уважают семена одуванчика. Опыт показал, что птицы поедают 75 % семян одуванчика лекарственного и 45% одуванчика позднего. Определите: Число погибших особей; Число особей, выживших до следующего размножения; Интенсивность гибели (Е) по формуле   m - n Е= –––––  m где m – число особей, выживших до следующего размножения; N – начальное число особей.

Межвидовая борьба

Математическая задача №3

Вычислите интенсивность гибели организмов.

На зеленый покров из 1200 растений одуванчика лекарственного

и 1200 растений одуванчика позднего выпустили чижей.

Чижи очень уважают семена одуванчика.

Опыт показал, что птицы поедают 75 % семян одуванчика

лекарственного и 45% одуванчика позднего.

Определите:

  • Число погибших особей;
  • Число особей, выживших до следующего размножения;
  • Интенсивность гибели (Е) по формуле

m - n

Е= –––––

m

где m – число особей, выживших до следующего размножения;

N – начальное число особей.

Одуванчик поздний или осенний Одуванчик лекарственный Осенний или поздний одуванчик отличается от лекарственного кожистыми сверху, густовойлочными снизу, прижатыми к земле листьями и оранжево-желтыми соцветиями.

Одуванчик поздний или осенний

Одуванчик лекарственный

Осенний или поздний одуванчик отличается от лекарственного кожистыми сверху, густовойлочными снизу, прижатыми к земле листьями и оранжево-желтыми соцветиями.

Ответ к задаче №3  Число погибших особей одуванчика лекарственного – 900 особей; Число погибших особей одуванчика позднего – 540 особей; Число выживших особей одуванчика лекарственного – 300 особей; Число выживших особей одуванчика позднего -660 особей; Интенсивность гибели одуванчика лекарственного – 0,75 Интенсивность гибели одуванчика позднего – 0,44  Вывод: интенсивность гибели одуванчика лекарственного больше, чем позднего, следовательно, одуванчик поздний (осенний) оказался более приспособленным.

Ответ к задаче №3

Число погибших особей одуванчика лекарственного – 900 особей;

Число погибших особей одуванчика позднего – 540 особей;

Число выживших особей одуванчика лекарственного – 300 особей;

Число выживших особей одуванчика позднего -660 особей;

Интенсивность гибели одуванчика лекарственного – 0,75

Интенсивность гибели одуванчика позднего – 0,44

Вывод: интенсивность гибели одуванчика лекарственного больше,

чем позднего, следовательно, одуванчик поздний (осенний) оказался

более приспособленным.

Семена погибают при неблагоприятных условиях среды Математическая задача №4  Лето 2012 года было влажным – год благоприятный для развития Одуванчика. Из 100 семян одуванчика проросли – 92. Лето 2013 обещает быть засушливым, а одуванчик плохо переносит засуху. По прогнозам, из 100 семян даст всходы лишь 48 семян  растения. На сколько лето 2012 года благоприятнее лета 2013 года для всхожести семян подсолнечника.  Одуванчик – светолюбивое и влаголюбивое растение. Оно плохо переносит засуху, но устойчиво к вытаптыванию, так как его розетка листьев может быть частично погружена в почву.

Семена погибают при неблагоприятных

условиях среды

Математическая задача №4

Лето 2012 года было влажным – год благоприятный для развития

Одуванчика. Из 100 семян одуванчика проросли – 92.

Лето 2013 обещает быть засушливым, а одуванчик плохо переносит

засуху. По прогнозам, из 100 семян даст всходы лишь 48 семян

растения. На сколько лето 2012 года благоприятнее лета 2013 года

для всхожести семян подсолнечника.

Одуванчик – светолюбивое и влаголюбивое растение. Оно плохо переносит засуху, но устойчиво к вытаптыванию, так как его розетка листьев может быть частично погружена в почву.

Жизнь одуванчика- замечательный пример борьбы за выживаемость Одуванчик растет на лугах, полях, на лесных полянках, около дорог и человеческого жилья. Цветет растение с начала мая по август. Одуванчик как будто не реагирует на окружающий мир, смело растет покрывая своими золотистыми соцветиями лужайки, склоны оврагов на радость малому и старому, как символ солнца и жизни.

Жизнь одуванчика- замечательный пример

борьбы за выживаемость

Одуванчик растет на лугах, полях, на лесных полянках,

около дорог и человеческого жилья. Цветет растение с начала

мая по август.

Одуванчик как будто не реагирует на окружающий мир,

смело растет покрывая своими золотистыми соцветиями

лужайки, склоны оврагов на радость малому и старому,

как символ солнца и жизни.

Домашнее задание Прочитать параграф…. Решите задачу, построив математическую модель. Сколько появится бактерий куриной холеры за 10 часов, если одна бактерия делится каждый час.

Домашнее задание

  • Прочитать параграф….
  • Решите задачу, построив математическую модель. Сколько появится бактерий куриной холеры за 10 часов, если одна бактерия делится каждый час.

«Особи, обладающие хотя бы самым маловажным преимуществом перед остальными, будут иметь более шансов на сохранение и размножение своего рода. С другой стороны, мы можем быть уверены, что всякое изменение, сколько – нибудь вредное, будет неукоснительно подвергаться истреблению. Сохранение полезных индивидуальных различий и уничтожение вредных я назвал естественным отбором или переживанием  наиболее приспособленных», - писал Ч.Дарвин в работе «Происхождение видов».  Спасибо за урок!

«Особи, обладающие хотя бы самым маловажным преимуществом перед остальными, будут иметь более шансов на сохранение и размножение своего рода. С другой стороны, мы можем быть уверены, что всякое изменение, сколько – нибудь вредное, будет неукоснительно подвергаться

истреблению. Сохранение полезных индивидуальных различий и уничтожение вредных я назвал естественным отбором или переживанием

наиболее приспособленных», - писал Ч.Дарвин в работе «Происхождение видов».

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!