СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок алгебра и обществознание на тему "Решение задач методом вынесения общего множителя за скобки на тему: Производство: прибыль, выручка, затраты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок алгебра и обществознание на тему "Решение задач методом вынесения общего множителя за скобки на тему: Производство: прибыль, выручка, затраты"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Усть-Кутского муниципального образования

Иркутской области




Разработка интегрированного урока по теме:

Решение задач по теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль»

с применением метода вынесения общего множителя за скобки»





учитель математики Катышевцева Александра Сергеевна




г. Усть-Кут

2020г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Математика и обществознание

Тема урока: Решение задач по теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль» с применением метода вынесения общего множителя за скобки»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

Деятельностная цель: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.


Содержательная цель: выявление уровня знаний по теме «Разложение многочлена на множители» решать, формулирование обобщения знаний по разделу и приобретение новых знаний, выходящих за рамки школьной программы.


Задачи урока:

Образовательные: выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности.

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; развитие творческой познавательной активности учащихся; формирование умений опознавать, анализировать факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Образовательная технология

На данном уроке, на разных его этапах, применялась технология интегрированного обучения.

Методы и формы обучения

На уроке использовались такие методы и формы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый), проблемный.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технические средства обучения: мультимедиа


Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап

Цель:

Подготовка учащихся к работе, мотивировать учеников к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветствие, организация внимания.

Учитель математики:

-Доброе утро, ребята!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

-С хорошим настроением приступаем к интересной работе.


Настраиваются на рабочий лад.

Включаются в деловой ритм урока.


Личностные: формирование

эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем

Регулятивные:

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Этап мотивации

Цель: развивать умение определять цели и задачи урока в зависимости от темы.

Учитель математики:

– Как бы вы закончили фразу «Математику уже затем учить надо, что …» М. Ломоносов

Дети дают ответы


Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование цели, выдвижение гипотез, обоснование, уметь оформлять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно

Личностные:

уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: целеполагание, планирование деятельности, умение работать в парах, прислушиваться к мнению своих одноклассников.


-Посмотрите, у вас на партах лежат карточки №1 (приложение1). Это математическое лото. У каждой группы зашифровано свое слово. Расшифруйте его.

(оба учителя контролируют выполнение задания, оказывают помощь)

Решают задания по карточке номер один

Учитель обществознания:

- У каждого из вас получилось свое слово, озвучьте его. Теперь из этих слов нам необходимо составить тему урока.

Называют полученные слова (производство, затраты, выручка, прибыль, множитель)

определяют тему урока, понимают, что получается тема по обществознанию («Производство: выручка, прибыль, затраты»).


Учитель математики:

-Обратите внимание, что у вас осталось слово, которое не подходит к предмету обществознание, подумайте, как мы можем объединить его с теми словами, которые у нас есть.

Ребята формулируют тему урока полностью.

- Давайте сформулируем цель и задачи урока

Определяют цель, планируют работу на уроке.

Учитель обществознания:

- Вы, наверное, уже заметили, что на ваших столах лежат разные купюры (приложение 2)? Выполняя каждое из заданий, вам нужно оценить свою работу. Мы уже выполнили задание «Математическое лото» - оцените свою работу. (На обратной стороне находятся ваши оценочные листы.)

Дети отвечают, ставят себе оценки.

Этап актуализации опорных знаний

Цель:

повторить ранее изученный материал.

Учитель обществознания:

- Прежде чем перейти к решению задач, необходимо вспомнить теоретический материал. Для этого мы предлагаем вам небольшой тест. Каждый выполните карточку под номером 2 (приложение 3)

- Теперь давайте проверим ваши ответы.


Дети решают в группе тест





Далее ребята проверяют тест (ответы на слайде), оценивают свою работу, заполняют оценочный лист.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

контроль своих знаний.

Коммуникативные:

уметь слышать и слушать, понимать речь других, формировать речь, уметь задавать вопросы

Учитель математики:

- Теперь, ребята, давайте решим первую простую задачу.

(задача на слайде) ((приложение 4))

- Что дано в задаче? Какие переменные? Давайте введем для них обозначения: В-выручка, П-прибыль, З-затраты. Как они все между собой связаны? (В=П+З)

На что должны обратить внимание? (Дана ежегодная выручка, а найти нужно ежемесячные затраты)

Дети отвечают на вопросы, записывают краткую запись в тетрадь, выполняют вычисления.

Контроль усвоения знаний,

Цель:

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Далее совместно решаются две задачи, для отработки алгоритма. (Учителя отвечают на заданные вопросы, помогают выстроить алгоритм)

Дети решают задачи в группах, обсуждают, задают вопросы учителю

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, составлять план действий, выполнять работу по алгоритму.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с полнотой точностью.

Познавательные:

уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Физминутка:

Учитель обществознания:

- Засиделись мы ребята,

прибыль лучше чем утрата,

что ж пора размять и мышцы,

чтобы носить мешки с наличными!

Ну-ка дружно встали вместе, Повернулись-ка на месте,

Громко хлопнули три раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Поклонились на «ура!»

А теперь и сесть пора!


Закрепление

Цель: закрепить полученные на уроке знания, выявить затруднения при решении задач, развить умения работать в команде, брать на себя ответственность.

Учитель математики:

-Представьте, ребята, что вы уже взрослые и вам самостоятельно необходимо следить за прибылью. Я вам предлагаю пять разных задач, про разных людей и их финансовое положение. Карточка номер 3 (приложение 5)

(Задачи разноуровневые, работа в группах)

(оба учителя контролируют выполнение задания, оказывают помощь)


Дети работают в группах (задачи разной сложности)



Результаты вносят в оценочные листы

Личностные:

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группах, прислушиваться к мнению своих одноклассников. Корректировать ошибки, устранять недочеты.

Познавательные:

уметь извлекать из разных источников необходимую информацию

Учитель обществознания:

- Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать о решении своих задач, мы предлагаем вам посмотреть видео ролик и ответить на вопрос: К какому типу относится человек из вашей задачи?

Дети смотрят ролик, обсуждают в группах, отвечают на вопрос.

Проверка задач. Каждая группа рассказывает о решении своей задачи и определяют, к какому типу инвесторов относится герой их задач.

Выполненную в группах работу учащиеся защищают.

Заполняют листы самооценок.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Учитель обществознания:

- мы с вами определили к какому типу относится каждый из героев вашей задачи, а как вы думаете в какой стране каждый из них живет? Определить это вам помогут ваши оценочные листы.

- на столах у вас остались карточки с изображением типов человека – инвестора, выберите ту карточку, которая соответствует тому типу, которым вы бы хотели стать и прикрепите его на числовой луч. Если вам все было понятно и все получилось, то прикрепляете к числу пять, если что то осталось не ясным то ближе к числу четыре, если еще нужно разобраться в теме то к числу три, а если совсем ничего не понятно то к числу два.

Оценивают себя.

Регулятивные : уметь адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание по алгебре: выдается карточка (приложение № 6) Обществознание: стр. 90 № 4,5 выполнить письменно

Записывают домашнее задание

Личностные: самоорганизация


Выводы по уроку:

Урок алгебры и обществознания в 7 классе по теме «Решение задач по теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль» с применением метода вынесения общего множителя за скобки» проведен на высоком уровне с использованием технологии интегрированного обучения. Данный урок - это комбинированный урок, который сочетает в себе несколько типов уроков. Это урок методологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний) и урок усвоения новых знаний.

Урок соответствует требованиям современного урока. На разных его этапах применялись такие методы и формы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый), проблемный, что способствует развитию мышления, развитие творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитию познавательного интереса. Дидактический материал по математике был составлен учителем в соответствии с темой.

Взаимодействие преподавателей математики и обществознания строилось с равным долевым участием каждого из них.

Выдержаны основные закономерности интегрированного урока:

• весь урок подчинён авторскому замыслу,

• урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

• урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого, этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости, отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как "данное" и "новое". На уроке чередовался материал разной степени трудности, присутствовало разнообразие видов учебной деятельности.

Все задачи были реализованы в течение всего урока.




П риложение №1 (Математическое лото)



















Приложение №2 (Оценочный лист)







Приложение №3 (Тест по обществознанию)

1. Затраты – это

  1. Сумма всех расходов, затраченных на производство

  2. Сумма всех доходов

  3. Все доходы от оказания услуг

  4. Это сумма всех товаров и услуг

2. Выручка – это

  1. Это сумма всех расходов

  2. Сумма всех денежных средств после оказания услуги, продажи товара

  3. Сумма денежных средств, потраченных на производство

3. Производство – это

  1. Общественный процесс создания материальных благ

  2. Изготовление ,выработка какой-либо продукции

  3. Работа на заводе

  4. Продажа товаров и услуг

4. Прибыль – это

  1. Превышение суммы выручки над суммой затрат

  2. Остатки от затрат на производство

  3. Сумма всех расходов

5. Многочлен – это

  1. число, показывающее, сколько раз повторяется слагаемым другое число для получения произведения

  2. сумма одночленов

  3. произведение переменных, чисел и их степеней

Приложение №4 (Задачи)

Задача №1

Годовая выручка фирмы "Диваныч" составляет 120 000 руб., а ее ежемесячная прибыль - 7000 руб. Какова сумма ежемесячных затрат фирмы "Диваныч"?

Задача №2

Ежедневная выручка предприятия "Гефест" составляет 500t руб. Ежедневно на оплату света тратится 5a руб., воды - t руб., на сырье – 2t руб., на аренду – 5a руб., на заработную плату рабочим – 2t руб. Какова сумма прибыли предприятия "Гефест" в месяц?

Задача № 3

Настя работает бухгалтером. Ежедневно на питание и проезд она тратит t рублей. Каждый месяц она платит 5а рублей за электроэнергию, 5а рублей за водоснабжение, 4t рублей за отопление и t рублей за интернет. Какая у Насти заработная плата, если ее прибыль составляет 15t в месяц?

(а в 10 раз меньше t)





Приложение №5 (Задачи разноуровневые, для самостоятельной работы в группах)

ГРУППА №1

Зоя работает в универмаге «Унисон» продавцом и фасовщицей. Ее заработная плата составляет 20t и 15t соответственно.

Ежедневно Зоя тратит а на проезд и 5а на продукты.

Так же раз в месяц Зоя платит кредит 2t за телевизор и t за мобильный телефон.

Ежемесячные выплаты за коммунальные расходы составляют: 3а за электроэнергию, t за водоснабжение, 4t за отопление и t за интернет.

Определите прибыль Зои. Сравните ее затраты и прибыль.

(а в 10 раз меньше t)


ГРУППА №2

Коля работает крановщиком. Его ежемесячная прибыль составляет 38t.

Ежедневно Коля тратит в среднем 2а на проезд и 8а на питание.

Так же раз в месяц Коля платит кредит 2t за мобильный телефон.

Коля живет в съемной квартире, ежемесячная стоимость которой составляет 6t. Определите заработную плату Коли. Сравните его затраты и прибыль.

(а в 10 раз меньше t)


ГРУППА №3

Миша работает инженером. Его ежедневные траты на питание и проезд составляют t.

Ежемесячные выплаты за коммунальные расходы составляют: 0,5t за электроэнергию, t за водоснабжение, 4t за отопление и t за интернет.

Определите заработную плату Миши, если его прибыль больше затрат на 10,2t. (Но Миша очень добрый и щедрый, поэтому практически все его ежемесячная прибыль уходит на помощь приютам и на займы друзьям.)


ГРУППА №4

Чарльз ежемесячно откладывает n-ую сумму денег от своей заработной платы. С учетом затрат, на свои нужды ему остается такая же сумма, что ион кладет на счет. Какую сумму кладет Чарльз на счет, если его заработная плата составляет 60t?

Ежемесячные выплаты за съемную квартиру Чарльза составляют: 10t


ГРУППА №5

Маша является хозяйкой цветочного магазина «Ромашка». Выручка от магазина составляет: 105t

Ежедневные расходы Маши составляют 2t.

Ежемесячно она платит 12 t за коммунальные услуги. Остальные полученные от магазина средства, Мария инвестирует в акции ООО «ХХХ», прибыль от которых складывает на счет. Какую сумму Маша инвестирует в фирму?


Приложение №6 (Домашнее задание)

Решить задачу

Ежедневные затраты цветочного магазина "Флер" составляют 1000 руб., а ежемесячная прибыль 20 000 руб. Какова сумма годовой выручки цветочного магазина "Флер"?




Список используемой литературы:

  1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, под ред. С.А.Теляковского «Алгебра. 7 класс» учебник, Москва «Просвещение», 2017.

  2. Обществознание 7 класс (Боголюбов Л.Н.), Издательство Просвещение, 2013

  3. Лекции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Основное общее образование. Достижение планируемых результатов». О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева.

  4. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=vzQ_ahQ-h3U&feature=emb_logo



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!