СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный подход на метапредметной основе на уроках музыки в качестве средства формирования целостной картины мира школьников для достижения метапредметных результатов.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный пожход на метапредметной основе на уроках музыки в качестве средства формирования целостной картины школьника

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный подход на метапредметной основе на уроках музыки в качестве средства формирования целостной картины мира школьников для достижения метапредметных результатов.»

В статье рассматривается интегрированный подход на метапредметной основе на уроках музыки в качестве средства формирования целостной картины мира школьников для достижения метапредметных результатов.



Ключевые слова: метапредметность, интеграция на метапредметной основе, интегрированный подход, метапредметный подход, метапредметные результаты



Д.Б. Кабалевский в свое время говорил, что музыка в школе выходит далеко за пределы искусства. Она так же как литература и изобразительное искусство является ничем незаменимым средством формирования духовного мира школьников.


Музыка представляет собой не только предмет эстетического наслаждения, но и в большей степени, чем любой другой вид искусства, влияет на идейные и моральные качества людей, формирует их нравственный облик, воспитывает понимание прекрасного, развивает эстетическое отношение, как искусству, так и окружающей жизни.


Предлагаю рассмотреть интеграцию музыки с предметами гуманитарно-эстетического и общеобразовательного циклов.


Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях: внутрипредметном, (интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей) и метапредметном (объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий).


Интеграция предполагает изучение музыки в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим.


Суть интеграции как средство достижения метапредметных результатов заключается в наслоении различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания, например, образ, раскрывается в музыке через музыкальные, в литературе – через художественные средства выразительности, в живописи – через духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.


Так как метапредметный поход подразумевает сочетание различных научных дисциплин, урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея, в ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.


Формирование метаумений становится целью любого обучения. Слушая Ленинградскую симфонию Д. Шостаковича или кантату «Александр Невский», мы соприкасаемся с историей.


Особое внимание на уроках музыки следует обращать на литературные произведения. Метапредметность проявляется в самом содержании программы по предмету, например, в 5 классе есть тема «Что роднит музыку с литературой?». На уроках музыки мы изучаем литературные произведения, в которых рассказывается о музыке, о музыкантах, изучаем стихи и прозу, делаем драматизации и инсценировки. Урок-спектакль, урок-загадка, урок-расследование и т.п. поднимают урок на более высокий уровень, оказывают многостороннее влияние на личность школьника. Так структура урока-расследования музыкального произведения «Опера «Князь Игорь», «Плач Ярославны» и литературного «Слово о полку Игореве» в 7 классе основана на законах художественной драматургии (завязка – кульминации – развязка). Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Тема урока «Народное искусство Древней Руси» (6 класс) предполагает сначала изучить культуру своего народа, своего края, а затем подняться до понимания основы культурного наследия народов России в литературные и музыкальные произведения («Повесть временных лет» и опера А.П. Бородина «Князь Игорь»). В 6 классе при изучении темы «Образы русской народной духовной музыки» учащиеся оценивают красоту мелодий русских народных песен на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и приходят к пониманию красоты музыкальной культуры России в произведения музыкального, литературного, изобразительного искусства.


Изучая нотную грамоту, не забываем о русском языке: находим слоги с названием нот, вставляем в слова, подбираем слова, в которые входит название нот. Прохлопываем слова, выделяя ударные слоги. При слушании произведений подбираем слова - синонимы, соответствующие характеру музыки. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов, сказок, музыкальных пьес работаем над развитием устной речи, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счет фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки.


Содержание взаимопроникающей формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки и отрывков литературного произведения, восприятие живописи и т.д. Дети проявляют свое творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, развивать навыки ориентирования с окружающей действительностью.


В сферу исполнительской деятельности учащихся добавляем пластическое интонирование и музыкально – двигательные упражнения, где речь идет о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.


Уроки музыки связаны и с физкультурой. Мы маршируем, дирижируем, показываем различных животных, организуя разминку для мышц. Для развития голосовых связок и дыхательной системы выполняем дыхательную гимнастику.


А музыка Бетховена настолько отличается от рок-музыки, что изменяет структуру воды. Замораживание воды с воздействием на нее музыки дает разнообразные формы кристаллов: рок-музыка – кристалл уродливый и мутный, классика – форма безупречна.


Интегрированный подход на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность; формирует познавательный интерес учащихся, позволяет систематизировать знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления.


Проведение интегрированных уроков на метопредметной основе повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует владения методикой новых технологий, осуществления деятельностного подхода к обучению и достижению метапредметных результатов.


Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает создание целостной картины мира в сознании ребенка. При таких знаниях о мире, выраженном в числах и фигурах, художественных образах и т.д.


Метапредметный подход реализуется на занятиях вокально-хорового искусства (ансамбль «Весёлые нотки»). Он позволяет сочетать обучение (формирование голосового аппарата, хоровых навыков и музыкальной грамотности), воспитание (осознанного отношения к искусству, любви к музыке, пению, качеств личности) и развитие творческих, музыкальных способностей. Совместное сотворчество учителя и обучающихся приносит положительные результаты: школьный хоровой коллектив ежегодно участвует в районных, областных конкурсах и конкурсах федерального и международного значения, занимает призовые места.


Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применяемые как в рамках образовательной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.


Таким образом, значение метапредметного подхода в музыкальном образовании школьников состоит в том, что он позволяет сохранить и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения, формулировать впечатления и отношение к музыкальному искусству, грамотно анализировать любое другое художественное произведение, что поможет в дальнейшей учебе и жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!