СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный открытый урок по теме: «Рыбы — представители водной среды жизни»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Рыбы», определить уровень усвоения знаний и формирования предметных компетенций обучающихся по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный открытый урок по теме: «Рыбы — представители водной среды жизни»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №21 с. Семёновка г. Йошкар-Олы»











Интегрированный открытый урок по теме:

«Рыбы — представители водной среды жизни»

для обучающихся 7Б класса



Подготовили

учитель биологии первой

квалификационной категории

Грязева В.Н

учитель физики первой

квалификационной категории

Подыганова Н.А.

















Рыбы — представители водной среды жизни»

Цели:

Предметные: систематизировать н обобщить знания обучающихся по теме «Рыбы», определить уровень усвоения знаний и формирования предметных компетенций обучающихся по данной теме.

Метапредметные: расширить и закрепить функции органов рыбы в соответствии с знаниями обучающихся по физике, с законами физики, которые едины для органического и неорганического мира.

Личностные: развить интерес и познавательные способности обучающихся на основе добывания ими знаний и приобретения отчета познавательной деятельности.

Тип урока: интегрированный урок биология —- физика.

Технологии: информационно - коммуникативная, проблемного обучения, практико-ориентированная технология.

Методы: словесный. наглядный, поисковый, решение творческих задач, объяснительно-иллюстративный. заполнение таблицы.

Оборудование и материалы: компьютер. мультимедийный проектор, презентация, стенгазета.

Структура урока:

1. Организационный этап - настроить обучающихся к работе на уроке.

(Учебные принадлежности, хорошее рабочее настроение).

2.Актуализация знаний о водной среде жизни.



(Слайд 1). Учитель биологии.

Что объединяет этих животных?

Ответы обучающихся.

Учитель биологии. Правильно. вода. Вернее, водная среда жизни.

Актуализация знаний обучающихся об организмах – гидробионтах.

3 группы организмов по местообитанию в водной среде жизни —планктон, нектон, бентос (связь с географией).

Учитель биологии.

Что значит вола для живых организмов?

Ответы обучающихся.

Учитель биологии. Да. В воле зародилась жизнь. И вода является основой жизнедеятельности клетки.

3. Постановка темы и цели урока.

Учитель биологии.

О каких обитателях водной среды идёт речь?

И у взрослых, и у деток

Вся одежда из монеток?

Учитель биологии. Это рыбы. Рыбы и вода. Вода и рыбы. Ребята, как назовём тему урока?

Обучающиеся предлагают название темы урока.

Учитель биологии: (Слайд 2). Напишем тему урока в тетрадь. Рыбы — представители водной среды жизни.

Вода для рыб - это среда жизни. Вода для таких наук как физика, химия — это вещество с определёнными свойствами. Как вы заметили, на уроке сегодня ваш учитель физики. Что значит вода с точки зрения физики.

Слайд 3 — Учитель физики. Вода – это вещество с удивительными свойствами. Физические свойства воды это:

  1. Подвижность

  2. Плотность

  3. Давление

  4. Температурный режим

  5. Освещенность

  6. Вода - как растворитель

  7. Агрегатное состояние воды

Обучающиеся вместе с учителем раскрывают свойства воды.

(Слайд 4) Особое внимание уделяется агрегатному состоянию воды.

Учитель биологии. Сегодня мы завершаем изучение темы «Класс Рыбы». Обычно на завершающем уроке мы систематизируем и обобщаем полученные знания. Скажите, а какова цель нашего урока, учитывая рассмотренные физические свойства воды и жизнедеятельность рыб как водных представителей.

Обучающиеся предлог перечень вопросов, которые могут быть рассмотрены на уроке.

Учитель биологии. Ребята, совместными усилиями мы сформулировали цель урока:

- расширить, систематизировать и обобщить функции органов рыбы в соответствии

- полученными знаниями по физике, с законами физики, которые едины для органического и неорганического мира.

4-6. Систематизация и обобщение знаний по теме «Рыбы».

Введение обучающихся в обобщённую деятельность (биология + физика)

Воспроизведение на новом уровне (Переформулированные вопросы о выполняемых функциях органов с учётом знания детей по физике. Заполнение таблицы.

Применение знаний п умений в новой ситуации. — Рыбы, как объект изучения науки бионики.

Контроль — усвоения, — обсуждение — допущенных — ошибок и их — коррекция.

Работа по раскрытию содержания поговорок о рыбах)

(Слайд 5). Учитель биологии.

В процессе урока мы заполним таблицу, где отобразим функции отдельных органов рыбы, как биологического органа и как физического объекта. (Приложение 1)

Учитель биологии.

Ребята, на уроке мы обратим особое внимание на скоростных рыб, Назовите, какие рыбы.

- являются чемпионами по плаванию?

Обучающиеся называют скоростных рыб.

(Слайд 6). Вниманию детей предлагается сообщение одного из обучающихся о рыбе-меч

— чемпионе воды и суши.

Учитель биологии.

О человеке, который хорошо плавает говорят: «Плавает как рыба?» Что означает с точки, зрения биологии и физики. «плавает как рыба». (Заполнение таблицы).

Учитель биологии. — Вспомним значение кожи для рыб.

Дети говорят, что кожа рыбы гладкая, покрыта чешуей и слизью. Слизь защищает рыбу от бактериальных и грибковых заболеваний,

Учитель физики вместе с детьми в процессе беседы выясняет значение чешуи и слизи на коже рыбы.

Чем мельче размер чешуи, тем больше скорость. Слизь играет смазки, уменьшает трение тела о воду обеспечивает хорошую скорость передвижения.

(Слайд 7). Учитель биологии. Быстрым и продолжительным плаванием отличаются морские рыбы – тунца, проплывающие с высокой скоростью расстояния до 9000 км. Форма тела гладкая поверхность с обильным выделением слизи.

(Слайд 8). Сообщение обучающегося.

Построена американская подводная лодка 'Скипджек’. Форма корпуса подводной лодки точно такая же, как и у быстроходной рыбы тунца. Недавно удалось создать настоящие подводные «лодки-рыбы» ‚ хотя и небольшого размера. Они приводят в действие колеблющимся плавником, который похож на плавник тунца. Сегодня бионики работают по созданию так называемой синтетической слизи тунца.

Учитель биологии.

Данные о значении кожного покрова рыбы впишем в таблицу

(Слайд 9). А теперь вспомним‚ что представляет собой плавательный пузырь.

Дети. Вырост кишечника, заполненный смесью газов.

Учитель физики и дети.

Плавательный пузырь обеспечивает вертикальное движение рыбы. При изменении объёма плавательного пузыря, происходит изменение удельного веса рыбы, и рыба перемещается вертикально. (Далее следует подробное объяснение данного процесса). Значит, плавательный пузырь является гидростатическим органом.

Учитель физики.

Впишем значение плавательного пузыря в таблицу.

Учитель физики.

Ребята, мы выяснили, как перемещаются рыбы. А сейчас решим задачи (Приложение 3). Дети работают по двум вариантам, затем проводят взаимопроверку. (Ответы на слайде 10).

Учитель биологии.

Ребята, как вы думаете, верна ли поговорка «Нем, как рыба» (Включается запись звуков, издаваемых морскими и пресноводными рыбами).

Учитель физики.

Звуки издаются рыбами с помощью плавательного пузыря. По интенсивным регулярным, шумам можно производить поиск рыбных стай, а по характеру издаваемых звуковых сигналов распознавать виды шумящих рыб. Значит, плавательный пузырь - это ещё и орган звукообразования. (Дети дополняют запись в таблице).

Учитель биологии (Слайд 11).

Ребята, а как рыба дышит?

Дети. Рыба дышит кислородом, растворенным в воде. Кислород поступает через жабры.

Учитель биологии.

Жабры- орган дыхания рыб, орган, где происходит газообмен между венозной кровью и водой.



Учитель физики.

При быстром плавании рыбы рот и жаберные крышки открыты постоянно. Через жабры идет непрерывный ток воды, чью скорость, сужая или расширяя жаберные щели, рыбы способны регулировать. Рыба может задать потоку скорость большую, чем скорость движения ее самой. Значит, жабры- это орган, обеспечивающий изменение скорости движения рыбы. Жабреный механизм «по совместительству» - гидрореактивный двигатель.

Учитель биологии.

Почему рыб относят к холоднокровным животным?

(Ответы детей).

У рыб температура тела непостоянная, зависит от температуры окружающей среды.

Учитель биологии. (Слайд 12).

Есть рыбы, температура тела которых высока. О таких рыбах говорят, что у них горячая кровь. При температуре океана от 25 до 28 градусов тела, температура тела тунца и меч-рыбы от +40 до +41 градуса тепла. Выяснилось, что организм скоростных рыб снабжен парой сосудистых сплетений, которые расположены по бокам тела, неподалеку от жабр.

Крупные сосуды, идущие к жабрам и от жабр, разветвляются на множество мелких параллельных. Эти сосуды тесно переплетаются, но нигде не соединяются друг с другом.

Смысл этой картины ясен каждому инженеру: теплообменник! Кровь, поступающая из жабры, охлаждается противотоком, но охлаждаясь, она подогревает кровь, идущую из жабр: потери тела снижаются, и становится возможным повышение температуры тела.



Учитель физики.

Жабры рыб выполняют функцию теплообменника. (Внесем эти данные в таблицу).

Учитель биологии. (Слайд 13).

Ребята, назовите особый орган чувств рыбы.

Дети. Боковая линия:

Учитель физики.

Когда рыба плывет, впереди бежит волна давления. Отражаясь от встречных предмета, она возвращается к боковой линии и улавливает ее рецептором. Анализируя полученные данные, рыба получает информацию об окружающих препятствиях, обнаруживает добычу или врагов. Боковая линия помогает рыбе ориентироваться в мутной воде, в темноте и даже без глаз. Боковая линия-гидроакустическая антенная система, локатор.

Учитель биологии. (Слайд 14).

Некоторые рыбы имеют электрические органы. Особые электрические органы служат рыбам для, ориентации, обороны, охоты и общения.

Учитель физики.

Электрические разряды способны выдавать около 250 видов рыб. (Вниманию детей предлагается фрагмент видеофильма об электрическом скате).

7. Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

Учитель биологии. (Слайд 15).

Сегодня на уроке мы посмотрели на рыб глазами биолога и физика. Закрепили полученные знания. Ребята, какой вывод сделаем о рыбах с точки зрения науки биологии и физики?

Детям для вывода предлагается подсказка.

(Примитивные черепные хордовые, двухкамерное сердце, объект изучения физики, один круг кровообращения, холоднокровные животное, применение знаний о рыбах в судостроении и строительстве подводных лодок, объект для получения электроэнергии, объект промысла.)

Обучающиеся сформулировали вывод по теме урока, как с биологической, так и с физической точки зрения.

Высказали свои впечатления и пожелания по уроку.





































ПРИЛОЖЕНИЕ

Органы рыб

Биология

Физика

Кожа

  1. чешуя

  2. слизь

Защита организма от факторов внешней среды

  1. Чем меньше чешуя, тем больше скорость

  2. ?

Плавательный пузырь

?

?

Жабры

Орган дыхания,

?

  1. Диффузия

  2. Влияет на скорость движения

  3. Теплообменник

Боковая линия

?

Гидроакустическая антенна, локатор

Мышцы

?

?

Класс рыбы

?

Объект изучения физики, применение знаний о рыбах о судостроении и …?





































Органы рыб

Биология

Физика

Кожа

  1. чешуя

  2. слизь

Защита организма от факторов внешней среды

  1. Чем меньше чешуя, тем больше скорость

  2. Играет роль смазки, уменьшает трение тела о воду.

Плавательный пузырь

Вырост кишечника, заполненный смесью газов

  1. Гидростатический орган, работа которого обеспечивает вертикальное движение рыб

  2. Орган звукообразования

Жабры

Орган дыхания,

  1. Диффузия

  2. Влияет на скорость движения

  3. Теплообменник

Боковая линия

Особый орган чувств

Гидроакустическая антенна, локатор

Мышцы

Орган опорно-двигательной системы

У электрических рыб-орган, вырабатывающий электричество

Класс рыбы

Объект научного исследования, объект промысла

Объект изучения физики, применение знаний о рыбах о судостроении и производстве подводных лодок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!