МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ
Интегрированный открытый урок
«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»
Подготовила и провела:
Раджабова Асия Кадиевна
учитель математики и физики
МКОУ «СОШ№8» г. Кизилюрт
«Знать –хорошо, а уметь - лучше.»
Цели урока:
закрепить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме “Электрические явления”.
закрепить навыки работы с формулами;
показать возможность использования информационных коммуникативных технологий на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
закрепление понятий: «Сила тока», «Сопротивление», «Напряжение», «Закон Ома», «Работа тока», «Мощность».
развитие навыков сборки электрических цепей с помощью программы – конструктора “Начала электроники”;
формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ и заданий;
развитие навыков использования ПК при решении задач по физике;
продолжить формирование практических умений учащихся.
Развивающие:
развивать: умение применять знания теории на практике;
развивать: наблюдательность, самостоятельность;
стимулировать познавательную деятельность постановкой проблемных заданий, оценкой, самооценкой.
Планируемые результаты:
Познавательные: формирование проблемы, поиск информации, построение речевых высказываний, анализировать и обобщать изученную информацию, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: повышение мотивации учебной деятельности, готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению, проявлению настойчивости в достижении цели.
Коммуникативные: умение выразить свою мысль, умение организовать учебное сотрудничества между учителем и сверстниками; умение признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль, самооценка, умение рефлексировать.
Метапредметные: формирование умения работать в парах, предоставлять и отстаивать свои взгляды.
Предметные:
Знать: физические понятия «электрический ток», «характеристики электрического тока», «сила тока», «напряжение», «сопротивление», «мощность», «работа электрического тока», «последовательное и параллельное соединение проводников»,строение и принцип работы измерительных приборов и их схематическое обозначение на схеме; знание ТБ за компьютером.
Уметь: выполнять простейшей электрической цепи; выражать результаты измерений расчетов в единицах Международной системы измерения , приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях , применять полученные знания и умения для решения практических и расчётных задач; использовать программу “Начала электроники” при сборке электрических цепей.
Тип урока:
обобщающий.
Комплексно-методическое обеспечение:
Карточки – задания, доска, ПК.
Методы обучения:
словесные
наглядные
практические
проблемные (задачи)
Межпредметные связи:
План урока:
1. Организационный момент | (2 мин.) |
2. Сообщение темы урока, постановка целей. | (2 мин.) |
3.Актуализация знаний | (7 мин.) |
4.Практическая часть. Решение физических задач с помощью ЭТ | (20 мин.) |
5. Физминутка | (2 мин.) |
6.Подведение итогов урока | (3 мин.) |
7.Рефлексия | (2 мин. ) |
8.Домашнее задание | ( 2 мин.) |
Ход урока
I.Организационный момент (мотивация учебной деятельности) (5 мин.)
Учитель информатики:
Здравствуйте ребята. Мы рады видеть вас сегодня на уроке, так как урок у нас будет очень интересный и несколько необычный. И это вы поняли потому, что он у нас проходит в кабинете информатики.
Девиз нашего урока: «Знать –хорошо, а уметь - лучше.»
II. Сообщение темы урока, постановка целей.
Учитель физики:
На уроках физики, мы изучили очень интересный и важный раздел для жизни человека.
Об этом говорят следующие слова:
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды там и тут,
В любом атоме «живут»,
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают
Учитель физики: О чем идет речь в данном стихотворений? Попробуйте сформулировать тему урока и цели. (Молодцы)
Учитель физики:
На этом уроке мы подведём итоги изучения темы “Электрические явления ”, закрепим умение решать задачи с помощью программы Excel, собирать электрические цепи с помощью программы “Начала электроники”.
III. Актуализация знаний (5 мин.).
Перед каждым из вас находится лист самооценки, подпишите, пожалуйста, вашу фамилию и имя. В ходе урока вы будете записывать в него полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока мы переведем в оценки.
Лист самооценки. Ф.И._____________________________ |
Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Задание № 5 | Итого | |
| | | | | |
Твоя оценка: _____ Оценка учителя: _____ |
Учитель физики: Давайте повторим какие определения вы знаете по этой теме.
1.Электрическим током называется…..
2.Единица электрического сопротивления…..
3.Электризация возможна только при …..
4. Электрическое напряжение измеряется в …..
5. Причиной сопротивления является взаимодействие …..
6.Электрическое сопротивление зависит от ……
7.Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при ….
8.Положительный ион – атом….
9. Единица силы тока - …….
10. Амперметр включают в цепь……
11. Одноименные заряды …..
12. Вольтметр включают в цепь……..
Ответы
1.Упорядоченное движение заряженных частиц
2.Ом.
3. соприкосновении
4. Вольтах.
5. электронов с ионами.
6. рода вещества, длины проводника, площади поперечного сечения.
7.параллельном соединении.
8. атом потерявший электрон.
9. Ампер.
10. последовательно.
11. Отталкиваются
12. параллельно.
Учитель физики: Давайте вспомним, какие формулы вы узнали при изучении этой темы? (записать на доске, по желанию).
С какими физическими приборами познакомились?
С какими законами познакомились? Молодцы
Задание № 1: «Лото»
Учитель физики: Необходимо каждой величине поставить соответствующие единицы измерения и обозначение, с помощью карточек подсказок.
После выполнения задания, проводится самопроверка с ответами на слайде и ставится балл согласно критериям проверки в лист самооценки.
(за каждую правильно собранную дорожку, 1 балл).
Ответы
(Молодцы)
Задание № 2.
Учитель физики: При дальнейшей работе на уроке, вам понадобятся знания условных обозначений составных элементов электрической цепи. У вас на столах лежат листочки условных обозначений элементов. Ваша задача, выйти к доске и с помощью магнита закрепить названия этих обозначений .
За каждое правильно записанное обозначение, ставиться 1 балл.
Ответы:
Устное задание №3:
Учитель физики: С помощью данного задания мы проверим, как же вы усвоили некоторые правила и законы, связанные с электрическими явлениями.
(на партах лежат карточки с электрическими схемами)
Учитель физики:
- Ответьте, пожалуйста:
задание 1 команде.
На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?
задание 2 команде.
На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?
задание 3 команде.
На какой схеме показано последовательное включение лампочек?
Молодцы! Вы показали хорошие теоретические знания. А сейчас мы приступим к решению практической части.
Учитель физики: Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали…
Учитель физики: Прежде чем приступить к практической части, давайте вспомним технику безопасности при работе с электрическими приборами и за компьютером.
IV. Практическая часть. (Решение физических задач с помощью программы – конструктора).
Учитель физики:
Сегодня мы предлагаем вам с помощью конструктора «Начало электроники» и «табличного процессора Excel», решать задачи по теме «Электрические явления».
Задание № 3.
Учитель физики:
Для решения данного задания мы поделим команду на две части: первая группа пройдет за компьютеры, а вторая остается на местах собирать электрическую цепь по заданию на листочках.
Учитель физики: Программа – конструктор “Начала электроники” поможет вам собрать цепь из виртуальных приборов. На экране ПК вы увидите, правильно ли вы собрали цепь. Если неправильно, то прибор “перегорит”, а если всё верно, то лампочки будут светиться. (за правильное выполнение задания в листе самооценки вы ставите себе один балл, если цепь собрали неправильно – 0 баллов). А теперь ребята пройдите за компьютеры.
Учитель физики:
У каждого компьютера и на столах лежит карточка с заданием. Вам необходимо собрать электрическую цепь, по предложенному описанию.
Схема №1
Соберите схему соединения батарейки, двух лампочек и трех ключей, в которой каждой из лампочек управляет свой ключ, а размыкание третьего приводит к выключению обеих лампочек. (ответ)
Схема №2
Соберите схему подключения двух лампочек к источнику тока так, чтобы перегорание одной не повлияло на работу другой
IV. Решение физических задач с помощью ЭТ “Excel”
Учитель физики:
Обратите внимание: при решении задач вам надо будет правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически.
Задание № 4
Таблица: Произвести расчёты с помощью программы Excel и заполнить таблицу:
I, А | U, В | R, Ом | t, сек | А, Дж |
0,1 | 2 | | 2 | |
0,3 | 1,5 | | 4 | |
0, 5 | 1 | | 6 | |
Учитель физики: Что вам необходимо вычислить? Какие знания будете использовать ( закон Ома и работу электрического тока). Обратите внимание на единицы измерения. Давайте еще раз вспомним и запишем формулы на доске. (R=U/I, A=UIt, A=P*t)
Учитель физики:
А теперь приступайте к выполнению задания. (Правильно решенная задача дает вам в листе самооценки 2 балла, с ошибкой 1 балл, а если вы задание выполнили не правильно 0 баллов.) А теперь решаем.
Задание № 5.
Имеется электрическая лампа, рассчитанная на ток мощностью 100 Вт. Ежедневно лампа горит в течении для первого варианта - 6ч , для второго варианта - (9ч). Найдите работу тока за один месяц и стоимость израсходованной энергии при тарифе 310 коп. за 1кВт*ч. Решим задачу с помощью программы Excel.
1 вариант
Дано: | | | | Решение: | | |
P= | 100 | Вт | | | | |
t | 180 | ч | | A=P*t | | |
Тариф | 310 | коп./1 кВт*ч | | A | 18000 | Вт |
Найти: | | | | Стоимость | 55800000 | коп. |
А | | | | | | |
Стоимость | | | | | | |
| | | | Ответ: | 18 000 | Вт |
| | | | | 5580000 | коп |
| | | | | | |
И такое же решение у второго варианта. (проверяется заполнение таблицы и правильное использование формул). За правильно решенную задачу 2 балл, неправильная решенная 0 баллов и 1 балл, если вы получили один правильный ответ.
Дополнительная задача:
При силе тока 4А электроплита за 15 мин потребляет 400 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление электроплитки.
Решим задачу с помощью программы Excel.
Эти формулы должны набрать учащиеся:
Дано: | | | | Решение: | |
I= | 4 | A | | | | |
t= | 900 | c | | R=Q/ I^2*t | | |
А= | 400000 | Дж | | R= | 360000000 | Ом |
Найти | | | | | | |
R | ? | Ом | | Ответ: | 360 | МОм |
| | | | | | |
Учитель физики: Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали на уроке.
Учащимся предлагается посчитать свои баллы в информационной карте и выставить себе оценку за урок, по следующим критериям:
«15 и более баллов» - оценка «5»;
«9 -12 баллов» - оценка «4»;
«5 - 8 баллов» - оценка «3»;
«0 – 4 баллов» - оценка «2».
Листы самооценки сдаются учителю на проверку.
VI. Итоги урока:
Учитель физики:
Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя.
Какое из заданий вызвало наибольшее затруднение? Почему?
Выявились ли пробелы в знаниях?
Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению контрольной работы?
Какой материал необходимо повторить дома?
Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?
Где вам в жизни может понадобиться данная тема урока?
VII. Рефлексия:
Учитель физики:
Оцените работу на уроке с помощью сигнальных карточек
«красная» - Многое не понял(а), задания были трудные;
«оранжевая» - На уроке немного затруднялся, но все понятно;
«зеленая» - На уроке было комфортно и все понятно.
VIII. Домашняя работа.
Повторить все формулы и определения. Подготовится к контрольной работе.
Спасибо за урок!!!